Файл: Особенности обложения операций банка с ценными бумагами налогом на прибыль.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее  реальные достижения ЕВС: 

1) успешное  развитие ЭКЮ, которая приобрела  ряд черт мировой валюты, хотя  еще не стала ею в полном  смысле; 

2) режим  согласованного колебания валютных  курсов в узких пределах, относительная стабилизация валют, хотя периодически пересматриваются их курсовые соотношения; 

3) объединение  20 % официальных золотодолларовых  резервов; 

4) развитие  кредитно-финансового механизма  поддержки стран-членов; 

5) межгосударственное  и частично наднациональное регулирование экономики. Достижения ЕВС обусловлены поступательным развитием западноевропейской интеграции.

Надо  сказать, что успех Европейской  валютной системы был плодом не только и не столько ее внутреннего совершенства, сколько ряда благоприятных внешних обстоятельств, в первую очередь неплохой экономической конъюнктуры и ускорения интеграционного процесса. 

К числу недостатков ЕВС относятся  следующие: 

1. ЕВС  не включает все европейские  валюты. 

2. Хотя  диапазон колебаний курсов валют в ЕВС значительно снизился, периодически происходит корректировка валютных курсов. Наиболее слабые валюты девальвируются, а более сильные ревальвируются. 

3. Слабость  ЕВС обусловлена значительным  структурным неравновесием экономики  стран-членов, различиями в уровне и темпах экономического развития, инфляции, состоянием платежного баланса. 

4. Координация  экономической политики наталкивается  также на нежелание стран-членов  передавать свои суверенные права  наднациональным органам.

5. Частные  ЭКЮ не связаны с официальными ЭКЮ единым эмиссионным центром и взаимной обратимостью. 

6. Выпуск  ЭКЮ довольно скромно влияет  на взаимные операции центральных банков стран ЕС, хотя с 1985 г. их право использовать ЭКЮ для погашения взаимной задолженности расширено с 50 до 100%. 

7. Функционирование  ЕВС осложняется внешними факторами.  Нестабильность мировой валютной системы и доллара оказывают дестабилизирующее воздействие на ЕВС. При снижении курса доллара курсы западноевропейских валют повышаются, а при повышении – снижаются в разной степени, что требует пересмотра их курсовых соотношений. ЕВС продолжает испытывать влияние доллара, так как 60 % международных расчетов в ЕС осуществляется в американской валюте. 

Особенности западноевропейской экономической  интеграции определили структурные принципы ЕВС:

1. Вместо  СДР введен стандарт ЭКЮ –  европейской валютной единицы.  Валютная корзина ЭКЮ состоит из двенадцати западноевропейских валют. В ней доминирует немецкая марка (более 30%). Сфера использования ЭКЮ значительно шире сферы применения СДР и включает не только государственный, но и частный секторы, в том числе депозитно-ссудные операции банков, международные расчеты частных фирм. ЭКЮ постепенно приобретает черты мировой валюты, но еще ею не стала и с 1999 г. заменена евро-коллективной европейской валютой.


2. В  противовес официальной демонетизации  золота в Ямайской системе  в ЕВС возобновлены операции  с этим валютным металлом. Золото и доллары включены в механизм эмиссии ЭКЮ путем объединения 20% официальных золотодолларовых резервов стран-членов ЕС. Центральные банки этих стран перевели 2,3 тыс.т. их золота в распоряжение Европейского валютного института (до 1994 г. - Европейский фонд валютного сотрудничества - ЕФВС), который взамен выпускал ЭКЮ, переводя их на счет соответствующего центрального банка. Взносы золота оформляются возобновляемыми трехмесячными сделками «своп», основанными на сочетании наличной продажи золота на ЭКЮ и контрсделки по покупке его через три месяца.

3. Режим  совместного плавания курсов  валют стран – членов ЕВС  предусматривает пределы их взаимных колебаний (±2,25%, с августа 1993 г. - ±15% центрального курса). Подобный режим коллективного плавания валют называется «европейская валютная змея», так как графическое изображение этих колебаний похоже на движение змеи. Если курс валюты выходит за допустимые пределы, то центральный банк обязан осуществлять валютную интервенцию преимущественно в немецких марках, т.е. продавать марки на национальную валюту в целях сдерживания падения ее курса к марке и наоборот. Коллективное плавание курса валют ЕС обеспечило их относительную стабильность, хотя периодически проводятся официальные девальвации (снижение курса) и ревальвации (повышение курса) - 16 раз за 1979 - 1993 гг. Курс нестабильных валют (Ирландии, Италии, Бельгии, Дании и др.) обычно снижается, а курс «твердых» валют (ФРГ, Нидерландов и др.) повышается, обостряя противоречия между участниками ЕВС.
4. Страны  – члены ЕВС в противовес МВФ создали собственный орган межгосударственного валютного регулирования – Европейский фонд валютного сотрудничества, замененный в 1994 г. Европейским валютным институтом в соответствии с Маастрихтским соглашением о создании Европейского союза (ЕС), а с июля 1998 г. - Европейским центральным банком.

ЕВС более стабильна, чем Ямайская, так  как колебания курсов валют меньше. Ее достижения обусловлены следующими факторами: поступательное развитие экономической и валютной интеграции; передача части суверенных прав наднациональным органам; ориентация на конкретные программы; гибкость при выборе направлений и методов регулирования валютных отношений; разработка механизма принятия и реализации решений.

Однако  и ЕВС испытывает трудности в  связи с противоречиями стран-членов. Ряд ее проблем обусловлен разными уровнями и темпами развития экономики, инфляции, безработицы, состоянием платежного баланса, золотовалютных резервов стран-членов. Ряд стран (Ирландия, Греция, Португалия и др.) требуют увеличения дотаций из общего бюджета ЕС для подтягивания своих отсталых районов в рамках региональной политики. Многие страны против передачи суверенных прав наднациональным органам. Внешние факторы (особенно колебания курса доллара) также осложняют функционирование ЕВС.


Важной  вехой в развитии ЕВС явился Маастрихтский договор (вступил в силу с 1 нояб. 1993) о поэтапном создании Европейского экономического, валютного и политического союза с единой европейской валютой – евро (введен с 1 янв. 1999, вошел в обращение с 1 янв. 2002) с целью изменения расстановки сил во всемирном хозяйстве между США, Японией и «новой Европой».

Первый  этап формирования ЕС начался в июле 1990 г. (поскольку этот договор выработан на основе предыдущего «плана Делора») и предусматривал окончательную отмену валютных ограничений стран-членов в конце 1992 г. Большое внимание уделено сближению уровней экономического развития стран, снижению темпов инфляции, сокращению бюджетного дефицита. На  втором этапе создан Европейский валютный институт (вместо ЕФВС) в составе управляющих двенадцати центральных банков для подготовки к организации Европейской системы центральных банков и эмиссии новой европейской валюты – евро. Здесь внимание уделяется координации экономической, в том числе денежно-кредитной, политики на основе директив Совета министров ЕС и отчетов его стран-членов перед Европарламентом об их выполнении. К нарушителям экономической (особенно бюджетной) дисциплины применяются санкции в форме ограничения кредитов Европейского инвестиционного банка (ЕИБ), штрафов, беспроцентного депозита в ЕС до снижения бюджетного дефицита. Предусмотрена помощь ЕС по оздоровлению экономики в основном за счет совместных фондов и кредитов ЕИБ.

Третий  этап наступил в конце XX в., когда несколько стран ЕС достигло необходимой конвергенции. С января 1999 г. 11 из 15 стран ЕС ввели, как отмечалось ранее, единую коллективную валюту – евро – вначале в форме записи на банковских счетах для безналичных расчетов, а с 2002 г. она будет в наличной форме вместо национальных денежных единиц. Постепенно увеличится число стран ЕС, присоединявшихся к зоне евро. Для денежно-кредитного и валютного регулирования 1 июля 1998 г. создан Европейский центральный банк. На этом этапе введены фиксированные взаимные валютные курсы по отношению к евро - новой коллективной валюте ЕС. 

После переговоров в Маастрихте в 1992 г. главами государств-членов ЕВС было принято принципиальное решение  о поэтапном реальном формировании Экономического и валютного союза, основанного прежде всего на введении единой европейской валюты. В процессе построения ЭВС в качестве главных стратегических целей были названы «независимая единая денежно-кредитная политика, направленная на поддержание ценовой стабильности, и создание единого внутреннего рынка, предполагающего полное снятие ограничений на перемещение капиталов».


Главные компоненты ЭВС  — единая валюта, получившая наименование «евро», и единый Европейский центральный банк, которые неразрывно связаны друге другом. Подобно тому, как каждая национальная валюта всецело находится под юрисдикцией и контролем соответствующеюго государства в лице центрального банка, так единая, наднациональная валюта непременно требует наличия наднационального, международного органа, который осуществлял бы единую для всего региона денежно-кредитную политику. 

Договор, предусматривающий поэтапное продвижение  к Валютному союзу, подписан 12 странами в Маастрихте, в феврале 1992 г., ратифицирован  и вступил в силу с 1 ноября 1993 года.

В январе 1994 г. был создан Европейский валютный институт во Франкфурте-на-Майне, главной целью которого является подготовка к организации Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) и к эмиссии единой валюты - евро.

В декабре 1995 г. на заседании Европейского совета в Мадриде была принята программа введения евро, которая была развита и конкретизирована на заседании того же совета в Дублине в декабре 1996 года.

Эти и ряд других решений, принятые исполнительным органом — Комиссиией Европейских  сообществ (КЕС), предусматривают определенные критерии для стран - участниц ЭВС, установленные как "пропускные" для членства в валютном союзе, которые можно рассматривать как показатели "финансового здоровья". Ими являются:

- дефицит  госбюджета не должен превышать  3% ВВП;

- государственный  долг не более 60% ВВП;

-  ежегодный  рост цен не выше, чем 1,5% сверх  среднего уровня инфляции в  трех странах с минимальным  уровнем инфляции среди государств-членов  ЕС;

-  средний размер долгосрочной процентной ставки не выше 2% сверх среднего уровня этих ставок в тех же трех странах;

- соблюдение  установленных пределов колебаний  между курсами валют (+15%).

Процесс продвижения  к валютному союзу ЕС распался на три фазы:

1. Подготовительная — до 1 января 1996 года, в ходе которой страны-участницы сняли взаимные ограничения на движение платежей и капиталов и начали стабилизацию своих государственных финансов по критериям, установленным ЕС как «пропускные» для членства в валютном союзе.

2. Организационная  — до 31 декабря 1998 года, нацелена на завершение окончательной стабилизации государственных финансов и на формирование правовой и институциональной базы валютного союза. Европейский валютный институт во Франкфурте, функционирующий с 1 января 1994 года, в 1998 году был преобразован в Европейский центральный банк (ЕЦБ). Приняты конкретные решения в отношении денежной и валютной политики: на сессии в Дублине в декабре 1996 года решено, что евро получает статус официальной денежной единицы стран-участниц  вместо их национальных валют. Соответственно в евро пересчитаны все частные и государственные активы и пассивы при сохранении для субъектов хозяйства платежных условий ранее заключенных контрактов. Пересчет в евро сумм в национальных валютах осуществляется с точностью до шести знаков после запятой. Паритет пересчета экю в евро установлен в пропорции 1:1. Форсируется подготовка к новой валюте в странах-участницах, особенно в административных органах, банках и других финансовых институтах. Но вся экономическая жизнь продолжает существовать на основе национальных валют.


Глава 2. Современное состояние ЕВС

Актуальность темы определяется значимостью современного механизма хозяйствования предприятий. Суперволатильность экономической системы в целом, обостряющаяся конкуренция, возникновение социальных проблем побуждают искать более обоснованные и эффективные формы и методы управления. Самым «чувствительным» и действенным рычагом управления является заработная плата. Ее изменения, по мнению авторов, должны корректироваться в зависимости от изменения внутренних и внешних условий при обязательном и более эффективном исполнении главных функций заработной платы.

Заработная плата как экономическая категория и экономический рычаг в управлении хозяйственной деятельностью предприятия приобретает новое содержание и возросшее многообразие форм в условиях рыночной системы экономики. Волатильность этой категории продиктована рыночными по характеру изменениями функций зарплаты. Именно они, эти функции заработной платы в новых условиях претерпевают коренное, глубинное изменение. Отсюда традиционный подход к сущности заработной платы, ее организации, расчету эффективных размеров в индивидуальном и совокупном общественном измерении представляются устаревшими. Положим в основу нашего исследования функциональный анализ современной категории заработной платы.

Во-первых, заработная плата выполняет воспроизводственную функцию, то есть должна возмещать и расширенно воспроизводить стоимость рабочей силы. В современных условиях расходы на воспроизводство рабочей силы значительно возросли. Рост произошел за счет расширения потребностей современного человека в силу действия объективного закона возвышения потребностей. Кратно увеличились затраты на образование. Научно­технический прогресс, в свою очередь, потребовал подготовки работников более высокой квалификации по сравнению даже с 15 - 20 летним ранним периодом. Процесс урбанизации населения, превышение численности городского населения по соотношению с сельским - также воздействует на рост стоимости рабочей силы. Жизнь в городских условиях намного затратнее, чем в сельской местности по многим общеизвестным причинам. В условиях плановой экономики была возможность регулировать рост цен на большинство потребительских товаров. Компенсировались в значительной части расходы на среднее образование и профессиональное обучение за счет государственного бюджета. В рыночной экономике эти и другие траты на рабочую силу перенесены и возмещаются из семейного бюджета, где преобладающим источником доходов является заработная плата.