Файл: Правовой статус нотариальной палаты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, нотариальные палаты охватывают весь частный нотариат. Основы законодательства о  нотариате устанавливают, что членами нотариальной палаты могут быть не только нотариусы, но и лица, получившие или желающие получить лицензию на право занятия нотариальной деятельностью.

Статус нотариальной палаты определяется помимо Основ Уставом, принимаемым общим собранием членов нотариальной палаты, и регистрируется в порядке, установленном для регистрации общественных объединений.

Верхнюю точку в иерархии всех нотариальных палат занимает Федеральная нотариальная палата, которая является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение нотариальных палат субъектов РФ, и, в соответствии с п. 2 ст. 30 Основ законодательства о нотариате, осуществляет координацию деятельности нотариальных палат, а также представляет интересы нотариальных палат в органах государственной власти и управления, предприятиях, учреждениях, организациях; обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой; участвует в проведении экспертиз проектов законов Российской Федерации по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью; обеспечивает повышение квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов; организует страхование нотариальной деятельности; представляет интересы нотариальных палат в международных организациях. Более подробно и развернуто вопросы организации и компетенции Федеральной нотариальной палаты определяются в Уставе. В этом правовом документе регулируются полномочия собрания представителей нотариальных палат, правления Федеральной нотариальной палаты, президента Федеральной нотариальной палаты.

3. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов в составе Российской Федерации включают в себя:

— Министерство юстиции Российской Федерации, министерства и управления юстиции субъектов в составе Российской Федерации;

— суды Российской Федерации;

— налоговые органы;

— иные государственные органы (органы, осуществляющие контроль за соблюдением законодательства о труде; соответствующие органы, контролирующие соблюдение требований санитарного, экологического, противопожарного, архитектурно-градостроительного и иного законодательства).

Из всех органов данной группы с точки зрения управления нотариатом представляется самым важным Министерство юстиции Российской Федерации.


Статус этого государственного органа, в качестве субъекта нотариальной деятельности, определяется тем, что он наделен властными полномочиями по организации нотариата и контролю за ним.

Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют в сфере нотариата ряд функций, предусмотренных Основами и Положением о Минюсте России: осуществляют контроль за исполнением профессиональных обязанностей, в том числе правил нотариального делопроизводства, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах; в порядке, определяемом Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой, — контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, занимающимися частной практикой; ведение и формирование реестра государственных нотариальных контор и кон- тор нотариусов, занимающихся частной практикой, производятся структурными подразделениями центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации, к компетенции которого отнесены полномочия в сфере нотариата, и регулируются Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 декабря 2003 г. № 306 (ред. от 27.08.2008) «Об утверждении Порядка ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой»; выдают лицензии на право нотариальной деятельности; открывают и упраздняют государственные нотариальные конторы в субъектах Российской Федерации; наделяют на конкурсной основе нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации; удостоверяют подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств; утверждают совместно с Федеральной нотариальной палатой порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе, изменения территории деятельности нотариуса, учреждения и ликвидации должности нотариуса; образуют совместно с Федеральной нотариальной палатой апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право осуществления нотариальной деятельности; осуществляют иные полномочия, предусмотренные Основами законодательства Российской Федерации о нотариате.

Полномочия Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов различаются в зависимости от того, работают нотариусы в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой.


Анализ действующего законодательства о нотариате позволяет дифференцировать полномочия Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов по управлению нотариатом по ряду критериев. В зависимости от объекта управления полномочия могут быть дифференцированы на общие, осуществляемые в отношении нотариата в целом, и полномочия, осуществляемые в отношении государственных нотариусов. Общие полномочия, включающие в себя преимущественно полномочия по организации нотариата, реализуются главным образом совместно с нотариальными палатами. К ним относятся, в частности, учреждение должности нотариуса, определение количество должностей нотариусов в нотариальном округе, изменение территории деятельности нотариуса. К самостоятельному ведению Министерства юстиции Российской Федерации отнесено лишь открытие государственных нотариальных контор. Это полномочие может быть делегировано территориальному органу.

Совместно с Федеральной нотариальной палатой Министерство юстиции Российской Федерации определяет правила нотариального делопроизводства, порядок прохождения стажировки, проведения конкурса, утверждает положения о квалификационной и апелляционной комиссиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате во многом устарели, в детальной регламентации и совершенствовании нуждаются практически все вопросы организации нотариальной деятельности, в том числе вопросы статуса лиц, осуществляющих такую деятельность. В связи с этим Министерством юстиции Российской Федерации в свое время было поручено Федеральной регистрационной службе разработать проекты концепции и  технического задания на разработку проекта федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации». Во исполнение данного поручения Федеральной регистрационной службой была создана рабочая группа с участием представителей Федеральной нотариальной палатой, региональных нотариальных палат, Фонда «Институт развития нотариата». Указанный проект разработан в целях более точного и однозначного раскрытия понятия и предназначения нотариата как публично-правового института, формирования такой системы нотариата, которая в полной мере соответствовала бы интересам и потребностям общества.

При этом проектом концепции предлагается отказаться от такой формы организации нотариальной деятельности, как государственные нотариальные конторы, и перейти к единой не бюджетной модели нотариата, основанной на принципах самофинансирования и имущественной ответственности нотариусов.


В настоящее время общее количество нотариусов в Российской Федерации составляет 7421 человек, из них нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, — 137 (1,8%). За период с 2005  г. по 2008  г. количество нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, уменьшилось в 3 раза.

Наличие государственных нотариальных контор не решает и проблемы обеспечения нотариальной помощью населения экономически нерентабельных районов. Например, в Республике Башкортостан и Республике Тыва, несмотря на значительное количество государственный контор, имеется 14 вакантных должностей нотариуса. По состоянию на 31 декабря 2007  г. в Российской Федерации учреждено 7600 должностей нотариуса, при этом 245 должностей оставались вакантными. Вакантные должности сохраняются на протяжении длительного периода: в 2002 г. их было 288, в 2003 г. — 298, в 2004 г. — 275, в 2005 г. — 262, в 2006 г. — 251.

Думается, отказаться от государственных нотариальных контор и перейти к единой не бюджетной модели нотариата разумно:

— во-первых, финансирование государственных нотариальных контор осуществляется за счет государственного бюджета, при этом государственные конторы не окупают себя. По имеющимся в Министерстве юстиции Российской Федерации сведениям, из бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на финансирование государственных нотариальных контор было затрачено 64 млн. рублей, а государственная пошлина, взысканная нотариусами, работающими в  государственных нотариальных конторах, составила 45 млн. рублей;

— во-вторых, в случае совершения нотариусами, работающими в государственной нотариальной конторе нотариального действия, противоречащего законодательству Российской Федерации, имущественную ответственность должно нести государство. Это дополнительная нагрузка на государственный бюджет, кроме того, такая ответственность препятствует своевременному восстановлению нарушенных прав граждан;

— в-третьих, на нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, может быть оказано административное давление, что влияет на его беспристрастность при совершении нотариальных действий;

— в-четвертых, четкий учет доходов нотариусов, занимающихся частной практикой, способствует взиманию значительной суммы налога, пополняющей государственный бюджет. При этом затрат из государственного бюджета на деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой, не производится.

Преимуществом государственных нотариальных контор как организационной формы нотариальной деятельности в настоящее время является то, что они могут действовать в малонаселенных и труднодоступных районах, где затруднительно самофинансирование нотариуса, занимающегося частной практикой. При этом вопрос обеспечения нотариальной помощью населения труднодоступных, малонаселенных и иных экономически нерентабельных районов предлагается решить посредством:


а) установления обязанности нотариальных палат в субъектах Российской Федерации и Федеральной нотариальной палаты по оказанию помощи в  обеспечении нотариальной деятельности нотариусов, работающих в указанных районах (приобретение, аренда помещений для размещения нотариальной конторы, предоставление нотариусу оргтехники, реестров, средств связи и т. д.); б) установления преимущественного права нотариусов, отработавших не менее пяти лет в указанных районах, на замещение вакантной должности нотариуса в экономически развитых районах этого субъекта Российской Федерации.

Такое разнообразие систем субъектов нотариальной деятельности, в частности которая состоит из нескольких подсистем, включающих субъектов, совершающих нотариальные действия; органов нотариального самоуправления; органов государственной власти Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере нотариата, требует эффективного функционирования административно-правового механизма управления в данной сфере, в том числе осуществления необходимых контрольных и надзорных полномочий со стороны государственных органов. Без этого невозможно обеспечить нормальное функционирование системы субъектов нотариальной деятельности.

Список использованной литературы

  1. Гасман А. Г. Объяснительная записка к проекту новой редакции Положения о нотариальной части. СПб., 1904. С. XXXII.
  2. Фемелиди А. М. Русский нотариат. История нотариата и действующее нотариальное положение 14 апреля 1866 г. СПб., 1902. С. 61.
  3. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период / под ред. Ю. П. Титова, О. И. Чистякова. М.: Изд-во Моск, ун-та, 1994.
  4. Скрипилев Е. А. История российского нотариата: протонотариат (институт подьячих), развитие до реформ Александра II, нотариат и судебная реформа 1864-1874 годов // Нотариальный вестник. 1998. № 9. С. 6.
  5. Стешенко Л. А., Шамба Т. М. Нотариат в Российской Федерации : учебник. М., 2001. С. 1.
  6. Тарбагаева Е. Б. Организация и деятельность нотариата в Российской Федерации: учеб, пособие. СПб., 2006. С. 10:Романовская О. М. Нотариат в Российской Федерации : учеб, пособие. М.: РИОР, 2008. С. 7; Нотариальное право России: учебник / под ред. В. В. Яркова. М.: Волтере Клувер, 2003. С. 1.
  7. Румянцева В. Г., Тутинас А. В. Институт нотариальной деятельности: понятие, сущность, содержание // История государства и права. 2009. № 6.
  8. Мохов А. А., Колганова С. В., Рабочий В. П. Отечественный нотариат: понятие и сущность // СПС "КонсультантПлюс".
  9. Жуйков В. М. Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и полномочия // Российская юстиция. 1998. № 6-7. С. 33.
  10. Смольников Д. И. Проблемы реформирования российского нотариата на современном этапе // СПС " Консультант Плюс".