Файл: Участники внешнеэкономической деятельности. Разрешение споров между участниками внешнеэкономической деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а) цены ресурсов и продукции, вовлекаемой во внутренний и внешнеэкономический оборот, близки к о оптимальным, т. е. являются равновесными;

б) курсы рубля по отношению к иностранным валютам также являются равновесными;

в) финансовые нормативы (налоги, пошлины, рентные платежи) близки к оптимальным значениям. В том случае, если выполняются все три этих условия, можно говорить о том, что деятельность отечественных экспортеров и импортеров в полной мере отвечает как их собственным коммерческим интересам, так и глобальным интересам развития экономики в целом.

В современных условиях проблема существенного расхождения между внутренними ценами продукции и общественно необходимыми затратами, характерная для централизованного планового хозяйства, в основном устранена. Известно, что в прошлом она обуславливала необходимость использовать в расчетах эффективности внешнеэкономической деятельности весьма сложные подходы к определению общественно необходимых затрат продукции, вовлекаемой во внешнеэкономический оборот. На практике это выливалось в необходимость разработки значительного объема информации и проведения громоздких расчетов.

В современной экономике, на наш взгляд, внутренние цены по большинству товаров приближаются к ценам равновесия и отражают общественно необходимые затраты. Однако по ряду важных товаров они не совпадают (например, весьма существенными являются отклонения цен в энергетике и на транспорте). В таких случаях применение внутренних цен при оценке макроэкономической эффективности ведет к искажению народнохозяйственной эффективности внешнеэкономических связей не только конечной продукции и услуг, включаемых во внешнеэкономический оборот, но и продукции, в производстве которой они используются. Следует отметить, что проблема расхождения внутренних цен и общественно необходимых затрат характерна не только для российской экономики, где переход к рынку еще далеко не завершен, но и для многих стран с развивающейся рыночной экономикой в тех областях, где используются регулируемые цены.

Необходимо обратить внимание на валютный курс рубля к доллару США — ключевой валюте внешнеэкономического оборота России. Можно ли считать его равновесным на протяжении длительного отрезка времени? Оснований для этого недостаточно. По имеющимся макроэкономическим расчетам, рыночный валютный курс долгое время был завышен по сравнению с равновесным валютным курсом. И лишь в последнее время валютный курс рубля к доллару, на наш взгляд, приблизился к равновесному.


В ситуации, когда отсутствует полное согласование локальных критериев (коммерческих интересов) и народнохозяйственного критерия, т. е. общенациональных интересов, государственное регулирование объективно выступает как инструмент, позволяющий направить развитие внешнеэкономического сотрудничества в русло, отвечающее государственным интересам. В пользу необходимости государственного регулирования внешнеэкономических связей свидетельствуют не только теоретические соображения, но и опыт государств, которые ныне относятся к разряду индустриально развитых.

Накопление опыта в процессе формирования системы регулирования внешнеэкономической деятельности позволило обобщить практику в этой области и с учетом мирового опыта подготовить «Закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности», вступивший в силу в полном объеме с 1 июня 1996 г. В нем содержатся основные принципы регулирования внешнеэкономической деятельности, проведено разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области внешнеторговой деятельности, определены важнейшие формы содействия развитию внешнеторговой деятельности и ее стимулирования. [6]

В Российской Федерации сложилась особая система разграничения полномочий в сфере международных отношений. В отличие от двухуровневой системы, сложившейся в ряде иностранных государств, где федеральный центр отвечает за проведение внешней политики и координацию международной деятельности, а субъекты за осуществление внешних связей, в России закреплена трехуровневая модель, при которой федеральные и региональные органы совместно координируют внешние связи субъекты.

Так, например, чтобы субъектом Федерации могло быть заключено соглашение, относящееся к сфере международного сотрудничества, он должен предварительно сообщить федеральным органам о проведении переговоров о подписании такого соглашения. 1 Более подробно это правило раскрывается в Постановлении Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 года № 91 «О принятии Правительством Российской Федерации решений о согласии на осуществление субъектами Российской Федерации международных и внешнеэкономических связей органами государственной власти иностранных государств», в котором сказано, что для вынесения решения Правительства необходимо наличие положительного заключения, выданного Министерством иностранных дел Российской Федерации либо другим федеральным органом в пределах его компетенции.


После получения проекта соглашения Министерство иностранных дел Российской Федерации в течение трех недель информирует государственные органы субъекта РФ о результатах его рассмотрения. При возникновении разногласий проводится установленная законом согласительная процедура.

Соглашение субъекта Российской Федерации, которое противоречит нормам Конституции, федеральным законам или международным договорам Российской Федерации, оспаривается федеральными органами власти в судебном порядке. Что касается государственной регистрации международных соглашений субъектов, то эта обязанность возложена на Минюст Российской Федерации, который ведет государственный реестр указанных соглашений.2

Для открытия представительств на территории иностранных государств органами государственной власти субъектов Российской Федерации также должно быть получено соответствующее разрешение МИД РФ.3 Открытие представительства производится на основе специального соглашения между органами субъекта[7]

1 Федеральный закон от 04.01.1999 N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 11.01.1999. № 2. - Ст. 231.

Правила государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 552).

3 Федеральный закон от 04.01.1999 N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 11.01.1999. № 2. - Ст. 231. и правомочными на то органами иностранного государства или территориального образования иностранного государства для развития контактов с зарубежными партнерами. Для этого необходимо предоставить в МИД проект положения о представительстве, который наряду с проектом соглашения будет проверяться на предмет соответствия законодательству Российской Федерации. Открытие представительства должна предварять тщательная экспертиза, которая будет учитывать и возможности регионального бюджета.

Кроме того, органы исполнительной власти субъектов несут обязанность по информированию специализированного департамента МИД России о своей международной деятельности и установленных международных связях. Для исполнения данного обязательства законодательством предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов обязаны предоставить в МИД информацию о цели намеченного международного мероприятия за 15 календарных дней, а через 15 дней после его проведения направить в Министерство отчет о его проведении.


Из всего вышеперечисленного вытекает, что в системе органов исполнительной власти основной координирующей инстанцией международной деятельности субъектов со стороны федерального центра является Министерство иностранных дел Российской Федерации.

К ключевым целям работы Министерства в этом направлении относятся:

• обеспечение для субъектов Федераций условий, при которых они смогли бы реализовать свое право на участие в международной деятельности, а именно устанавливать международные и внешнеэкономические связи и быть участниками международных организаций;

• превращение сотрудничества с приграничными регионами в базу для развития дружественных связей между Россией и иностранными государствами;

• использование связей субъектов с иностранными партнерами и их органами власти для защиты интересов государства.

2 глава Разрешение споров между участниками внешнеэкономической деятельности

Переход экономики России на рыночные отношения, отказ от государственной монополии внешней торговли и государственной валютной монополии свидетельствуют о кардинальных изменениях в системе внешнеэкономической связи. Между тем выход на мировой рынок и участие в процессах глобализации приводят участников внешнеэкономических сделок к необходимости акцептования общепринятых норм международного частного права, в частности, в сфере разрешения споров, вытекающих из указанных сделок. Одной из ключевых проблем в данной сфере является проблема подсудности подобных споров.

Содержание сделки, определение прав и обязанностей сторон устанавливаются по соглашению между сторонами. Однако в любом договоре, и прежде всего во внешнеэкономическом, невозможно урегулировать все вопросы, предусмотреть все ситуации, которые могут возникнуть в будущем в ходе его исполнения. Поэтому необходимо понимать, какие правовые нормы, содержащиеся в международных конвенциях, внутреннем законодательстве, торговые обычаи могут быть применены к конкретному договору, в том числе для правильного выбора судебного органа для подачи иска.[8]

Рассмотрение подобных исков осуществляется в рамках международного гражданского процесса, под которым понимается совокупность мер процессуального характера, связанных с защитой прав иностранцев и иностранных юридических лиц в суде. При этом сам термин «международный гражданский процесс» носит сугубо условный характер, поскольку речь не идет о каком-то международном рассмотрении конкретного дела и не существует международной универсальной организации, призванной рассматривать споры между субъектами (сторонами) из разных государств.


В общем случае спор между субъектами частного права — участниками внешнеэкономических сделок разрешается в пределах внутреннего права одного или нескольких государств, и такие споры являются предметом внутреннего процессуального права. Определение же подсудности в целом возлагается на самих участников сделки, которые и закрепляют достигнутый в данном вопросе консенсус в международном коммерческом договоре. Между тем в этой сфере существует целый ряд коллизионных вопросов, связанных с международной подсудностью.

Под международной подсудностью понимается компетенция судов какого-то конкретного государства по разрешению гражданских дел с участием иностранной стороны (сторон) или с каким-либо иным «иностранным элементом». Только после того как будет установлено, в компетенцию судебной системы какого государства в целом входит рассмотрение спора, можно конкретно определить судебную инстанцию, правомочную рассматривать спор.

Общеобязательной для государств системы норм о международной подсудности по делам из внешнеэкономических сделок, равно как и по гражданским делам в целом, не существует. Каждое государство само определяет, какие споры относятся к компетенции его судов. Поэтому на практике возникают случаи, когда рассмотрение одного и того же спора может одновременно входить в компетенцию судов двух или даже нескольких стран. В случаях подобного рода говорят о «конфликтах юрисдикций»[9]. Такой «конфликт юрисдикции» может быть устранен лишь путем заключения многосторонних и двусторонних соглашений между государствами. В подобных соглашениях содержатся правила о международной подсудности, применяемые в рамках сотрудничества, регулируемого этими договорами.

Если коллизионные правила позволяют преодолевать «столкновение материальных законов», то правила о международной подсудности разрешают «конфликты юрисдикций»: «положительные конфликты» (процессуальные нормы двух и более государств претендуют на подсудность в отношении одного и того же дела») и «отрицательные конфликты» (процессуальные нормы двух и более государств отказываются от подсудности в отношении одного и того же дела). Кроме того, в отсутствие общеобязательной для государств системы норм международной подсудности по гражданским делам может возникнуть проблема «lis alibi pendens» (наличие процесса по тому же делу в иностранном суде как основание для оставления иска без рассмотрения).

Многосторонние соглашения по вопросам подсудности условно делятся на две группы. К первой группе относятся соглашения общего характера, содержащие положения о подсудности по всем категориям дел, в частности, Конвенция в Лугано о подсудности и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам 1988 г. Вторая группа включает соглашения, касающиеся подсудности отдельных категорий споров, например, Конвенция об унификации некоторых правил, относящихся к гражданской юрисдикции по делам о столкновении судов 1952 г.