Файл: Правовое положение акционерного общества в связи с изменениями гражданского законодательства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме этого со дня вступления в силу указанного закона к закрытым акционерным обществам применяются нормы главы 4 ГК РФ. Положения Федерального закона «Об акционерных обществах» применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов. При этом перерегистрация юридических лиц, созданных ранее в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ не требуется.

Исходя из указанного выше, следует определить, чем же отличаются публичные акционерные общества от непубличных. Еще в середине XX века советскими цивилистами было высказано мнение о том, что общее деление корпораций на публичные и частные в зависимости от характера выполняемых ими функций имеет, разумеется, определенный смысл в области административных, финансовых и иных подобных им отношений (наличие у публичных корпораций отдельных функций власти, налоговых льгот, иной порядок их образования т.п.).

В области же гражданско-правовых отношений, как отмечал С.Н. Братусь, деление юридических лиц на публичные и частные «по существу ничего не дает, и потому должно быть признано бесплодным»[25].

Аналогичную точку зрения сегодня высказывает и О.А. Серова, которая полагает, что деление коммерческих юридических лиц на публичные и непубличные несколько нелогично и наталкивает на правовую коллизию[26].

Однако, прежде всего, необходимо акцентировать внимание, что сегодня основу такого деления составляет подход, в соответствии с которым для публичных компаний действуют жесткие требования к корпоративному управлению, устанавливаемые законодательством, тогда как компании, не вышедшие (и не планирующие выходить) на фондовый рынок, подчиняются более гибкому законодательству, предоставляющему акционерам широкую свободу договора и, следовательно, большие возможности по модификации корпоративного управления в соответствии со стратегией развития бизнеса.

Следовательно, законодательное деление обществ на публичные и непубличные с одной стороны можно объяснить тем, что это более востребовано практикой, с другой – это решение задачи формирования различных режимов корпоративного управления.

Таким образом, по смыслу ГК РФ основным отличием между публичными и непубличными организациями сегодня считается возможность публичного размещения и оборота акций и ценных бумаг предприятия. Публичное акционерное общество обязывается раскрывать информацию, предусмотренную законодательством о ценных бумагах.


Ведение реестра акционеров и функции счетной комиссии в публичном обществе выполняются только независимым регистратором. В публичном обществе в обязательном порядке должен быть создан наблюдательный совет, число членов которого не может быть менее пяти. В публичном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру.

В связи с внесенными изменениями в ГК РФ, сформировано такое понятие как «корпоративный договор». Он представляет собой договор, заключаемый между участниками хозяйственного общества об осуществлении своих корпоративных (членских) прав, в соответствии с которым данные участники обязуются осуществлять эти права определенным образом или воздерживаться либо отказаться от их осуществления, в том числе, голосовать определенным образом на общем собрании участников общества, согласованно осуществлять иные действия по управлению обществом, приобретать или отчуждать доли в его уставном капитале по определенной цене или при наступлении определенных обстоятельств либо воздерживаться от отчуждения долей при наступлении определенных обстоятельств.

Решение составлять его или нет, остается за владельцами акций. Однако, для публичных обществ, предусмотрено обязательное раскрытие информации указанной в нем. Если же это не публичное акционерное общество, то содержание договора считается конфиденциальной информацией и не подлежит раскрытию кроме случаев, предусмотренных законом.

Внесенные изменения в гражданское законодательство, определяющие правовое положение публичных и непубличных акционерных обществ, с нашей точки зрения, направлены, прежде всего, на сокращение обязанностей и императивных правил, и значительно улучшают положение всех остальных непубличных обществ.

Так, новые нормы закона не предусматривают обязанности для непубличных обществ по раскрытию информации в той или иной форме, отдают на усмотрение акционеров многие вопросы, связанные с управлением обществом. Например, непубличные общества могут отказаться от формирования ревизионной комиссии, передать директору функции наблюдательного совета, изменить установленный законом порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров и т.д.

Отсюда можно усмотреть цель нововведений - это установление диспозитивного регулирования правоотношений по управлению акционерным обществом, в том числе по формированию органов управления, их функциям, по порядку принятия решений и уход от жёстких стандартов управления в отношении закрытых акционерных обществ. В то же время, внесенные изменения «осложняют» жизнь некоторым обществам. В частности, это например обязанность любого акционерного общества ежегодно привлекать аудитора для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности и другие.


Таким образом, сегодня публичным признается любое акционерное общество, акции которого публично размещаются или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Непубличным является общество, не отвечающее перечисленным выше требованиям закона. В основе такого деления акционерных обществ лежит дифференцированный подход к правовому регулированию статуса данных хозяйствующих субъектов. Он заключается в том, что правовое положение публичных акционерных обществ урегулировано в основном императивными нормами, предусматривающими дополнительные требования к их деятельности. Участникам же непубличного акционерного общества предоставлено больше прав по определению состава и компетенции его органов управления, порядка созыва и проведения общего собрания, объема правомочий участников общества.

2.2 Особенности процедуры изменения статуса акционерных обществ на публичные и непубличные общества

В России с 1 сентября 2014 года были упразднены акционерные общества, так они теперь делятся на публичные и непубличные компании. Согласно изменениям в Гражданском кодексе РФ, с 1 сентября 2014 года вводятся три формы акционерного общества: Публичное акционерное общество (публичное АО); Акционерное общество (АО); Общество с ограниченной ответственностью (ООО)[27].

Перерегистрации ЗАО и ОАО в сжатые сроки не будет. Документы будут меняться по мере перерегистрации обществ. Хотя закон и не требует, чтобы компания поменяла учредительный документ и наименование сразу после 1 сентября, затягивать с переименованием не стоит. После 1 сентября название предприятия не соответствует новым требованиям законодательства и в будущем это может вызвать проблемы в работе с контрагентами. Чтобы не было расхождений с договорами, заключенными до внесения изменений, можно оформить с контрагентами дополнительные соглашения.

Для того чтобы изменить статус организации нужно сдать в налоговую инспекцию следующие документы:

заявление по форме № Р13001, утвержденное приказом ФНС России от 25 января 2012 года;

новую редакцию устава в двух экземплярах;


протокол общего собрания акционеров.

При этом госпошлину уплачивать, согласно закону, не нужно. Учредительные документы можно будет привести в соответствие с новыми нормами при первом изменении документов.

ЗАО будет необходимо исключить из названия слово «закрытое». После внесения изменений в учредительные документы компания должна будет:

изменить название и печати;

переоформить банковские счета;

предупредить партнеров.

ОАО и ЗАО ликвидировали в связи с внесением поправок в Гражданский кодекс РФ(часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп. с 01.09.2014). Согласно внесенным изменениям, теперь закрытые и открытые акционерные общества (ЗАО и ОАО), а также общества с дополнительной ответственностью (ОДО) преобразуются публичные и непубличные компании:

публичное АО – общество, акции которого публично размещаются на рынке ценных бумаг (пункт 1 ст. 66.3 ГК РФ) Такие компании теперь обязаны указывать в уставе и в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), что являются публичными. Этим организациям нужно будет сменить наименование с «Открытое акционерное общество» на «Публичное акционерное общество».

непубличное АО – общество, акции которого не размещаются на рынке ценных бумаг. При этом ООО считается непубличной организацией (пункт 2 ст. 66.3 ГК РФ).

Также упразднена такая форма организации как общество с дополнительной ответственностью (ОДО). С 1 сентября 2014 года к ОДО будут применяться положения об открытом акционерном обществе[28]. Согласно внесенным изменениям, государство увеличивает контроль над АО. Теперь все компании будут вынуждены проходить обязательный ежегодный аудит.

В соответствии с новыми поправками Гражданского кодекса РФ, для всех без исключения акционерных обществ вводится обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ).

С 1 сентября в компании может быть два и более генеральных директоров. Они могут действовать совместно либо независимо друг от друга, но в уставе должны быть прописаны обязанности каждого из директоров. При этом главный бухгалтер может быть только один.

Также с 1 сентября 2014 года при передаче не денежных вкладов в уставный капитал организации необходимо будет получить отчет независимого оценщика. Привлекать оценщика нужно только при оплате уставного капитала акционерных компаний, а в случае с ООО – только при внесении не денежных вкладов свыше 20 000 рублей. За нарушение этого правила компаниям грозит штраф на сумму 10 000 рублей.


За неисполнение обязанности смены ОПФ предусмотрена административная ответственность – штраф (от 700 тыс. до 1 млн. рублей на организацию), дисквалификация для должностных лиц. Кроме того, не менее актуальной является ответственность органов управления АО перед обществом, т.е. возмещение убытков, причиненных несвоевременной передачей реестра акционеров.

Такая форма, как ЗАО, не оправдала себя, поскольку практически полностью дублировала ООО. В отличие от ранее предпринятых подобных реформ специально переоформлять документы уже существующих ОАО, ЗАО и ООО не нужно. Это будет произведено заодно с первым же изменением учредительных документов. Никакими сроками по этому поводу закон предпринимателей не ограничивает.

А вот новые ЗАО с 1 сентября учредить уже не удастся. Усложняется процедура принятия решений в акционерных обществах. Принятие решений акционерами или участниками и их состав теперь должны будут подтверждаться нотариусом или регистратором и обеспечивается достоверность даты принятия решения и его содержания, должен будет устанавливаться круг лиц, ответственных за достоверность сведений в прото- коле. Для АО будет обязателен ежегодный аудит.

Таким образом, с введением от 1 сентября 2014 года закона о переходе акционерных обществ на публичные и непубличные общества, государство получило возможность более тщательно следить за деятельностью данных организаций.

Заключение

Становление и развитие акционерных обществ в России происходило бурно и имело различные проблемы в своей динамике. В значительной степени это было обусловлено новизной данного явления и отсутствием представлений о том, как должен на практике работать механизм этой правовой конструкции. Поэтому не были созданы действенные органы управления, – не созывались общие собрания акционеров, не образовывался совет директоров и т.д. Такое положение способствовало созданию фирм-пирамид, извлекающих деньги из населения и не выполняющих своих обязательств. В промышленности, в акционерных обществах, образованных в процессе приватизации предприятий также имели место негативные тенденции – активы предприятий разворовывались и оно фактически прекращало работу, увеличивая и без того негативную обстановку в области занятости населения.

Как форма предпринимательства акционерные общества с момента своего возникновения отличались рядом специфических черт. Прежде всего они позволяли учреждать предприятия с большим капиталом и весьма незначительным риском для участников, поскольку их имущественная ответственность ограничивалась размером вклада. Уставный капитал определял минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного капитала не зависел от изменения численности акционеров. Постоянство капитала акционерного общества создавало благоприятные условия для его деятельности. К положительным чертам акционерной формы предпринимательства относилась легкость приобретения и отчуждения акций. Отмеченные свойства акционерных обществ обусловили их широкое распространение в различных странах, в том числе и в России.