Файл: Правовой статус нотариальной палаты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В период правления императора Петра I становление института нотариата шло по пути установления правительственных органов, к ведению которых относилось совершение всех актов на гербовой бумаге, взимание за это пошлины, а также по пути устранения института площадных подьячих. Однако эти цели не были достигнуты, единый орган для совершения актов так и не был создан. И в 1701 г. совершение крепостных дел возвращается в ведение площадных подьячих.

Впервые понятие «нотариус» появилось в Вексельном уставе 1729 г., содержащем упоминание о публичных нотариусах [6], которые записывали протесты в неплатеже векселей и отсрочки в платеже. Позднее появились нотариусы исключительно для торговых сделок (в 1781 г.) и биржевые нотариусы (в 1831 г.).

Постепенно организация и деятельность российского нотариата все более совершенствовалась. В частности, на законодательном уровне закреплялись достаточно строгие требования к лицам, претендующим на должность нотариуса. Эти требования касались гражданства, возраста, превышающего возраст общей дееспособности, стажа профессиональной работы или специального образования, нравственных качеств претендента.

Развивались и систематизировались обязанности нотариусов, среди которых особо следует назвать обязанность по внесению залога в обеспечение своих должностных действий, что обеспечивало право обратившегося к нотариусу лица на возмещение вреда, причиненного нотариальным действием, а также обязанность проживать в месте, назначенном ему правительством.

В соответствии со Сводом законов Российской империи Николая I для составления письменных актов об отчуждении недвижимых имуществ и крепостных людей были созданы при палатах гражданского суда, а в уездах – при уездных судах особые крепостные отделения, состоящие из крепостных писцов и надсмотрщиков. Составленный крепостными писцами и надсмотрщиками письменный акт поступал на рассмотрение присутствия суда. После удостоверения в личности лиц, совершавших сделку, в праве продавца на отчуждение имущества, в отсутствие в условиях сделки противоречий законодательству, суд производил на письменном акте отметку «совершить по закону» и возвращал этот акт надсмотрщику, который дословно вносил акт в крепостную книгу [7].

Во второй половине XIX в. развитие российского нотариата было тесно связано с правовыми реформами Александра II и, в частности, с судебной реформой 1864 г. Статьей 11 Закона от 20 ноября 1864 г. «Учреждение судебных установлений» [8] закреплялось нахождение нотариусов наряду с канцелярией, судебными приставами, присяжными поверенными, кандидатами на должности по судебному ведомству при судебных местах. Одновременно в ст. 420 Учреждения судебных установлений предусматривалось, что в столицах, губернских и уездных городах, а в случае надобности и в уездах, состоят нотариусы, которые заведуют под наблюдением судебных мест совершением актов и другими действиями по нотариальной части на основании особого о них Положения.


Такое Положение о нотариальной части было принято 14 апреля 1866 г. [9] и явилось первым всеобъемлющим российским нотариальным законодательным актом. Именно с этого времени нотариус был признан лицом, которое специально наделялось властью совершать и свидетельствовать нотариальные акты в России. Вместе с тем следует отметить, что данное Положение действовало не на всей территории России. И там, где оно не применялось, например, в губерниях и областях Сибири, нотариальные функции выполняли должностные лица полиции.

С принятием Положения о нотариальной части были упразднены все прежние учреждения крепостных дел, должности чиновников крепостных дел (крепостных надсмотрщиков, секретарей и писцов) и должности публичных нотариусов. Обязанности по совершению и засвидетельствованию актов возлагались на младших и старших нотариусов. При отсутствии в населенном пункте нотариуса правом совершения нотариальных действий наделялись мировые судьи, городские судьи, а в уездных городах, включенных в состав земских участков, – уездные члены окружного суда.

Положение не только регулировало порядок назначения на должность нотариуса, его компетенцию, полномочия и ответственность, по и определяло сам порядок совершения отдельных нотариальных действий. Полномочиями по определению количества нотариусов наделялся Минюст России по согласованию с министерствами финансов и внутренних дел.

В соответствии с указанным Положением о нотариальной части нотариусы обладали двойственным статусом. Они считались находящимися на государственной службе, однако без права производства в чины и получения пенсии, а также без оплаты их труда со стороны государства. В то же время нотариусы признавались свободными профессионалами, осуществляющими свою деятельность на коммерческой основе. За совершение нотариальных действий они получали плату с лиц, обратившихся за совершением таких действий. Размер платы устанавливался по добровольному соглашению обратившихся к нотариусу лиц, а если такого соглашения не было, то плата взималась по особой таксе, устанавливаемой Минюстом России по согласованию с министерствами финансов и внутренних дел.

Положение предусматривало требования к кандидатам на должность нотариуса. Лицо, претендующее на должность нотариуса, должно было состоять в русском подданстве, достигнуть совершеннолетия (21 года), быть неопороченным судом или общественным приговором и свободным от занятий на другой государственной или общественной службе. Для занятия должности нотариуса необходимо было внести в окружной суд залог, который предназначался для обеспечения возмещения убытков, причиненных вследствие профессиональной деятельности нотариуса. В последующем нотариус должен был к залогу прибавлять часть платы за совершаемые им нотариальные действия. Если залог частично либо полностью расходовался на обеспечение имущественной ответственности нотариуса, то нотариус временно отстранялся от должности до пополнения залога. При недостаточности размера залога на полное возмещение причиненных убытков нотариус привлекался к ответственности всем своим имуществом. По окончании же благополучного завершения своей карьеры и выходе в отставку нотариус мог пользоваться и распоряжаться своим залогом по собственному усмотрению.


Лицо, претендующее на занятие должности нотариуса, должно было пройти испытание на предмет умения правильно излагать нотариальные акты, знания форм нотариального производства, гражданских законов и различных уставов, необходимых для совершения нотариальных действий. Испытание проводилось председателем окружного суда, старшим нотариусом и прокурором.

Нотариусы назначались и увольнялись старшим председателем судебной палаты, но представлению председателя окружного суда. При вступлении в должность нотариус приносил присягу в публичном заседании окружного суда. Увольнению с должности нотариус подлежал по решению суда, за исключением случаев, когда нотариус прекращал свою профессиональную деятельность по собственному желанию.

Территория деятельности нотариуса ограничивалась пределами округа того суда, в ведомстве которого он состоял. Акты, совершенные нотариусами за пределами округа, силы нотариального акта не имели. При совершении каждого акта обязательно должны были присутствовать два свидетеля, а при совершении купчих на недвижимое имущество – три. На совершенных актах нотариус проставлял свою личную печать с изображением губернского герба. Совершенные нотариусом акты о недвижимом имуществе подлежали утверждению старшим нотариусом. По истечении каждого года работы нотариусы сдавали все документы в местный нотариальный архив, который велся старшим нотариусом.

Следует отметить, что правовое положение старшего нотариуса имело существенное отличие от правового положения нотариуса, поскольку старшие нотариусы в части порядка их назначения и увольнения с должности, получения содержания, служебных прав и преимуществ приравнивались к членам окружных судов. Различался и круг полномочий нотариуса и старшего нотариуса. К ведению нотариусов относились следующие действия: совершение всякого рода актов, выдача выписей из актовых книг и копий актов, засвидетельствование явки разного рода актов и протестов, принятие на хранение от частных лиц документов и составление проекта раздела наследства. Старшие нотариусы, как уже говорилось, утверждали нотариальные акты о недвижимом имуществе и заведовали нотариальным архивом, а также выдавали выписи из актовых записей и копии документов, хранящихся в нотариальном архиве, выдавали свидетельства на имения, представляемые в залог, и составляли запретительные и разрешительные статьи.

Положение о нотариальной части регулировало порядок нотариальной деятельности практически до Октябрьской революции 1917 г.


2. Организация нотариальной деятельности в соответствии с российским законодательством

2.1 Правовой статус нотариальной палаты

Нотариат действует от имени государства, представляя его интересы в гражданско-правовых отношениях посредством совершения нотариальных действий строго в соответствии с законодательством РФ. В свою очередь, нотариат охраняет и частные интересы от произвольного вмешательства органов государства. В этом проявляется та двойственность, которая изначально присущая частному нотариату, позволяющая уравновешивать и частный, и публичный интересы.

Следует отметить, что вопрос относительно двойственности правового положения нотариальных палат является одним из актуальных в гражданском праве. Именно от организации деятельности нотариальных палат зависит контроль за профессиональной деятельностью нотариусов.

Следствием хорошо налаженного контроля является обеспечение реализации и охраны прав и законных интересов лиц, обратившихся к нотариусу для получения квалифицированной юридической помощи.

Однако значимость нотариальной палаты [5] не ограничивается удовлетворением общественных запросов граждан и юридических лиц. Ее деятельность способствует становлению правового государства [22].

По мнению О.М. Сычева, «одним из важных вопросов статуса нотариальных палат явился, как ни странно, вопрос об их количестве. Второй принципиальный вопрос – возможность передачи государством отдельных полномочий негосударственным организациям» [18].

В соответствии со ст. 24 Основ законодательства о нотариате «...нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой» [2]. Данное положение оспаривается В.С. Репиным. Он полагает, что указание об обязательном членстве нотариусов должно быть устранено, поскольку оно противоречит ст. 30 Конституции РФ, которое предусматривает право каждого гражданина на объединение. Поэтому, по его мнению, в отдельном субъекте РФ может быть создано несколько нотариальных палат, но при условии исполнения требования добровольности объединения граждан [11]. Данное утверждение было воплощено 16.06.1997 г., когда была зарегистрирована Московская нотариальная палата в форме общественного объединения нотариусов, а также 05.11.1997 г., когда была зарегистрирована Мурманская нотариальная палата.


Следует отметить, что Министерство юстиции РФ полагало, что создание нескольких нотариальных палат в одном субъекте РФ вполне допустимый процесс [9]. Однако специалисты в области нотариата (Г.Г. Черемных) отрицательно высказывались по вопросу создания параллельных нотариальных палат [20]. Данная позиция нашла отражение и в проекте ФЗ «О нотариате и нотариальной деятельности», где в ст. 80 указано на то, что «нотариальная палата создается собранием нотариусов, осуществляющих свою деятельность в пределах субъекта Российской Федерации. На территории субъекта Российской Федерации создается и действует только одна нотариальная палата». В мае 1998 г. было принято Постановление Конституционного суда «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства РФ о нотариате» [8]. В данном Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что осуществление нотариусами профессиональной деятельности от имени государства предопределяет их публично-правовой статус. Данное обстоятельство обусловливает необходимость организации государством эффективного контроля за их деятельностью, который и осуществляется нотариальными палатами субъектов РФ. Необходимость такого контроля предполагает обязательность членства нотариусов в нотариальной палате субъекта РФ.

Конституционный Суд РФ высказался также и об отсутствии противоречий Конституции РФ в наделении государством нотариальных палат отдельными управленческими и контрольными полномочиями.

Специалистов в области нотариата в большей степени волнует вопрос об организационно-правовой форме нотариальных палат. С.В. Смирнов, Т.Г. Калиниченко, В.А. Бочковенко предлагают определить нотариальные палаты как саморегулируемые организации [16].

Следует отметить, что саморегулирование как правовое понятие появилось сравнительно недавно, оно было введено Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» [15] (далее – «ФЗ № 315»). В ст. 2 этого ФЗ № 315 дается следующее понятие саморегулирования: «Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил». Согласно ст. 3 ФЗ № 315 саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Исходя из этого А.Н. Кайль и А.А. Батяев делают следующие выводы: «Содержанием саморегулируемой деятельности являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований этих стандартов и правил членами этой организации. Под стандартами и правилами саморегулируемой организации понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. При этом федеральными законами могут устанавливаться иные требования, стандарты и правила в саморегулируемых организациях.