Файл: Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков (Анализ налогообложения филиала ОАО «Альфа-Банк»).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты налогообложения банков Российской Федерации
1.1 Виды налогов, уплачиваемых банками и их влияние на формирование доходной части бюджета
1.2 Развитие налогообложения банков РФ в современных условиях
2. Анализ налогообложения филиала ОАО «Альфа-Банк»
2.1 Оценка деятельности ОАО «Альфа-Банк» как налогоплательщика
2.2 Оценка налоговой нагрузки на примере Барнаульского отделения № 77 филиала ОАО «Альянс-Банк»
2.3 Пути совершенствования системы налогообложения банков в Российской Федерации
В процессе оптимизации налогообложения коммерческих банков необходимо не только стимулировать их на финансирование предприятий реального сектора экономики, но и ограничивать их в возможностях по уклонению от уплаты налогов. Из всего вышесказанного можно сделать выводы, что роль налогового регулирования возрастает в связи с тем, что необходимо проводить меры по налоговому стимулированию и определенные банковские операции сделать неэффективными или труднореализуемыми [14].
Хорошая собираемость налогов требует серьезных преобразований в налоговом законодательстве. Совершенствование налогообложения коммерческих банков поспособствует повышению налоговых доходов государства. А это в свою очередь, ускорит процесс развития государства и улучшения экономики. Государство, перераспределяя доходы, решает проблему повышения доходов малоимущих слов населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д.
2. Анализ налогообложения филиала ОАО «Альфа-Банк»
2.1 Оценка деятельности ОАО «Альфа-Банк» как налогоплательщика
В соответствии с частью 2 Налогового кодекса ОАО «Альфа-Банк» находится на общей системе налогообложения и является плательщиком следующих налогов: налог на добавленную стоимость (НДС); налог на прибыль организаций; налог на имущество организаций; транспортный налог; земельный налог.
Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, согласно 25 главе НК РФ. Плательщиками НДС признаются коммерческие и некоммерческие организации, а так же предприниматели. Организации и предприниматели, у которых за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), не превысила в совокупности 2 миллиона рублей могут, подать уведомление и получить освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС на год (ст.145 НК РФ). Уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.
В общем случае налог исчисляется исходя из стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав. Для того, чтобы рассчитать НДС, необходимо рассчитать сумму НДС, исчисленную при реализации, сумму вычетов по НДС, и, при необходимости - сумму НДС которую нужно восстановить к уплате.
Таблица 1 – Расчет НДС за 2014-2016гг., млрд. руб.
Показатель/Период |
01.01.2014г. |
01.01.2015г. |
01.01.2016г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Чистый доход |
615512 |
720987 |
853758 |
2. Ставка налога, % |
18 |
18 |
18 |
3. Итого начисленный НДС к уплате в бюджет |
110792 |
129777 |
153676 |
Таким образом, за анализируемый период сумма НДС, подлежащая уплате у ОАО «Альфа-Банк» увеличилась с 110792 млрд. руб. до 153676 млрд. руб. Это связано с увеличением чистого дохода.
Согласно 25 главе НК РФ исследуемый банк также является плательщиком налога на прибыль организаций. Налог на прибыль – федеральный, прямой налог, его величина прямо зависит от конечных финансовых результатов деятельности организации. Налоговая ставка устанавливается в размере 20%. При этом 2% перечисляют в федеральный бюджет, а 18% – в бюджет субъекта РФ. Законодательные органы субъектов РФ могут понижать ставку налога для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем до 13,5%.
Для того, чтобы рассчитать за налоговый период налог на прибыль, необходимо определить налоговую базу (то есть прибыль, подлежащую налогообложению) и умножить её на соответствующую налоговую ставку:
Расчет налоговой базы должен содержать (cт. 315 НК РФ):
период, за который определяется налоговая база;
сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде;
сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации;
прибыль (убыток) от реализации;
сумма внереализационных доходов;
прибыль (убыток) от внереализационных операций;
итого налоговая база за отчетный (налоговый) период.
Для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащего переносу.
Рассчитаем налог на прибыль организаций:
2016г = 400108*20%/100% = 80021млрд.руб.
2015г = 480508*20%/100% = 96101млрд.руб.
2014г = 440482*20%/100% = 88096млрд.руб.
Зная данные, представим их в таблице 2.
Таблица 2 – Расчет налога на прибыль за 2014-2016гг., млрд. руб.
Налог/Показатель |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Прибыль до налога, упл. с прибыли |
440 482 |
480 508 |
400 108 |
2. Ставка налога, % |
20 |
20 |
20 |
3. Итого начисленный налог на прибыль |
88 096 |
961 01 |
80 021 |
Сумма начисленного налога на прибыль организаций за анализируемый период снизилась с 88096 млрд. руб. до 80021 млрд. руб. Снижение произошло в связи с уменьшением налогооблагаемой прибыли.
Далее проведем анализ начисления налога на имущество организации.
Налоговая база и методика расчета налога на имущество организаций установлена в главе 30 НК РФ. Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, рассчитанная исходя из его остаточной балансовой стоимости. Согласно п. 4 статьи 376 НК РФ среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца налогового периода и первое число следующего за налоговым периодом месяца, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.
В таблице 3 приведен расчет среднегодовой стоимости основных средств организации.
Таблица 3 – Расчет среднегодовой стоимости основных средств, млрд. руб.
Дата |
Стоимость основных средств |
||
2014г |
2015г. |
2016г. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
01 января |
315 863 284 |
370 948 267 |
438 028 479 |
01 февраля |
320 453 699 |
376 538 284 |
440 531 908 |
01 марта |
325 044 114 |
382 128 301 |
443 035 337 |
01 апреля |
329 634 529 |
387 718 318 |
445 538 766 |
01 мая |
334 224 944 |
393 308 335 |
448 042 195 |
01 июня |
338 815 359 |
398 898 352 |
450 545 624 |
01 июля |
343 405 774 |
404 488 369 |
453 049 053 |
01 августа |
347 996 189 |
410 078 386 |
455 552 482 |
01 сентября |
352 586 604 |
415 668 403 |
458 055 911 |
01 октября |
357 177 019 |
421 258 420 |
460 559 340 |
01 ноября |
361 767 434 |
426 848 437 |
463 062 769 |
01 декабря |
366 357 849 |
432438454 |
465 566 198 |
Среднегодовая стоимость |
370 948 267 |
438 028 479 |
468 069 623 |
Также освобождаются от налогообложения:
- организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
- организации - в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;
- организации - в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества;
- организации, признаваемые управляющими компаниями особых экономических зон и учитывающие на балансе в качестве объектов основных средств недвижимое имущество, созданное в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества;
Налоговая ставка по налогу на имущество организации составляет 2% и не может превышать 2,2% (ст. 380 НК РФ).
Для того, чтобы рассчитать сумму налога по итогам налогового периода, необходимо определить налоговую базу и умножить ее на соответствующую налоговую ставку:
Зная данные, представим их в таблице 4.
Таблица 4 – Расчет налога на имущество организации за 2014-2016гг., млрд. руб.
Показатель/Период |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Среднегодовая стоимость основных средств |
370 948 267 |
438 028 479 |
468 069 623 |
2. Ставка налога, % |
2 |
2 |
2 |
3. Сумма налога на имущество |
7 418 965 |
8 760 569 |
9 361 392 |
Таким образом, сумма начисленного налога на имущество за анализируемый период увеличилась с 7 418 965 тыс. руб. до 9 361 392 тыс. руб.
На основании данных можно обобщить уплату всех налогов. Представим в таблице 5.
Таблица 5 – Анализ уплаты всех налогов, млрд. руб.
2014год |
2015год |
2016год |
1 |
2 |
3 |
7 617 853 |
8 986 447 |
9 595 089 |
Таким образом, из таблицы 5 видим, что уплата налогов за 2014-2016гг. взросла с 7617853млрд. руб. до 9595089млрд. руб., то есть на 1977236млрд. руб.
Это связано с увеличением дохода банка, со среднегодовой стоимостью основных средств.
2.2 Оценка налоговой нагрузки на примере Барнаульского отделения № 77 филиала ОАО «Альянс-Банк»
Одним из важнейших аспектов функционирования современной налоговой системы является воздействие налоговой нагрузки экономического субъекта на его деловую активность. Причем главной задачей любой налоговой реформы является снижение налоговой нагрузки предприятия при условии компенсации выпадающих доходов, при этом остаются неопределенными временные и нормативные рамки этого процесса. Поэтому исследование налоговой нагрузки всегда актуально как для предприятий, так и для налоговых органов.
Налоговая нагрузка рассчитывается на макроэкономическом и микроэкономическом уровне. На макроуровне она определяется как отношение совокупности поступающих в бюджетную систему всех налогов и сборов к объему ВВП. На микроуровне налоговая нагрузка определяется на уровне хозяйства отдельных экономических субъектов.
Исследованию налоговой нагрузки на микроуровне посвящено множество работ современных экономистов, которые предлагают различные определения налоговой нагрузки предприятия.
На наш взгляд, налоговую нагрузку можно рассматривать как величину, характеризующую влияние налогов, сборов и пошлин, взимаемых в пользу государства, на финансовое положение субъекта экономики и рассчитываемую на основе ряда показателей по отдельности или в совокупности.
В числе наиболее часто применяемых методик расчета налоговой нагрузки предприятий находится методика, дающая возможность определить размер бремени налогообложения отношением всех уплачиваемых налогов к общей выручке от реализации:
, (1)
где НН – налоговая нагрузка на коммерческую организацию;
НП – общая сумма всех уплаченных налогов;
В – выручка от реализации продукции (работ, услуг);
ВД – внереализационные доходы.
Однако, применительно к кредитным организациям, в т. ч. и коммерческим банкам, сложным вопросом является не только отсутствие общего показателя, который характеризовал бы уровень налогообложения организации, но и, отсутствие дифференцированного подхода к определению налоговой нагрузки отдельно по каждому виду операций.