Файл: Правовой статус нотариальной палаты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, субъектами нотариальной деятельности является широкий круг нотариусов, граждан, юридических лиц, государственных органов, органов нотариального самоуправления. Все они обладают взаимными правами и обязанностями: правомочия одних субъектов обеспечиваются корреспондирующими этим правам обязанностями других субъектов.

Рассмотрим субъекты нотариальной деятельности и особенности их правового статуса. Итак, все субъекты нотариальной деятельности могут быть разделены на несколько групп.

1. Субъекты, имеющие право совершать нотариальные действия. Это основная, определяющая группа субъектов, поскольку именно посредством их действий по совершению нотариальных действий осуществляется собственно нотариальная деятельность. Данную группу составляют:

— нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе;

— нотариусы, занимающиеся частной практикой;

— глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения, уполномоченные на совершение нотариальных действий в установленных законом случаях;

— должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение нотариальных действий в установленных законом случаях. Полномочия органов, входящих в систему нотариата, различны. В полном объеме нотариальные действия совершают нотариусы, как работающие в государственных нотариальных конторах, так и частнопрактикующие. Их параллельное существование и развитие отражает сложный и постепенный процесс социально-экономических преобразований, возникновения и развития новых форм и организационных структур в правоохранительной сфере.

Проанализируем правовые особенности статуса и характер каждого из названных субъектов нотариата.

Государственный нотариат. Это сложившаяся форма организации нотариальной деятельности, которая обладает определенным рядом черт. Во-первых, государственный нотариат в форме государственных нотариальных контор и государственных нотариусов — это государственно-структурное учреждение, действующее от имени и по поручению государства. И в этом главное отличие государственного нотариата от частного, который строится на совсем иной организационно-правовой основе. Государственные нотариальные конторы — это структурные звенья нотариальной системы России, имеющие принципиальную особенность: они являются в определенной мере государственно-властными структурами (органами), поскольку, как ранее было сказано, от имени и по поручению государства совершают нотариальные действия, в частности удостоверяют сделки, свидетельствуют копии документов, выдачу свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, о праве на наследство и др., т. е. юридические действия, обязательные к исполнению и имеющие соответствующие правовые последствия.


Государственные нотариальные конторы (и государственный нотариат в целом) могут быть отнесены к числу специфических государственных органов, выполняющих правоохранительные функции, обладающих властными полномочиями, собственной компетенцией и применяющих свойственные им формы деятельности. Для более полной характеристики государственного нотариуса целесообразно подробно остановиться на понятиях «государственная должность», «государственная служба», «государственный служащий» с тем, чтобы провести четкое разграничение между государственным и частным.

Государственная служба — это публичная служба, т. е. служба в органах публичной власти. Известный русский юрист Н. М. Коркунов считал государственной службой в широком смысле слова всякую деятельность на пользу государству: «Деятельность, составляющая содержание государственной службы, есть всегда юридическая обязанность, хотя бы и добровольно принятая, но всегда обязанность».

Более конкретно ученый определял государственную службу как «особое публично-правовое отношение служащего к государству, основанное на подчинении и имеющее своим содержанием обязательную деятельность, совершаемую от лица государства и направленную к осуществлению определенной задачи государственной деятельности». Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» определяет государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий государственного органа, т. е. акцент в данном случае делается на управленческий аспект.

В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 1) под государственной должностью Российской Федерации и государственной должностью субъектов Российской Федерации (далее также — государственные должности) понимаются должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации. Это определение как нельзя более полно подходит для характеристики должности нотариуса государственной нотариальной конторы. Государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.


Нотариат к такой службе не относится. Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, не являются государственными служащими, на них не распространяются соответствующие нормы законодательства РФ, касающиеся государственных служащих. Вместе с тем деятельность нотариусов имеет властный характер и в какой-то мере близка к деятельности должностных лиц органов исполнительной власти. Конечно, это сравнение условное, но все же имеет существенные основания быть рассмотренным в данной статье.

Аналогично статус частного нотариата, так же как государственный нотариат, регулируется Основами законодательства о нотариате и имеет свои наиболее существенные правовые особенности, характеризующие частный нотариат как одну из разновидностей нотариата в России. Нотариус, занимающийся частной практикой, как и государственный нотариус, не является государственным служащим, он не занимает никакой штатной должности в государственном аппарате и не получает от государства за выполнение своей работы денежного содержания.

Действуя от имени Российской Федерации, как и  государственный нотариус, нотариус, занимающийся частной практикой, самостоятельно и под свою ответственность совершает нотариальные действия, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, Основами законодательства РФ о нотариате, законодательными актами Российской Федерации, а также правовыми актами органов государственной власти автономных областей, округов, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами. Как ранее было сказано, нотариусы имеют равные права и несут одинаковые обязанности при совершении нотариальных действий независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

В статье 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате установлены полномочия нотариусов, занимающихся частной практикой, которые совершают определенные нотариальные действия, аналогичные нотариальные действия совершают и государственные нотариусы, но круг полномочий по совершению нотариальных действий у последних несколько шире, так как они, кроме перечисленных полномочий, также выдают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества. Однако, если в нотариальном округе отсутствует государственный нотариус, совершение этих нотариальных действий поручается совместным решением территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой.


В статье 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, вступившей в силу 15 января 2008 г., установлено, что отныне главы местных администраций или должностные лица местного самоуправления имеют право совершать нотариальные действия, если в поселении нет нотариуса. На наш взгляд, единственное объяснение этого изменения состоит в том, что хотелось максимально упростить и приблизить к гражданам административные процедуры. Ранее в эпоху государственных нотариусов сельсоветы могли совершать небольшой объем нотариальных действий, например: удостоверяли завещания, «заверяли» копии. И хотя это были простейшие действия, с последствиями нотариальной работы сельсоветов мы до сих пор сталкиваемся, они оспариваются в судах и признаются незаконными, и совершенно непонятно, как теперь быть и как восстанавливать права наследников. Сейчас ситуация все же сложнее. Во-первых, в советские времена секретари сельсоветов все-таки действовали «под присмотром» государственных нотариусов, которые обязаны были контролировать своих «подопечных», помогать им в разрешении методических вопросов, разъяснять положения действующего законодательства. Сегодня же главы местных администраций фактически бесконтрольны. Нотариальные палаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, не правомочны даже проводить учебу с должностными лицами местного самоуправления.

Во-вторых, в наши дни очень усложнились нотариальные действия: они требуют более значительной правовой квалификации, чем раньше. В частности, в поселениях не только специалистов по гражданскому праву, но и людей с юридическим образованием встретить непросто. Получается, что любой глава местной администрации, независимо от того, имеет юридическое образование или нет, все равно, согласно новой норме, будет обязан не только свидетельствовать верность копий документов и выписок из них, но и удостоверять завещания, доверенности, принимать меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости меры по управлению им. На наш взгляд, включать эту категорию субъектов в систему нотариата нелогично, так как даже страшно представить себе, каким будет качество (да и легитимность) тех документов, которые будут выходить из-под пера должностных лиц местного самоуправления, которые, в свою очередь, никем не контролируются.

Нотариальные действия от имени Российской Федерации в интересах российских граждан на территории иностранных государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации. Согласно ст. 38 Основ, должностные лица консульских учреждений Российской Федерации совершают следующие нотариальные действия: удостоверяют сделки, кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации; принимают меры к охране наследственного имущества; выдают свидетельства о праве на наследство; выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; свидетельствуют верность копий документов и выписок из них и др. Если сравнивать полномочия глав местных администраций поселений и уполномоченных должностных лиц местного самоуправления поселений с должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации, которые наделены действующим законодательством правом совершать нотариальные действия, со всей очевидностью видно, что у должностных лиц консульских учреждений объем нотариальных действий намного больше. Это понятно, так как у российских граждан, находящихся за рубежом в длительных командировках, на обучении, в туристических поездках и  т.  д., нет возможности обратиться к нотариусу. Естественно, что широкие полномочия в совершении нотариальных действий делегированы государством должностным лицам консульских учреждений Российской Федерации.


Некоторые авторы (например, Г.  Г.  Черемных) включают группу субъектов в систему нотариата, содействующих осуществлению нотариальной деятельности: это помощники нотариуса; стажеры нотариуса; технические секретари; работники нотариуса, занимающегося частной практикой; иные лица (субъекты), обеспечивающие осуществление нотариальной деятельности (переводчики, организации, осуществляющие страхование деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой, должностные лица и органы, предоставляющие информацию по запросам нотариусов). На наш взгляд, включать эту категорию субъектов в систему нотариата не логично, так как стажеры и технический секретарь нотариусов не имеют права совершать нотариальные действия.

2. Органы нотариального самоуправления в Российской Федерации охватывают:

— Федеральную нотариальную палату; — нотариальные палаты субъектов в составе Российской Федерации. Имеются определенные особенности и в организации контроля за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, с функционально-организационной точки зрения интегрированы с системой нотариального самоуправления, так как они обязаны быть членами нотариальной палаты (п.  4 ст.  2 Основ), которая осуществляет контроль за исполнением ими профессиональных обязанностей.

С учетом сказанного можно говорить о системе нотариального самоуправления, которая представляет собой самостоятельной интерес. В данной статье этот вопрос рассматривается в узком аспекте, так как правовой статус частного нотариуса не может быть правильно понят и тем более глубоко исследован без анализа такого компонента действующей нотариальной системы, как нотариальное самоуправление. Подобный подход очень важен и для уяснения взаимосвязей нотариата с органами исполнительной власти в целом и ее отдельными видами и структурами в частности.

Вопросам нотариального самоуправления в Основах законодательства о нотариате непосредственно посвящена шестая глава, хотя отдельные аспекты этой проблемы частично регламентируются в других главах и статьях Основ, а также в законодательных и иных нормативных актах субъектов РФ. В шестой главе (ст. ст. 24–32) содержатся основополагающие правовые нормы, касающиеся характеристики самого института нотариального самоуправления — нотариальной палаты, совокупности нотариальных палат, их природы, функций и полномочий. Нотариальная палата — это некоммерческая организация, представляющая собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой.