Файл: Понятие и значение приватизации(Анализ осуществления приватизации в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В современной российской экономической модели столкнулись базовые интересы двух субъектов — государства и частного лица. И весь нынешний законодательный сумбур и неразбериха как раз и связаны с тем, что очень многие граждане, состоящие на государственной службе, не могут отличить и отделить свои частные интересы от государственных. Собственные интересы диктуют одни решения, а интересы государства — другие.

Но если не упрощать ситуацию до подобного примитивизма, то при ближайшем рассмотрении окажется, что интересы государства отнюдь не противоречат интересам личности, а совпадают и, по большей части, как раз и направлены на обеспечение последних. Надо только правильно расставлять акценты.

Понятно, что многие чиновники заинтересованы в принятии закона о неотторжимой «семейной собственности», поскольку это позволит им уберечь наворованное от конфискации. Но еще больше в этом законе заинтересованы миллионы землевладельцев, у которых порой просто нет иного способа защитить свою собственность от рейдеров и кредиторов. Если государство не заинтересовано в обнищании и озлоблении своих граждан, оно должно обеспечить их частной собственности железобетонную защиту. И предоставить гражданам неотъемлемое право на самостоятельную защиту своей собственности, смирившись с тем, что неизбежны будут случаи злоупотребления этим правом. Выгоды, по большому счету, многократно перевесят отдельные проблемы, а неприкосновенность частной собственности обеспечит сведение противоборствующих интересов к интересу общему.

Без такого понимания невозможно активное участие граждан в реализации своих материальных интересов в области частной собственности. Подводя итог, можно сказать, что в нашей стране нужно:

-устранить не государственную собственность, а ее монополию. Государственная собственность должна сохранить в перспективе весомую роль;

-решить проблемы национальной безопасности, избавляясь от прибыльных объектов;

-обеспечить развитие различных форм частной собственности и собственности работников, используя и такие варианты разгосударствления экономики, как аренда с правом выкупа;

-приватизировать крупные предприятия.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 годы предусматривает завершение до 2016 года выхода государства из капитала компаний "несырьевого сектора", не относящихся к субъектам естественных монополий и организациям оборонного комплекса, за исключением:


-организаций, включенных в перечень стратегических акционерных обществ и стратегических предприятий, которые будут включаться в прогнозный план после принятия Президентом Российской Федерации решения об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами или об исключении соответствующих предприятий из числа стратегических предприятий;

-находящихся в собственности Российской Федерации миноритарных пакетов акций акционерных обществ, являющихся дочерними обществами головных компаний вертикально-интегрированных структур, в целях их последующего внесения в уставные капиталы головных обществ соответствующих интегрированных структур;

-находящихся в федеральной собственности "единичных" акций акционерных обществ, затраты бюджетных средств на подготовку к приватизации которых превышают возможные доходы федерального бюджета от их приватизации.

Реализация прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 годы направлена на достижение целей и задач, предусмотренных государственной программой Российской Федерации "Управление федеральным имуществом", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 г. № 191-р.

Российская Федерация по состоянию на 1 января 2013 г. является собственником имущества 1795 федеральных государственных унитарных предприятий, акционером 2337 акционерных обществ.

В 2014 - 2016 годах будет продолжена работа по отмене утративших актуальность ограничений на приватизацию определенных видов федерального имущества и дальнейшей оптимизации количества стратегических предприятий и акционерных обществ в соответствии с решениями Президента Российской Федерации. В отношении таких организаций и имущества будет определяться наиболее приемлемый и экономически обоснованный способ управления, включая их приватизацию.

Кроме того, в целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития внутреннего фондового рынка, а также для формирования дополнительных доходов федерального бюджета могут быть приняты отдельные решения о приватизации пакетов акций, имеющих высокую инвестиционную привлекательность.

В 2014 - 2016 годах планируется приватизировать находящиеся в федеральной собственности акции 4 закрытых акционерных обществ, а также 94 объекта иного имущества государственной казны Российской Федерации.

Перечень федерального имущества, планируемого к приватизации в 2014 - 2016 годах, будет дополняться с учетом результатов работы по оптимизации структуры государственной собственности.


На основании отдельных решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации также будут приватизированы пакеты акций крупнейших компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики.

Так, в 2014 - 2016 годах планируется прекращение участия Российской Федерации в уставном капитале открытых акционерных обществ:

-Росспиртпром;

-Объединенная зерновая компания;

-РОСНАНО;

-Ростелеком.

С учетом решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в отношении стратегического развития Московского авиационного узла в 2014 - 2016 годах планируется прекращение участия Российской Федерации в уставном капитале открытых акционерных обществ:

-"Международный аэропорт Шереметьево";

-"Аэропорт Внуково";

-"Международный аэропорт "Внуково".

До 2016 года планируется также сокращение доли участия Российской Федерации в уставных капиталах следующих открытых акционерных обществ:

-Акционерная компания "АЛРОСА" (до 25 процентов плюс 1 акция с координацией продажи акций, находящихся в государственной собственности Республики Саха (Якутия) и муниципальной собственности, с возможностью направления на развитие инфраструктуры Республики Саха (Якутия) денежных средств, поступающих от приватизации акций);

-"ИНТЕР РАО ЕЭС" (до 0 процентов плюс 9 акций);

-"Аэрофлот - российские авиалинии" (до 25 процентов плюс 1 акция);

-"Современный коммерческий флот" (до 25 процентов плюс 1 акция);

-"Государственная транспортная лизинговая компания" (до 75 процентов плюс 1 акция);

-"Российскиежелезные дороги" (до 75 процентов плюс 1 акция);

-"Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть" (до 75 процентов плюс 1 акция);

-"Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф.Э. Дзержинского" (до 75 процентов плюс 1 акция);

-"РусГидро" (до 50 процентов плюс 1 акция);

-"Зарубежнефть" (до 90 процентов, до 50 процентов плюс 1 акция до 2020 года);

-"Банк ВТБ" (до 50 процентов плюс 1 акция).

Сокращение доли участия Российской Федерации в ОАО Банк ВТБ ниже 50 процентов плюс 1 акция будет осуществляться с координацией мероприятий по сокращению участия Российской Федерации в ОАО "Сбербанк России".

Кроме того, до 2024 года планируется сокращение доли участия Российской Федерации в открытом акционерном обществе "Объединенная авиастроительная корпорация" (до 50 процентов плюс 1 акция) и открытом акционерном обществе "Объединенная судостроительная корпорация" (до 75 процентов плюс 1 акция).


Конкретные сроки и способы приватизации этих компаний будут определяться Правительством Российской Федерации с учетом конъюнктуры рынка, а также рекомендаций ведущих инвестиционных консультантов в случаях, предусмотренных решениями Правительства Российской Федерации.

Кроме того, планируется сокращение доли участия открытого акционерного общества "РОСНЕФТЕГАЗ" в уставном капитале открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" до 50 процентов плюс 1 акция до 2016 года.

При организации продажи находящихся в федеральной собственности акций топливно-энергетических компаний необходимо дополнительно учитывать, что до начала 2015 года открытое акционерное общество "РОСНЕФТЕГАЗ" может являться инвестором по отношению к компаниям топливно-энергетического комплекса, пакеты акций которых планируются к приватизации, при условии представления открытым акционерным обществом "РОСНЕФТЕГАЗ" программы финансирования этих сделок, предусматривающей использование дивидендов от акций компаний, находящихся в собственности указанного акционерного общества.

Для компаний ("Объединенная зерновая компания", "Международный аэропорт Шереметьево", "Акционерная компания "АЛРОСА", "Ростелеком", "Аэропорт Внуково", "Международный аэропорт "Внуково") возможно использование специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами ("золотой акции").

Заключение

Государственное имущество – форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежит государству полностью либо на основе долевой или совместной собственности.

В целях решения задачи по оптимизации объема публичного имущества необходимо провести категоризацию имущества, находящегося в настоящее время в государственной и муниципальной собственности:

1) имущество, действительно необходимое для осуществления «публичных» функций. По сути, это – имущество, вообще исключенное из оборота, и имущество, ограниченное в обороте принадлежностью только Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям;

2) имущество, которое может находиться в государственной и (или) муниципальной собственности и использоваться в качестве базы выполнения социальных обязательств до того времени, пока такие обязательства окончательно не перейдут в плоскость рыночных, частно-правовых отношений;


3) недопустимое для нахождения в государственной и муниципальной собственности имущество, то есть имущество, используемое властными органами на цели, не имеющие никакого отношения ни к администрированию, ни к социальным обязательствам перед обществом.

Процесс управления государственной собственностью основывается на тесной взаимосвязи экономических и юридических отношений, однако он отнюдь не однообразен. Управление собственностью реально протекает в различных формах, отображающих особенности правового режима объекта управления и правового статуса, а также порядка действий субъекта управления. К одной из форм управления государственной собственностью относится приватизация. Понятие приватизация подразумевает отчуждение имущества принадлежащего государственным предприятиям, организациям и учреждениям, а так же земельного и жилищного фонда, который находится в коммунальной или госсобственности в пользу юридических или физических лиц, которые являются покупателями в рамках законодательства о приватизации.

Приватизация может осуществляться в форме приобретения покупателями акций государственного предприятия, предварительно преобразованного в государственное акционерное общество; в форме приобретения объекта государственной собственности по конкурсу и в форме приобретения объекта приватизации или его имущества на аукционе.

Существует государственная программа приватизации государственного и муниципального имущества, а так же аналогичные местные программы приватизации субъектов РФ. В плане приватизации на ближайшие годы также значится аэропорт Шереметьево и десятки других стратегически важных объектов. Новая волна приватизации, рассчитанная на 2014 год призвана пополнить бюджет за счет средств от приватизированного имущества (по прогнозам ежегодный доход от приватизации составит 3 млрд.р.). Согласно плану приватизации из 1795 ФГУП приватизировано будет 514, из 2337 акционерных обществ акции 436 компаний планируется также передать в руки частных собственников

В результате проведенной в стране приватизации, по крайней мере, формально, было создано одно из необходимых условий перехода к экономике многоукладного типа. В то же время, ни одна из декларированных приоритетных целей приватизации так и не была достигнута. Положительная оценка же приватизации связана, главным образом, с системной трансформацией экономического строя России, в том числе с устранением монополии государственной собственности в стране и формированием основы многоукладной экономики. Важными результатом является также то, что приватизационные программы реализованы в целом без социальных потрясений, с обеспечением минимально необходимых предпосылок для включения субъектов развивающегося отечественного рынка в мировые хозяйственные связи.