Файл: Порядок исчисления, уплаты и предоставления отчетности по страховым взносам.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 989

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главное назначение положений — раскрыть правовые и методологические нормы, закрепленные в Законе «О бухгалтерском учете»[3]. Так, например, Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Третий (методологический) уровень представляет собой инструкции, рекомендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета, которые принимаются Минфином РФ, федеральными органами исполнительной власти. Примеры таких документов: Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств; План счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению [5].

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. Устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов. Описание счетов бухгалтерского учета по разделам приводится в последовательности, предусмотренной Планом счетов бухгалтерского учета.

К четвертому уровню регулирования относят организационно-распорядительные документы, формирующие учетную политику предприятия, которые разрабатываются самим предприятием. Это распоряжения, приказы, рабочие инструкции. При аудите расчётов по внебюджетным страховым взносам необходимо руководствоваться следующими нормативными документами: Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» [9] № 307-ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2009 года, является основным источником, регулирующим деятельность аудиторских фирм или индивидуальных аудиторов. [11.C.54]


Закон устанавливает численность аудиторов в организации, определяет порядок проведения аудита и ответственность аудиторов за проведение проверок, а так же регламентирует классификацию аудиторских стандартов, в которую были внесены изменения по сравнению с ранее действующим Федеральным Законом. Согласно статье 1 данного закона под аудиторской деятельностью понимается деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами [9].

Второй уровень — это правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при президенте РФ, устанавливающие нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка. Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг. Третий уровень — методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно с конкретными отраслями, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям.

Четвертым уровнем нормативного регулирования могут быть внутрифирменные аудиторские стандарты, разрабатываемые аудиторскими организациями для собственных нужд. Они готовятся ведущими специалистами данной фирмы и представляют конкретизацию методик проверки соответствующих хозяйственно-финансовых операций, способы фиксирования результатов в рабочей документации, рекомендуемые программы для компьютерной обработки, методы анализа и др. [15.C.42]

Такие стандарты являются коммерческой тайной, но могут передаваться другим фирмам на возмездной основе. В заключении еще раз хотелось бы отметить, что бухгалтерский учет и аудит ведется строго в соответствии с законодательными и нормативными документами, имеющими разный статус. И хотя одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету) [3], а другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии), ведение бухгалтерского учета и составление отчетности может производиться только на их основании, так как любые несоответствия или отступления будут оценены контролирующими органами как нарушение законодательства.

С 1 января 2017 г. вступила в силу новая глава 34 "Страховые взносы" НК РФ (введена Федеральным законом от 3.07.16 г. № 243-ФЗ) и одновременно утрачивает силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ [2]


1.3 Порядок формирования базы для исчисления страховых взносов в социальные внебюджетные фонды

Для того, чтобы определить суммы взносов, уплачиваемых во внебюджетные фонды, прежде всего, нужно определить базу, с которой эти взносы считаются. [11.C.45]

Первое, о чем необходимо знать для правильного расчета базы, это то, что считается она:

- отдельно по каждому физическому лицу, в чью пользу вы, как страхователь, делали выплаты. Исключение составляют взносы в ФСС "на травматизм". Их можно посчитать за всех работников одной общей суммой.

- ежемесячно, нарастающим итогом с начала года.

Второй важный аспект. В базу для начисления взносов включаются те выплаты и вознаграждения, полученные физическим лицом, которые образуют объект обложения взносами. При этом необходимо учитывать, что с некоторых видов выплат взносы не начисляются, поскольку главой 34 статьей 431 НК РФ они прямо отнесены к необлагаемым. [2]

То есть по окончании каждого календарного месяца в базу должны быть включены все облагаемые взносами выплаты, начисленные в пользу конкретного физического лица за период с начала года по последнее число истекшего месяца. [13.C.57]

Для взносов, уплачиваемых в ПФР и в ФСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), ежегодно устанавливается предельная величина базы.

В 2016 году действовали следующие значения:

- по взносам в ПФР – 796 000 руб.;

- по взносам в ФСС на ВНиМ – 718 000 руб.

В 2017 году порядок расчета базы и ее значения в целом остались прежними.

С 2017 года функции контроля за правильностью начисления и уплатой взносов перешел к ФНС России.

Как и ранее, Правительство будет устанавливает предельную величину базы для взносов в ПФР и в ФСС на ВНиМ. И аналогично тем правилам, которые действуют сейчас, если доход работника превысит установленный лимит базы, то с суммы превышения надо будет начислять взносы по более низкой ставке либо не начислять их вовсе (ст. 426 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

1.4 Порядок исчисления, уплаты и предоставления отчетности по страховым взносам

Порядок расчета страховых взносов, содержащийся в гл. 34 ст. 431 НКРФ, устанавливает следующую последовательность операций, применяемую к доходам каждого физического лица, которому производятся начисления:


- по окончании очередного месяца года нарастающим итогом формируется база для начисления страховых взносов;

- исходя из ставок, соответствующих каждому из взносов, от базы, определенной нарастающим итогом, рассчитываются суммы взносов в фонды;

- из рассчитанных от базы, определенной нарастающим итогом, взносов вычитаются суммы, рассчитанные в таком же порядке (нарастающим итогом) на конец предшествующего месяца;

- полученные в результате такого расчета суммы подлежат перечислению в фонды как ежемесячные обязательные платежи.

Расчет взносов в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС, можно произвести по этой формуле:

ЕП = (Б × Т) - ЕПпр, где (1)

ЕП - ежемесячный обязательный платеж, уплачиваемый по результатам месяца;

Б - база по страховым взносам (определяется нарастающим итогом до конца того месяца, за который ведется расчет);

Т - тарифная ставка страховых взносов (тарифные ставки СВ представлены в таблице 2);

ЕПпр - сумма обязательных ежемесячных платежей, исчисленных по тот месяц, который предшествует расчетному.

Сумма ежемесячного обязательного платежа в любой из этих трех фондов рассчитывается раздельно, но определяется по единому алгоритму.

Сроки представления отчетности плательщиками, производящими выплаты и вознаграждения физическим лицам с 1 января 2017 г. установлены иные. [12.C.54]

Теперь расчеты по страховым взносам в налоговый орган по месту нахождения организации должны представляться не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.

При этом порядок представления отчетности регламентируется общими правилами НК РФ.[2]

Необходимо учитывать, что представление отчетности за 2016 г. будет производиться в том же порядке, что и раньше (т. е. сроки и органы — получатели отчетности будут прежние). Новые правила действуют начиная с отчетности за I квартал 2017 г.

1.5. Проблемы и перспективы развития института исчисления и уплаты страховых взносов

Все работодатели независимо от применяемого налогового режима и формы собственности уплачивают страховые взносы в соответствии с законодательством РФ. В действующем законодательстве имеется ряд неурегулированных вопросов, препятствующих эффективной работе по администрированию таких платежей. [20.C.56]


Внимания требуют выплаты, которые не предусмотрены трудовыми договорами с работниками, но производятся им регулярно с учетом результатов труда работника.

По своему содержанию такие выплаты являются оплатой труда и должны быть закреплены в трудовом договоре. Поэтому контролирующие органы могут доначислить страховые взносы.

Также на практике организации могут выдавать работникам разовые премии, награды, призы или подарки. Такие выплаты напрямую к вознаграждению за труд не относятся, поэтому и заработной платой не являются. если возможность выдачи предусмотрена в трудовом договоре (локальном нормативном акте), на такие выплаты нужно будет начислить страховые взносы на основании гл. 34 ст 431 НК РФ.[2]

Работникам, которые заняты на работах с вредными условиями труда, полагается выдача молока или других равноценных пищевых продуктов (ст. 222 ТК РФ) [1]. По письменному заявлению работника выдача молока (других продуктов) может быть заменена денежной компенсацией (ч. 1 ст. 222 ТК РФ).

Стоимость выданного молока (равноценных продуктов) страховыми взносами на обязательное социальное страхование не облагается. Компенсации, выплачиваемые вместо выдачи положенного за вредные условия труда молока, не облагаются страховыми взносами в пределах установленных норм.

Довольно распространенной является ситуация, когда работник пользуется в служебных целях личным автомобилем, мобильным телефоном или иным имуществом.

В таких случаях работнику должна выплачиваться компенсация, поскольку имущество требует определенных расходов для поддержания его в рабочем состоянии и постепенно изнашивается (ст. 188 ТК РФ). [1]

Поскольку обязанность выплачивать такую компенсацию установлена трудовым законодательством, на нее не нужно начислять страховые взносы на обязательное социальное страхование.

Если заработная плата или другие выплаты, причитающиеся работнику, произведены с опозданием, работодатель обязан компенсировать задержку выплаты (ст. 236 ТК РФ).Данная компенсация предусмотрена Трудовым кодексом РФ и по своему содержанию относится к компенсационным выплатам, связанным с исполнением работником своих трудовых обязанностей. В связи с этим она страховыми взносами на обязательное социальное страхование не облагается. [1]

В определенных ситуациях у плательщиков страховых взносов на обязательное страхование, уплачиваемых в ПФР, ФОМС и ФСС России, может образоваться переплата по этим взносам. Рассмотрим процедуру зачета или возврата излишне уплаченной (возврата излишне взысканной) суммы взносов