Файл: Понятие и значение приватизации(Анализ осуществления приватизации в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены (осуществляется, если продажа посредством публичного предложения не состоялась; нормативная цена не определяется; претенденты направляют письменные предложения о цене; покупателем признается лицо, предложившее наибольшую цену; при поступлении одинаковых предложений покупателем признается лицо, подавшее заявку раньше);

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО (может осуществляться (при учреждении ОАО; в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов ОАО); доля акций ОАО, находящихся в собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования и приобретаемых соответственно этими субъектами в общем количестве обыкновенных акций этого АО не может составлять менее чем 25% плюс 1 акция, если иное не установлено Президентом РФ в отношении стратегических АО);

10) продажа акций ОАО по результатам доверительного управления. Лицо, заключившее договор доверительного управления, приобретает эти акции в собственность после завершения срока доверительного управления. Договор купли-продажи акций ОАО заключается с победителем конкурса одновременно с договором доверительного управления; неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора доверительного управления - основание расторжения в судебном порядке обоих договоров. Исполнение условий договора доверительного управления подтверждается отчетом доверительного управляющего, принятым учредителем доверительного управления.

Выбор между формами приватизации конкретного государственного предприятия (объединения) осуществляется на основе предложений специально создаваемых комиссий по приватизации, в функции которых входит также реорганизация предприятия, оценка его стоимости и выработка рекомендаций по способам платежа.

Выбор одной из этих трех форм приватизации государственной собственности увязывается с социальными приоритетами. В частности, предусматривается, что основной формой продажи небольших объектов государственной собственности местного подчинения и предприятий-монополистов является конкурс.

Аукционная форма приватизации рассматривается как форма, дополняющая в случае необходимости форму конкурса. Аукционы по продаже объектов государственной собственности могут проводиться в случае отсутствия предложений об иных формах их приобретения, а также при безрезультатном завершении конкурсов и в случаях банкротства и ликвидации предприятий.


Преобразование государственных предприятий в акционерные общества имеет существенные особенности по сравнению с продажей объектов государственной собственности по конкурсу или на аукционах, а также с созданием новых акционерных обществ. В процессе приватизации путем продажи акций государственных акционерных обществ главная задача состоит в создании реального и ответственного собственника и скорейшей передачи акций в руки граждан и негосударственных юридических лиц. Деятельность государственных акционерных обществ, где преобладающая доля акций принадлежит государственным организациям, должна подлежать более строгой регламентации. Это необходимо для того, чтобы у государственных акционерных обществ не было возможности покрытия недостатка собственных оборотных средств и прямых убытков за счет выпуска облигаций, привилегированных акций и т.п. По мере превращения государственного акционерного общества в негосударственное, где другие акционеры (граждане и негосударственные юридические лица) получат возможность принимать самостоятельные решения по всем вопросах функционирования общества, эти ограничения отменяются.

Глава 2 Анализ осуществления приватизации в России

2.1 История приватизации в России после распада СССР

Начальной точкой отсчета протекания процесса приватизациив Европейских развитых странах принято считать 1979—1981 гг., когда в Великобритании государство продало свои паи в нескольких крупнейших компаниях.

При этом следует отметить, что процесс приватизации  рассматривается как достаточно длительный. Опыт Великобритании полностью подтверждает данный тезис. Так, процесс приватизации  в Великобритании проходил в два этапа па протяжении 10 лет. На первом этапе (1979 — 1983) государство продало собственности на 1,44 млрд. фунтов стерлингов и практически сохраняло контроль над 50% приватизируемых предприятий[17,с.104].

Второй этан приватизации  (1984 —1989) закончился продажей государственной собственности па сумму 14 млрд. фунтов стерлингов. В результате приватизации  доля государственного производственного капитала в экономике страны  составила около 8%.


Процесс приватизации  проходил в различных формах. Наибольшее распространение получили следующие формы:

-продажа государственных предприятий физическим и юридическим лицам;

-либерализация деятельности различных сфер экономики (телевизионной сети, телекоммуникаций);

-концессии (общественный транспорт, уборка бытового мусора);

-безвозмездная передача предприятий в собственность работникам, запятым в них.

В качестве официальных причин, побудивших к проведению приватизации  в стране, выступают следующие:

-свертывание государственного вмешательства в экономику;

-сокращение государственной финансовой помощи предприятиям и расширение использования кредитов на рыночных условиях;

-снижение потребности государственных служб в финансовых средствах;

-распространение акций среди широкого круга населения;

-увеличение заинтересованности граждан в результатах деятельности;

-поощрение конкуренции на всех уровнях в целях снижения цеп и повышения.

Указ об ускорении приватизации госсобственности российский президент Ельцин подписал 29 декабря 1991 года, тогда же российское правительство обнародовало основные принципы ее приватизации. В июне 1992 года глава правительства Ельцина Егор Гайдар развернул первый этап мер по экстренному реформированию экономики, это была "шоковая терапия", ставшая в том числе официальным началом приватизации. Предполагалось, что, отпустив цены и ускорив приватизацию госимущества, благодаря мгновенным реформам молодое правительство, возникшее после распада Советского Союза, сумеет осуществить переворот в общественном сознании, получит всеобъемлющую поддержку народа и укрепит основы нового режима.

Российские реформаторы тех лет полагали, что частная собственность – основа западного общества, они верили, что приватизация станет панацеей и для России, пологая, что приватизация в короткое время поможет избавиться стране от бюрократического контроля в экономике. Были и такие, которые выдвинули грандиозные планы по "продаже России", собираясь все принадлежащее государству, от винта до ядерных реакторов, передать в частные руки.

Однако результаты были слишком далеки от тех целей, которые были поставлены. Приватизация не смогла стимулировать рост доходов, она оказалось абсолютно неэффективной и спровоцировала рост социального неравенства. В результате приватизации 1992-2002 годов 10 процентов богатых россиян получили 32,9 процента от всех доходов населения, то время как на 10 процентов российских бедняков пришлось 2,3 процента. Приватизация была беспорядочной, и случилось так, что акции 500 крупнейших российских предприятий, реальная стоимость которых превышала 200 миллиардов долларов, были проданы за 7,2 миллиарда долларов.


Десять лет российской приватизации не только не смогли обеспечить рост благосостояния российского народа, но ухудшили положение ряда российских предприятий. Приватизация не смогла привлечь иностранные инвестиции, по ее результатам наполняемость российского бюджета значительно сократилась, в равной мере не удалось достичь и социальной справедливости. Подвоя итоги: приватизация тех лет нанесла ущерб безопасности государства и стабильности общества, она стала лишь трамплином для становления класса российских олигархов.

Владимир Путин, ставший президентом в 2000 году, жестко взял власть в свои руки, сказав финансовой олигархии громкое "нет". Он ясно дал понять, что передача частным лицам полномочий контроля над имеющими стратегическое значение секторами – это серьезная ошибка, которая должна быть незамедлительно исправлена.

Вслед за этим Путин, нанося точные удары, уничтожил одного за другим медиамагната Гусинского, "крестного отца Кремля" Березовского и богатейшего человека России Ходорковского – чтобы другим неповадно было. В процессе борьбы с олигархическими структурами, чтобы не допустить дискредитации и манипулирования СМИ с их стороны, он даже прибегал к помощи службы безопасности и силовых структур. И после нескольких раундов борьбы он наконец-то научил этих, размахивавших руками на российской политической арене, олигархов молчать.

Стратегия "новой национализации", которую проводил Путин последние несколько лет, снова привела к созданию крупных государственных предприятий практически во всех стратегических отраслях. Это укрепило ведущую роль государства в экономике, а также эффективно сказалось на ее стабильности. Согласно последним подсчетам, российское правительство имеет долю в 5500 компаний, прямо или косвенно контролирует 45-50 процентов ВВП страны, это в среднем на 30 процентов выше общемирового показателя.

Внезапно разразившийся международный финансовый кризис в 2008 году снова привел к сильнейшим экономическим потрясениям в России, в результате - дефицит – первый за последнее десятилетие.

Вместе с тем, социальное недовольство в обществе переделом собственности в результате приватизации, наличие нарушений как в механизме приватизации (прежде всего это касается предприятий, перешедших под контроль крупных финансово-промышленных групп в результате залоговых аукционов), так и недостаточная эффективность работы приватизируемых предприятий, дали основания для дискуссий среди экономистов и политиков о пересмотре результатов приватизации.


Российская Федерация по состоянию на 1 января 2010 года являлась собственником имущества 3517 ФГУПов, акционером 2950 АО.

27 ноября 2010 года правительство России утвердило "Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основных направлениях приватизации федерального имущества на 2011-2013 гг."

В августе 2011 года правительство РФ обнародовало планы расширения приватизации крупнейших компаний — государство к 2017 году сохранит в ряде компаний только "золотую акцию".

В июне 2012 года правительство РФ утвердило окончательный план приватизации крупных активов на 2012-2013 годы и на период до 2016 года.

Кабмин принял решение приватизировать 7,58% минус одна акция Сбербанка, 25,5% минус одна акция ВТБ, 25% минус одна акция РЖД, 50% минус одна акция "Совкомфлота", 10% "Роснано", 100% Объединенной зерновой компании (ОЗК) и 49,9% минус одна акция "Росагролизинга"[28].

Согласно плану, до конца 2013 года должны быть приватизированы 7% акций АК "АЛРОСА", 14,8% акций ОАО "Интер РАО", 25,5% акций авиакомпании "Сибирь", 100% акций ОАО "Архангельский траловый флот", 21,1% акций ОАО "ТГК-5". Кроме того в плане указано прекращение участия РФ в капитале "Ростелекома". До конца 2015 года могут быть приватизированы 11% акций ВТБ и 3,1% акций АК "Транснефть". Кроме того планируется два этапа приватизации "Российских железных дорог". Согласно документу, до конца 2014 года планируется приватизировать 5% акций РЖД, до конца 2016 — еще 20%.

В 2012 году доходы бюджета РФ от приватизации составили 201,5 миллиарда рублей, было продано 273 пакета акций акционерных обществ, включенных в программу приватизации. Пакет Сбербанка в 7,58% акций был продан за 159,3 миллиарда рублей, 100% "СГ-Транса" — за 22,77 миллиарда рублей, 20% акций "Апатита"- за 11,11 миллиарда рублей, 25,5% Мурманского морского торгового порта — за 2,2 миллиарда рублей[28].

Согласно оценке главы Минэкономразвития Андрея Белоусова, доходы РФ от приватизации крупнейших активов в 2013 годусоставили 292 миллиардов рублей. Эта оценка включает пакеты акций ТГК-5, авиакомпании "Сибирь", Архангельского тралового флота, "Совкомфлота", "Роснано", АЛРОСы, банка ВТБ, "Интер РАО и плюс 5% пакет "Роснефти.

По прогнозам Минэкономразвития, Россия от приватизации государственных активов с 2012 до 2016 года включительноможет получить 3,128 триллиона рублей[27].

2.2 Практика приватизации в современной России