Файл: Участники внешнеэкономической деятельности. Разрешение споров между участниками внешнеэкономической деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Известны три основные системы определения подсудности: франко-романская (латинская), германская и англо-американская, в которых в качестве критерия берется один из признаков, являющийся определяющим, при игнорировании прочих факторов.

Между тем в настоящее время определение международной подсудности все чаще осуществляется на основе международных многосторонних и двусторонних договоров и соглашений универсального и специального характера.

Правовая регламентация вопросов международной подсудности осуществляется нормами международных договоров, гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства соответствующих государств. В каждой из этих групп можно выделить нормы об исключительной, альтернативной и договорной подсудности.[10]

Исключительная подсудность означает установление подсудности спора суду определенного государства с исключением его подсудности судам иных государств.

Альтернативная подсудность предоставляет право выбора между судами своего и иностранных государств.

Кроме того, помимо общих принципов определения подсудности в законодательстве и практике многих государств допускается также договорная подсудность, в рамках которой стороны в споре могут договориться о том, в суде какого государства будет рассматриваться их спор. Однако применение договорной подсудности связано с рядом ограничений, заложенных в национальном праве и международных договорах.

Например, решение проблемы международной подсудности не устраняет необходимости определения права, которое компетентный суд должен применить к конкретной внешнеэкономической сделке. Рассматривая дела с иностранным элементом, суды в Российской Федерации и в других странах, в принципе, применяют при решении гражданских процессуальных вопросов право своей страны. При этом возможны случаи, когда то или иное понятие по российскому законодательству относится к материальному праву, а по праву какого-либо иностранного государства — к процессуальному, или наоборот. Иностранный закон, как правило, не подлежит применению в российском суде по тем вопросам, которые по российскому законодательству считаются процессуальными. И наоборот, то обстоятельство, что данная норма считается в другой стране процессуальной, не препятствует ее применению российским судом, если по российскому праву она рассматривается как норма материального гражданского права3.

Сложности в определении подсудности в условиях отсутствия общеобязательной для государств системы норм о международной подсудности увеличивают, на наш взгляд, значимость того, что по взаимному согласию участники внешнеэкономических сделок могут подчинить рассмотрение споров из международного коммерческого договора не государственным судам стран-участников, а международным коммерческим арбитражным судам.


В Российской Федерации, как и во всем мире, субъекты внешнеэкономических сделок оценили преимущества третейского разбирательства, как параллельного негосударственного юрисдикционного механизма защиты прав и законных интересов. Речь идет об альтернативных способах разрешения споров. Одним из наиболее популярных и эффективных способов разрешения споров с участием иностранных предпринимателей является международный коммерческий арбитраж.

Обращение в международный коммерческий арбитраж перестало быть необычным и рассматривается в современном обществе в числе общепризнанных способов разрешения гражданско-правовых споров, вытекающих из свободы договора.

Согласно современной правовой доктрине России третейские суды, каковым является международный коммерческий арбитраж, не входят в структуру государственных судов и не являются элементами российской судебной системы. Это подчеркивает их самобытный характер, который проявляется в том, что защита нарушенных гражданских прав как альтернатива осуществляется негосударственными органами частноправового характера, которые рассматривают исключительно гражданско-правовые споры, если иное не установлено законом.

Важно отметить, что международный коммерческий арбитраж отличается от судебной процедуры рассмотрения и разрешения споров добровольным характером арбитражного разбирательства, который проявляется в свободе сторон в вопросах заключения арбитражного соглашения, выбора арбитров, выбора арбитражной процедуры и применимого права. Кроме того, международный коммерческий арбитраж, являясь альтернативным (несудебным) способом разрешения споров отличается от иных несудебных способов разрешения споров тем, что, во-первых, добровольным решение сторон в пользу арбитражного разбирательства является только в момент заключения соглашения; при наступлении конкретного спорного случая о добровольности уже говорить достаточно сложно; во-вторых, арбитражная процедура не может быть прервана по желанию одной из сторон; в-третьих, право принятия решения по спору представляется арбитру; в-четвертых, решение арбитража может подлежать исполнению аналогично судебному решению.[11]

Международный коммерческий арбитраж является правовым институтом, без которого не может обойтись полноценное и успешное развитие международных экономических отношений. В современном мире во всех странах, имеющих развитую правовую систему, обеспечивающую нормальное функционирование рыночной экономики, признаются различные формы альтернативного судопроизводства. Все чаще стороны приходят к выводу, что разрешение коммерческого спора максимально эффективно при обращении к международному коммерческому арбитражному суду. В подавляющем большинстве контрактов, заключаемых российскими юридическими лицами с фирмами других стран, предусматривается, что споры будут рассматриваться в порядке арбитража.( см.Приложение А)


Важно отметить, что развитие международного коммерческого арбитража на современном этапе связано со следующими особенностями.

Во-первых, усиление роли международного коммерческого арбитража в международных экономических отношениях; во-вторых, повсеместное установление общепризнанных стандартов и правил проведения разбирательства в международном коммерческом арбитраже; в-третьих, расширение перечня споров, которые стороны могут передать на рассмотрение в международный коммерческий арбитраж; в-четвертых, уменьшение роли государственных судов в деятельности международного коммерческого арбитража; в-пятых, процессуальная делокализация международного коммерческого арбитража.

Именно международный коммерческий арбитраж, является гарантом устойчивого экономического сотрудничества и безопасности активов, инвестируемых за границу.

К числу преимуществ относят следующие:

при обращении в арбитраж стороны могут самостоятельно, т.е. своим соглашением определять целый ряд вопросов;

также у них есть возможность влиять в целом на производство по делу в рамках арбитража;

еще одним преимуществом арбитража является окончательность вынесенного решения, которое, как правило, не подлежит обжалованию;

арбитраж не связан, как правило, специфическими процессуальными сроками, стадиями и иными обязательными нормами процессуального права, которые имеют место в гражданском процессе;

по сравнению с разбирательством в национальном суде арбитражное рассмотрение дела более оперативно;

арбитражное разбирательство обходится спорящим сторонам дешевле, чем судебная тяжба.

Возможно рассмотрение привлекательности международного коммерческого арбитража по следующим причинам[12]:

1) нежелание передавать споры на рассмотрение в национальный суд другой стороны;

2) возможность выбора места разрешения споров;

3) возможность выбора арбитров.

Право места проведения арбитражного разбирательства регулирует процедуру арбитража и может оказывать значительное влияние на разрешение споров. Каждое государство имеет свои национальные обычаи, особенности, а также концепцию того, как арбитраж должен проводиться на его территории. Взаимообмен между арбитражным процессом и национальной системой права является как бы фундаментом правильного подхода к оценке развития международного коммерческого арбитража.

В отличие от государственных судов, где стороны не имеют возможности влиять на распределение дел между судьями, стороны в арбитраже самостоятельно назначают арбитров;


4)нейтральность арбитров. Арбитры при рассмотрении дела обязаны сохранять нейтральность и рассматривать дело непредвзято;

5) разрешение споров специалистами в соответствующей области.

Следует отметить, что судьи государственных судов иногда недостаточно представляют себе предмет спора и его существо, поскольку не являются специалистами в области внешней торговли, а это приводит к необходимости привлекать для ведения процесса высококвалифицированных экспертов и, следовательно, увеличивать судебные расходы сторон.

6) установление порядка арбитражного разбирательства самими сторонами. Сторонам разрешено определять порядок осуществления разбирательства арбитражем;

7) выбор сторонами применимого материального права.

Рассматривая привлекательность международного коммерческого арбитража как метода разрешения споров, необходимо обратить внимание на предоставлении широких возможностей сторонами самостоятельно определять многие аспекты процедуры разрешения споров, в частности порядок формирования арбитража, процедуру арбитражного разбирательства, место и язык его проведения.

Движущей силой развития международного коммерческого арбитража является «принцип развития свободы индивида». Всякая попытка государства взять под свой контроль арбитраж, навязать излишне формализованную процедуру рассмотрения спора неизменно оборачивается вырождением международного коммерческого арбитража и утратой им своего значения в общественной жизни.

Спецификой международного коммерческого арбитража как способа рассмотрения частноправовых споров является то, что он может рассматривать не все категории споров, а только те, которые являются «арбитрабельными», т.е. рассмотрение которых в арбитраже не затрагивает публично-правовых аспектов государства.

Таким образом, действительным может быть признано только такое арбитражное решение, по которому на рассмотрение в арбитраж передаются споры, предмет которых признается арбитрабельным в Российской Федерации.






 


 

Заключение

Правовой основой международных экономических отношений традиционно выступает институт внешнеэкономической сделки, который представляет собой совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих порядок и формы совершения сделок с участием иностранным юридических лиц, их содержание, условия действительности сделки и правовые последствия ее недействительности и т.п.


Действительно, внешнеэкономическая сделка является гражданско-правовым соглашением, однако ее внешнеэкономический аспект означает, что она подпадает под особый режим регулирования.

Во-первых, в отличие от сделки, где оба субъекта имеют принадлежность к одному государству (национальная сделка), внешнеэкономическая сделка подпадает под сферу регулирования гражданского (торгового) права нескольких государств, ведь речь идет об участниках различной национальной принадлежности. В данном случае возникает проблема применимого национального права для регулирования такой сделки.

В соответствии со ст. 2 Конвенции о праве, применимом к международной купле-продаже товаров (движимых материальных вещей) 1955 г. купля-продажа регулируется внутренним правом страны, указанной сторонами договора. А в соответствии со ст. 3 указанной Конвенции, если сторонами такое право не определено, продажа регулируется внутренним правом страны, являющейся местом постоянного проживания продавца в момент получения им заказа. В случае если заказ получен предприятием продавца, то продажа регулируется внутренним правом страны, в которой находится это предприятие. Тем не менее, продажа регулируется внутренним правом страны, являющейся местом постоянного проживания покупателя или местопребыванием предприятия, выдавшего заказ, если заказ был получен в этой же стране продавцом, либо его представителем, агентом или коммивояжером.

Между тем, выбор иностранного права не является специфической чертой, поскольку и для внутренней сделки стороны также могут выбрать в качестве применимого иностранное право и даже международный договор. Однако действие данных источников будет ограничено императивными нормами национального права (п. 1 ст. 422 ГК РФ).

Действующее российское законодательство позволяет выделить следующие важные особенности соглашения о применимом праве:

а) такое соглашение имеет специфический предмет, а именно выбор права, которым будут регулироваться права и обязанности сторон по договору, а также иные элементы обязательственного статута;

б) заключение такого соглашения является правом, а не обязанностью сторон;

в) действующее гражданское законодательство содержит гибкие правила в отношении порядка заключения соглашения о применимом праве;

г) заключая соглашение о применимом праве, стороны преследуют цель урегулировать свои права и обязанности по договору, с учетом элементов указанных в ст. 1215 ГК РФ, а также определить ту правовую систему, но основе которой, будут разрешаться споры между участниками сделки;