Файл: Понятие и значение приватизации(Анализ осуществления приватизации в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Составлялись ежегодные государственные программы приватизации, но включение в эти программы адресных заданий означало выбор лучших предприятий и их форсированный передел.

Из-за отсутствия финансовых средств у населения, осуществлялась бесплатная раздача государственной собственности и продажа ее по минимальным ценам, главным образом, в интересах директоров и государственных чиновников.

При выборе модели ускоренной массовой приватизации главенствовала текущая политическая целесообразность, а не экономическая разумность.

Фактически устанавливалось господство частной собственности в условиях неполноценной среды ее функционирования и неблагоприятных макроэкономических условиях. При этом внешняя открытость национальной экономики, вместо фактора развития рыночной экономики, оказывала не стимулирующее, а скорее угнетающее и разрушающее воздействие.

Таким образом, при ощутимом политическом результате (возникли слои мелких и крупных собственников) экономически приватизация в России оказалась малоэффективной. Очевидно, что вместо форсирования этого процесса, было необходимо налаживать действенное управление остававшейся государственной собственностью.

Необходимость возврата части переданного в частные руки государственного и муниципального имущества стала сегодня более чем очевидной. Счетная палата признала необходимость разработки и принятия закона о национализации и муниципализации, который определил бы принципы и порядок возмездного отчуждения государством и муниципальными образованиями имущества частных собственников. По мнению авторов записки, речь должна идти о безусловном возвращении государству, равно как и муниципальному образованию, незаконно приватизированного имущества.

В настоящее время практически в каждом российском регионе идут судебные процессы, которые нередко заканчивается возвращением имущества приватизированного предприятия в государственную собственность – полностью или частично. Этот процесс сдерживается отсутствием политической воли руководства страны в этом вопросе и недостаточной силой (на сегодняшний день) давления общества, которое заставило бы власть активизировать процесс восстановления прав государства как собственника в судебном порядке.

3.2 Проблемы осуществления приватизации в России


Приватизационные процессы в нашей стране продолжаются. Но механизм передачи государственной собственности в частные руки несовершенен, а это может привести к огромным потерям государственных финансовых средств. Механизм несовершенства искусственно заложен в законодательство, при этом коррупция, взяточничество, рейдеры увеличивают финансовые и моральные потери государства.

В настоящее время деятельность государственных органов по управлению государственными долями в акционерных обществах нельзя признать удовлетворительной. Эта деятельность нуждается в коренном реформировании и должна быть нацелена на решение двух основных задач:

1. Государство как собственник предприятия должно предоставлять большую самостоятельность менеджменту в практическом управлении предприятием.

2. Государство должно иметь возможность влиять на то, чтобы предприятие было обязано добиваться достижения указанных целей государства и чтобы исполнение этих обязательств контролировалось.

Разграничение собственности на государственную и муниципальную до сих пор вызывает много проблем. Объясняется это, прежде всего, единым публично-правовым статусом субъектов государственной и муниципальной собственности: наличием у них особых властных полномочий, позволяющих принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности, а также осуществлением своих прав собственности в публичных (общественных) интересах и отсутствием должной нормативной базы, регулирующей данные отношения.

Главная цель приватизации состоит в том, чтобы при продаже государственной собственности органы государственной власти в лице чиновников выступали выразителем интересов государства и общества, получая максимально возможную прибыль при продажах и пополняя бюджеты всех уровней финансовыми средствами. Но иногда этого не происходит, и на глазах у всего общества государственное имущество распродается, делится между "своими" или продается на аукционах в интересах заинтересованных лиц. Стало очевидным то, что без здоровой и эффективной системы контроля государственных средств, ресурсов, собственности и финансов нельзя достичь успехов в экономике.

Нужно выработать в стране единую концепцию государственного контроля и дать законодательное определение многих юридических и экономических категорий и понятий. Нужно четко разграничить функции субъектов контроля, т.к. отсутствие такого разграничения заметно затрудняет работу контрольных органов и снижает эффективность проводимых ими мероприятий. Поскольку контроль заключается в выявлении нарушений и коррупционных факторов, то его действенность напрямую зависит от четкости формулировок в нормативных правовых актах содержания каждого вида нарушений и установления в каждом нормативном правовом акте ответственности за его невыполнение с определением санкций, адекватных ущербу, нанесенному в результате неправомерных действий или бездействия должностных лиц.


Учитывая институциональные, правовые, социальные, экономические и культурные особенности формирования института перехода государственной собственности в частные руки в нашей стране, к факторам, затрудняющим определение легитимности прав собственности, можно отнести:

– «серые» схемы взаимодействия власти и бизнеса;

– коррупцию;

– подозрительное отношение общества к крупным собственникам и законности приобретения ими прав собственности;

– несовершенство судебной системы;

– недоверие к средствам массовой информации;

– институциональную недоразвитость, высокие издержки преодоления административных барьеров.

Всё вышеперечисленное приводит к увеличению рисков и издержек, связанных с определением законности правомочий собственника. А поскольку правомочия собственника не всегда можно однозначно отнести к легальным или нелегальным, то в России формируется среда, в которой ни один агент не имеет полной уверенности в том, что его действия не вызовут санкций со стороны государства. Последствия заключения такого рода контрактов являются непредсказуемыми, поскольку сложно оценить возможные потери.

Другой проблемой является возможность оценить легальность правомочий собственника. Практически любой собственник реально представляет объем своих правонарушений. Однако камнем преткновения могут стать непредсказуемое изменение законодательства, несовершенство информации или юридическая безграмотность. И то и другое присуще современному институту частной собственности в России.

Также стоит отметить, что крупные собственники имеют рычаги воздействия на различные контролирующие государственные органы, что приводит к снижению вероятности того, что правомочия этого собственника будут признаны нелегальными. Эта ситуация, которая так часто наблюдается в России, негативно влияет на экономику в целом, а именно:

– чиновниками создаются административные барьеры с целью извлечения определенной ренты (рост коррупции);

– образуется несовершенная конкурентная среда с неравными условиями для различных хозяйствующих субъектов, что порождает препятствия для экономического роста.

В российской экономике функционируют веские предпосылки для размывания легитимности прав собственности, поэтому собственники всё чаще прибегают к взаимодействию с контролирующими органами, судами, чиновниками. И чем крупнее собственник, тем больше у него шансов заключить выгодный для себя неформальный контракт и снизить свои издержки[25,с.167].


Проблема защиты частной собственности, которая была когда государственной, является камнем преткновения на пути к улучшению инвестиционного климата в России и созданию благоприятных условий для притока капитала в экономику.

Уровень защищённости частной собственности в России, несмотря на  усовершенствование законодательства, по-прежнему низкий, что следует из доклада о состоянии предпринимательского климата в 2008–2013 гг.

Более 20% предпринимателей, принявших участие в опросе, на основе которого был подготовлен доклад, считают, что за последние годы уровень защищённости частной собственности снизился. Ещё около 20% респондентов говорят о его улучшении, а 55% отмечают отсутствие изменений.

3.3 Перспективы осуществления приватизации в России

Большинство российского населения, наверное, до сих пор связывает свою жизнь с трансформационным временем, то есть с переходом от административно-командной экономики к рыночной. Однако граница этого времени четко не обозначена, а вследствие этого не всем понятна его суть

Для осуществления перехода к эффективной частной собственности нужно создать такие условия, где процесс производства и обмена продуктов будет осуществляться частным способом, то есть своими силами и за свой собственный счет. Если же частная собственность будет существовать за счет средств налогоплательщиков - государственной поддержки, то она будет являться фиктивной.

Самым важным условием экономической политики, которая сможет обеспечить экономическую стабильность, является установление адекватных прав собственности, а для их защиты требуется адекватное законодательство.

Для устранения отрицательных эффектов приватизации требуется создание институтов рынка, демонополизация экономики, повышения эффективности функционирования рабочей силы, усиление мотивации трудовой деятельности, а также легализация теневой экономики и подчинение ее интересам общества.

Процесс приватизации, который привел к увеличению групповой и индивидуальной форм собственности, не дает право на то, что частная собственность будет полностью заменена государственной. Существую такие отрасли, где нецелесообразно использовать только частную собственность, либо делить на части. Например, транспорт, энергетика, земля, недра, особенно те объекты, которые опасны для населения. В этих случаях сохраняется преобладание государственной собственности и ее монополии.


Почти все государственные предприятия можно разделить на две группы: одна - на коммерческом расчете, вторая - под прямым управлением государства. Очевидно, что образование, наука, медицина, искусство требуют поддержку и от частных организаций. В частной форме собственности возможно использовать частные средства для осуществления творческой и иного вида деятельности, то есть использовать свои частные ресурсы на формирование различных коллективов. Но традиционные индустриальные и постиндустриальные системы технологий в нашей стране не могут создать широких возможностей для развития частной собственности. Поэтому лишь только мелкие предприятия должны быть эффективной частной собственностью. В отношении к большинству средних предприятий осуществление нормальной рыночной политики, которая не должна вмешиваться в деятельность предприятий, не требующих госрасходов, и вмешиваться в те предприятия, где необходимы бюджетные затраты, должно быть обязательным.

В каких сферах ни развивалась бы частная собственность, ее главный успех развития - бюрократические тенденции. Это происходит в условиях нестабильности экономических отношений, где господство подобных тенденций превращает государственную собственность, в корпоративную собственность в убыток развитию других, не менее значимых для экономики форм собственности.

Для развития частной формы собственности как формы необщественной, все большее значение начинают приобретать качественные изменения в содержании отношений собственности. Особенно важным для содержания частной собственности в условиях российской экономики является вопрос о социально-экономическом влиянии государства как собственника. Сейчас с учетом произошедших изменений в структуре частной собственности и последствий уже проделанных шагов нужно уделить особое внимание развитию именно частного сектора. Частная собственность должна иметь в перспективе весомую роль, при этом нельзя забывать о проблемах национальной безопасности, спешить избавляться от прибыльных предприятий.

Для устойчивости экономического развития нашей страны необходим мощный государственно-корпоративный сектор. Для этого нужна общероссийская программа объединения однотипных технологически предприятий, без объединения которых производство неконкурентоспособно.

Правовые формы собственности должны соответствовать ее экономическим формам, в противном случае результаты хозяйственной деятельности оказываются неэффективными или совершенно невозможными. Сегодняшняя приватизационная политика ни через десять, ни даже через сто лет не приведет нашу страну к эффективной экономике. Поэтому надо полностью менять приватизационную политику чем раньше, тем лучше. Но для того чтобы изменить ее, нужно заменить политиков, а для этого нужна материальная сила в виде массового общественного осознания факта, что существуют объективные границы, установленные экономическими законами, за которыми частная собственность становится абсолютно неэффективной. Население страны должно хорошо понимать, что обеспечить эффективность экономики, достаточную для повышения уровня их благосостояния, можно только четко определив границы приватизации.