Файл: Организационный стресс в условиях внедрения инноваций (Понятие и содержание инновации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития.

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация.

Изменения в организации являются следствием перемен, происходящих в мире. Источники этих изменений могут находиться как в самой организации, так и во внешней среде. Государство принимает новые законы, которые обязаны выполнять каждая организация. Новые технологии требуют перехода на выпуск новых видов продукции, а это в свою очередь может вызвать необходимость новой организационной структуры и т.д.

При изменениях в организации возникает различная реакция людей на эти изменения. Для людей естественна первоначальная реакция сопротивления на изменения, которая преодолевается правильным управлением нововведениями.

Актуальность темы. Экономическая и политическая нестабильность, быстрое изменение рынка, динамичное развитие и внедрение новых технологий выступают в качестве факторов, обуславливающих необходимость постоянных преобразований современных российских организаций. В последнее время организационные изменения все чаще рассматриваются не только как вынужденная мера или ситуативная реакция на интенсивную динамику макрофакторов социальной среды, но и как оптимальный способ повышения эффективности, конкурентоспособности организации, как неотъемлемая черта благоприятной организационной культуры.

Ключевым ресурсом внедрения инноваций и обеспечения их жизнеспособности является персонал организации. Именно к персоналу во время реорганизации предъявляются повышенные требования как по внедрению организационных изменений, так и по адаптации к новым условиям реализации трудовой деятельности. Адаптация сотрудников часто затруднена такими типичными условиями нововведений как масштабный характер реорганизации, преобразующий организационную среду в целом, недостаток информации о конкретном содержании инноваций, необходимость выполнения качественно новых функциональных обязанностей и др.

Цель данной курсовой работы - выявить влияние инноваций на организационное поведение и разработать предложения по управлению поведением в инновационный период.

Достижению поставленной цели способствуют следующие задачи:


1. Дать общую характеристику инноваций и организационного поведения, раскрыть влияние инноваций на организационное поведение;

2. Охарактеризовать организационную сторону предприятия ООО «Техносеть» и осуществить комплексный экономический анализ его деятельности.

3. Исследовать степени готовности сотрудников ООО «Техносеть» к нововведениям;

4. Разработать предложения по основным вопросам управления инновациями.

Методологический подход: анкетирование, анализ документальных источников по теме исследования, наблюдение, экономический анализ.

Глава 1. Понятие и содержание инновации

Условия жизни в современном обществе, организация нашего рабочего дня, да и в целом жизнь в мегаполисе предполагают постоянную смену событий, насыщенность мозга информацией.

И когда речь идет о нас с вами, вряд ли кому-то придет в голову выискивать положительные моменты в стрессе. Скорее мы подумаем о том, как избежать срыва и, как следствие, краха карьеры, нормального ровного хода наших трудовых будней.

Чтобы быть успешным, нужно уметь гибко перестраивать свое поведение, выдерживать большие нагрузки и работать в постоянном напряжении. Человек переносит это без последствий до определенного момента, пока нагрузки не превысят возможности его организма. Сейчас стресс перестал быть проблемой одного человека, он все чаще рассматривается как угроза благополучию компаний.

В чем же его опасность для организации? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить, что мы понимаем под словом «стресс» и как он может быть выражен.

Стресс — это реакция организма на внешние или внутренние воздействия, адаптация человека к изменяющимся либо опасным условиям.

То есть стресс возникает не в каждой сложной ситуации. Если происходящие события незначимы для человека, либо он уже с ними когда-то справлялся, то он достаточно легко и безболезненно преодолевает трудности.

Стресс можно рассматривать как универсальную адаптивную реакцию человека на опасную или неопределенную, но при этом значимую для него ситуацию в условиях отсутствия адекватного стереотипа поведения или при невозможности его применить.

Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Более того, определенный уровень напряженности в работе воспринимается сотрудниками как драйв, тонус.


Изучая на практике способы управления мотивацией и приверженностью, можно сделать вывод, что, если сотрудники постоянно находятся в зоне комфорта, они теряют «драйв» и тонус. И в этой ситуации ограничение сроков работы, увеличение нагрузки полезно, чтобы их «встряхнуть».

Но чрезмерное напряжение вредно для сотрудников и для организации в целом.

Работники, которые долгое время пребывают в стрессовой ситуации, отмечают снижение работоспособности, ухудшение качественных и количественных показателей работы. У них снижается способность быстро реагировать на изменения ситуации, поведение становится «шаблонным», возникают обостренные переживания одиночества, депрессии, хронической усталости и др.

В итоге это приводит к возникновению ряда заболеваний (язвенная болезнь желудка, инфаркт миокарда, гипертония, бронхиальная астма, нефросклероз и др.).

Опасным следствием долгого пребывания в стрессе является профессиональное выгорание. Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова в своей книге «Синдром выгорания» так описывают это явление: «Синдром профессионального выгорания — это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. [6, с.41]

По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека. У «сгоревших» на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда».

В результате в организации ухудшается психологическая атмосфера, учащаются конфликты, увеличивается количество претензий со стороны партнеров и клиентов. Сотрудники начинают негативно относиться к коллегам, к работе, к организации или к себе. Снижается лояльность и привлекательность работы. Как следствие — увеличивается текучесть кадров, снижается эффективность деятельности всей организации.

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса (НТП) в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП. Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п. В литературе насчитывается множество определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.


Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла, закономерности процесса внедрения и т. п. [2, с. 9]. Различные ученые, в основном зарубежные, трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Например, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание.

Ф. Никсон считает, что инновация – это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов, и оборудования.

По мнению Б. Санто, инновация – это такой общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений – новый момент динамизации экономического развития. [10, с. 9]. Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

1) использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля – продажа);

2) внедрение продукции с новыми свойствами;

3) использование нового сырья;

4) изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

5) появление новых рынков сбыта.

Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее, в 30-е годы, он уже ввел понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. [10, с.15]. Иногда инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте.


В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ). Термины "инновация" и "инновационный процесс" близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации – конечный результат.

Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации (НТИ) – это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. [2, с.17].

Из сказанного следует, что инновацию – результат – нужно рассматривать неразрывно с инновационным процессом. Инновации присущи в равной мере все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость.

Организационное поведение - это систематическое изучение поведения людей внутри организаций, а также отношений внутри организации.

Организационное поведение - это дисциплина, изучающая поведение людей и их взаимоотношения в организации с целью объединения нужд и устремлений каждого сотрудника в отдельности с нуждами и целями организации в целом. [7, с. 23].

Организационное поведение можно формально определить, как понимание, предвидение и управление человеческим поведением в рамках организаций.

Организационное поведение проявляет себя в следующих формах, аспектах, явлениях:

— установки, ценности, предпочтения, наклонности индивидуумов, формирующиеся в сознании;

— поведение индивидуумов в отношении физических объектов в случае неожиданных информационных и социальных контактов;