Файл: Порядок исчисления, уплаты и предоставления отчетности по страховым взносам.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 991

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к страховым взносам во внебюджетные фонды в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью, в связи с изменениями законодательства. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Целью курсовой работы является выявление и исследование проблем исчисления и уплаты страховых взносов банками.

В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:

- рассмотреть экономическую роль страховых взносов;

- ознакомиться с правовой основой уплаты страховых взносов;

- рассмотреть порядок формирования базы для исчисления страховых взносов, порядок их исчисления, уплаты и предоставления отчетности по ним;

- выявить проблемы исчисления и уплаты страховых взносов;

- предложить направления совершенствования системы проведения расчетов по страховым взносам;

- произвести расчеты страховых взносов и основных налогов;

- произвести расчет и анализ налоговой нагрузки на предприятие.

Объектом данной курсовой работы являются общественные отношения, возникающие при исчислении страховых взносов банками.

Предмет работы – действующий механизм исчисления и уплаты страховых взносов.

При рассмотрении поставленных вопросов использовались законодательство Российской Федерации, а также научная и учебная литература по изучаемой теме, которые составили информационную базу данной работы.

Методы исследования: аналитические, группировок, сравнения, комплексно-экономического анализа, экономико-статистические.

Теоретической и методологической основой курсовой работы стали научные работы, исследования и практические обобщения ведущих российских и зарубежных ученых-экономистов, занимающихся вопросами теории, анализа и разработкой проблем страховых взносов, в том числе на региональном уровне.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Проблемы исчисления и уплаты страховых взносов банками


1.1 Экономическая роль страховых взносов и их значение в обеспечении страхования граждан

Страховые взносы - это регулярные обязательные платежи страхователя во внебюджетные фонды.

Плательщиков страховых взносов называют страхователями.

До 1 января 2017 года администрирование страховых взносов – то есть, контроль над их взиманием, учет перечислений и аккумулирование всей информации, было возложено на сами внебюджетные фонды.

Однако сейчас вступили в силу изменения, в рамках которых администрирование страховых взносов перешло к ФНС России. В Налоговый кодекс [2] включена отдельная глава, посвященная внебюджетным сборам, а контроль над их собираемостью перешел к налоговым органам. При этом сами фонды продолжают аккумулировать у себя всю информацию по страхователям и застрахованным лицам.

В связи с изменениями законодательства стали возникать проблемы по уплате страховых взносов в различные фонды.

Социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. [11.C.34]

Социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положение работающих, граждан. [17.C.45]

Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны.

В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам. [12.C.45]

Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств. Создание этих фондов необходимо для более эффективного использования финансовых ресурсов предприятия. [13.C.4]


К основным принципам обязательного социального страхования относятся:

- устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;

- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых, рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

- государственное регулирование системы обязательного социального страхования; [10.C.34]

- паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

- обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования; [20.C.12]

- ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

- обеспечение надзора и общественного контроля;

- автономность финансовой системы обязательного социального страхования. [16.C.4]

Различают следующие виды социальных страховых рисков:

- необходимость получения медицинской помощи;

- временная нетрудоспособность;

- трудовое увечье и профессиональное заболевание:

- материнство;

- инвалидность;

- наступление старости;

- потеряю кормильца;

- признание безработным;

- смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Социальное страхование включает обязательное пенсионное страхование, страхование на случай болезни, от несчастных случаев и по безработице. [12.C.44]

Финансирование выплат осуществляется за счет взносов работодателей, работополучателей и государственных дотаций.

Виды страхования отличаются суммами взносов и выплат при наступлении страховых случаев.

Таким образом, социальное страхование – это один из важнейших социальных институтов, осуществляющий поддержку населения. Он способствует поддержанию стабильности в обществе.

Социальное страхование имеет строгую целенаправленность. Соответственно, для более эффективной работы данного института необходима отлаженная система управления. [17.C.44]


1.2 Правовая основа уплаты страховых взносов

В настоящее время в Российской Федерации существует четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета и аудита, а также действует обширный перечень нормативных актов, оказывающих влияние на бухгалтерский учет и аудит расчётов расчетов с внебюджетными фондами. Первый уровень нормативного регулирования представлен федеральными законами Российской Федерации, постановлениями Правительства, указами Президента, которые прямо или косвенно регулируют постановку бухгалтерского учета и аудита в организациях. Важнейшими и основополагающими документами, устанавливающие единые правовые и методологические основы организации расчетов по страховым взносам выступают: Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» № 402-ФЗ, который определяет роль и место бухгалтерского учета в системе законодательных актов Российской Федерации, его цели и задачи, общие методы ведения и нормативного регулирования, обязанности и ответственность организаций порядок и учреждений за состояние бухгалтерского учета и отчетности, а так же регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов [3].

Согласно ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» [4] работодатели обязаны представлять в составе расчета по форме РСВ-1 ПФР и данные персонифицированного учета/ Помимо этого скорректированы порядок и размер санкций за пропуск срока представления данных пересчета и (или) представление недостоверных сведений. Так, с начала текущего года работодателя могут оштрафовать на сумму в размере пяти процентов от величины взносов в ПФР, начисленных за последние три месяца отчетного периода, по итогам которого допущено указанное нарушение. Отметим, что ранее штраф составлял десять процентов от величины взносов, причитающихся к уплате за отчетный период либо календарный год (ст. 17) [2].

Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» регулирует отношения в системе пенсионного страхования. Этот закон устанавливает взносы в Пенсионный Фонд, которые делятся на страховую и накопительную части, а страховая часть, в свою очередь — на солидарную и индивидуальную [5]. Страховая часть расходуется на выплаты текущих пенсий и в отличие от накопительной части, граждане не могут управлять этими денежными средствами. Из взносов солидарной части формируется общий страховой счёт ПФР, средства которого идут на выплаты фиксированного базового размера трудовой пенсии и прочие солидарные выплаты. Размер же будущей пенсии гражданина определяется суммой, формируемой из индивидуальной части страховых взносов. [11.C.54]


Накопительная часть пенсии — это те деньги, которые перечисляются работодателем, но при этом, гражданин имеет возможность выбирать, каким образом они будут получены, и где будут копиться. Для этого он может отдать предпочтение либо Пенсионному фонду РФ, либо одному из негосударственных пенсионных фондов. Для граждан, старше 1967 года рождения 22-процентная ставка взноса в Пенсионный фонд с 2012 года разделена на солидарную и индивидуальную составляющие. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» [6] устанавливает основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору. Законом определены условия, размеры и порядок обеспечения граждан РФ пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др. [20.C.29]

Кроме того, закон устанавливает ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» является основным источником регулирования страхования от производственного травматизма. Он определяет субъекты страхования, объект и базу для начисления взносов, порядок их расчета и уплаты [7].

Этот закон тесно связан с Приказом Минтруда России от 25.12.2012 г. № 625н, которым утверждена Классификация видов экономической деятельности, в соответствии с которой определяется класс профессионального риска на предприятии. С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», которым, в частности, изменена структура управления системой медицинского страхования (статьей 12 установлен единый страховщик — Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) [8].

Соответствующие изменения были внесены и в Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ: исключены положения о территориальных фондах ОМС. Поэтому с 1 января 2012 г. все медицинские взносы перечисляются в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. К нормативным документам второго уровня относятся Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.