Файл: Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков (Анализ налогообложения филиала ОАО «Альфа-Банк»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Повышение уплаты налога на прибыль, говорит, что банк с каждым годом увеличивает свою прибыль, увеличение платежей во внебюджетные фонды, говорит об увеличении заработной платы сотрудников, увеличение платежей налога на имущество показывает на то, что банк постепенно технически перевооружается, увеличение сумм уплаченных по НДС, показывает, что банк расширяет сферу своей деятельности.

Более подробно проследить изменения налоговых отчислений, мы можем обратившись к таблице 9.

Произведем расчет доходности кредитных операций банка с учетом влияния налоговой нагрузки, используя данные, приведенные в таблице 9.

Таблица 9 - Показатели деятельности Барнаульского отделения 77 филиала ОАО «Альянс-Банк» за 2015 – 2016гг. (тыс. руб.)

Расчетные показатели

2015

2016

от кредитных

622,2

1038,5

Доходы от -кассовых операций

1 402,3

1 233,1

от кредитных

101,1

54,3

Расходы от -кассовых операций

1 112

1 079,8

кредитных вложений

9 445,3

12 576,9

кредитных операций

41

74

расчетно-кассовых

60

76

Сумма средств,на расчетных клиентов

77 668,0

74 505,0

Произведем расчеты на основе данных за 2015 год.

Таким образом, доходность от кредитных вложений с учетом фактора налогообложения составляет 262,4 %.

То есть на каждый вложенный в кредитные операции рубль мы получим 2 рублей 62 копеек дохода.

Доходность от расчетно-кассовых операций с учетом фактора налогообложения составляет 65,3%, по аналогии: на каждый вложенный в расчетно-кассовые операции рубль мы получим 65 копеек дохода.

В целом, отметим, что несмотря положительную тенденцию снижения налоговой нагрузки, в настоящее время существует ряд острых проблем, связанных с налогообложением банков. С целью их решения, в следующей главе работы исследуем возможные направления развития налогообложения банковского сектора Российской Федерации.

2.3 Пути совершенствования системы налогообложения банков в Российской Федерации


Система налогообложения коммерческих банков является не только источником дохода бюджета, но и инструментом регулирования деятельности кредитных организаций, она играет значительную роль в экономике государства.

Банки аккумулируют огромную долю финансовых ресурсов общества и являются одними из крупных инвесторов, которые в состоянии осуществлять долгосрочное кредитование предприятий реального сектора экономики. В настоящее время данный инвестиционный потенциал используется не в полной мере. Большая часть имеющихся у банков ресурсов направлена на осуществление краткосрочных вложений. Взаимодействие банков с реальным сектором можно обеспечить за счет создания экономических предпосылок в самом реальном секторе экономики, а также усиления капитальной базы банков и повышения их заинтересованности в размещении своих активов в производственной сфере.

Немаловажную роль в данном процессе играется система налогообложения коммерческих банков. Рассмотрим возможные пути дальнейшего развития налогообложения коммерческих банков.

Проблема налогообложения банков представляется достаточно интересной, поскольку включает в себя ряд самых различных аспектов как правового, так и экономического плана.

Часто имеет место несоответствие роли банков, степени научной разработанности банковской системы, их налогообложения и выполнения функций посредника между налогоплательщиками и государством.

Такие несоответствия затрудняют процесс приспособления банков к задаваемым государством налоговым условиям и ограничивают положительное влияние, которое это приспособление может оказать и оказывает на макроэкономическое поведение банковского сектора. Без этого невозможно усилить мотивационное, регулирующее воздействие системы налогообложения на банковский сектор с целью повышения его надежности и активизации участия в обеспечении экономического роста.

В перспективе в ближайшие годы в России планируется ввести механизм признания доходов и расходов, установление предельной суммы освобождаемых от НДФЛ процентов по вкладам для физических лиц.

До 2018 года планируется замена налога на имущество организаций налогом на недвижимое имущество организаций, которым будет облагаться только недвижимость (оцененная по кадастровой стоимости), находящаяся у организаций на праве собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Важным вопросом также считается отмена налогообложения капитализируемой прибыли банков. Такая мера позволила бы дополнительно предоставить экономике страны весомую сумму.


Для снижения ставок по кредитам, также было бы крайне полезным проработать возможность предоставления банкам или бюро кредитных историй возможность доступа к ресурсам Федеральной Налоговой Службы для проверки информации, предоставленной физическими и юридическими лицами в целях получения кредитов. Это серьезно снизило бы риски банков, что повлекло бы за собой снижение процентных ставок.

На кредитные организации предполагается возложить новые обязанности, связанные с администрированием перечисления страховых взносов. Указанные меры, будучи воплощенными в реальность, приведут к неизбежному росту административных расходов банков.

Что касается налогового учета, то здесь отмечается необходимость упрощение и его сближение с бухгалтерским учетом, повышение качества налогового администрирования, реализация мер по противодействию уклонению от налогообложения. При этом упоминается и о такой важной составляющей нагрузки по обязательным платежам на бизнес, как страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Следует отметить, что развитие взаимосогласительных процедур также имеет место быть среди перспективы на ближайшие годы.

В целях создания благоприятных условий для налогоплательщиков по урегулированию споров без обращения в суд, обеспечения последовательности досудебной и судебной стадий разрешения налоговых споров принят федеральный закон, направленный на совершенствование установленного законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядка досудебного рассмотрения налоговых споров.

Обязательность прохождения стадии досудебного урегулирования споров создает стимулы для налогоплательщиков к разрешению внутри системы налоговых органов возникших конфликтов в сфере налогообложения, позволяет существенно уменьшить количество рассматриваемых споров в судах, а также расширяет возможности налогоплательщиков в реализации своих прав и законных интересов.

Преимущества предлагаемой процедуры заключаются в более коротких сроках рассмотрения соответствующего спора – 15 дней (в судах рассмотрение спора может продлиться от трех месяцев до года), менее затратном способе защиты прав (отсутствуют судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, а также издержки, связанные с оплатой услуг представителей). Помимо этого, решения по рассмотренным жалобам вступают в силу в более короткие сроки, а порядок оформления и подачи жалобы менее формализован.


Таким образом, стоит отметить, что актуальность целей развития налоговой политики коммерческих банков на будущий период высока, это связано с тем, что банки занимают особое положение в экономике страны.

Налоговая политика за счет своей прозрачности и предсказуемости стимулировать деловую активность банков.

В заключение отметим, что дальнейшее совершенствование системы налогообложения, устранение противоречий в нормативной базе позволит сформировать такую систему налогообложения банков, которая будет способствовать направлению денежных ресурсов непосредственно на финансирование реального сектора экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Деятельность банков Российской Федерации в налоговой системе страны разноплановая. С одной стороны, они - плательщики большинства налогов и на общих основаниях производят платежи в бюджеты всех уровней. С другой стороны, они являются посредниками между государством и налогоплательщиками, так как осуществляют исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налоговых платежей в соответствующие бюджеты.

Современный банковский сектор отличается жесткой конкуренцией, стремительным развитием банковских технологий, появлением новых банковских услуг, что обусловливает необходимость искать адекватные способы и инструменты управления коммерческим банком. Налоговые платежи являются одной из составляющих расходов в финансовых потоках кредитной организации, оказывают существенное влияние на такие показатели как прибыльность, надежность и стабильность банков. Особенно при реализации методов налогового планирования. Такое планирование, с одной стороны, позволяет нивелировать влияние налоговых факторов посредством экономии на налоговых отчислениях, а с другой - повышает значение рисковости налоговой деятельности кредитной организации за счет использования оптимизационных налоговых схем, следствием чего выступает объективная необходимость внедрения в практику работы банков качественной системы налогового риск-менеджмента.

Как развиваются и функционируют коммерческие банки во многом зависит их прибыль, а значит и увеличение дохода федерального, региональных и местных бюджетов.

Система налогообложения должна рассматриваться не только как средство изъятия в бюджет денежных средств, а как способ регулирования деятельности коммерческих банков.

Цель налогообложения коммерческих банков должна состоять в том, чтобы они оставались крупными, экономически сильными налогоплательщиками, надежным источником доходов бюджета.


Основной задачей налогового воздействия на деятельность коммерческих банков на современном этапе является переориентация вложений банков в реальный сектор экономики, а не в спекулятивные инструменты банковской деятельности (межбанковское кредитование, рынок ценных бумаг, валютные ценности).

Особая роль коммерческих банков как участников налоговых правоотношений заключается и в том, что налоговое законодательство возлагает на них определенные обязанности по предотвращению налоговых правонарушений другими плательщиками налогов.

Роль налогового регулирования деятельности банков особенно значительна в направлении поощрения осуществления банками финансовых операций с точки зрения их соответствия проводимой государством экономической политики.

Для банков очень важным является принцип стабильности, так как основной целью налогового регулирования банковской деятельности должна быть стабилизация финансовой ситуации в стране. Важным аспектом функционирования любой налоговой системы является проблема налогового бремени или иначе нагрузки и ее воздействия на хозяйственную деятельность предприятия и страны в целом.

Совокупность платежей банка по налогам и сборам, уплачиваемым за финансовый год в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ и государственные внебюджетные фонды, формируют его налоговую нагрузку. При сопоставлении совокупных налоговых платежей с доходами банка, получаем результат, который характеризует уровень налоговой нагрузки банка.

В области налоговой политики в ближайшей перспективе, в части коммерческих банков в РФ будет продолжена налоговая реформа, которая должна обеспечить закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и повышение эффективности налоговой системы в целом. А именно:

- улучшение налоговой структуры за счет повышения доли отдельных налогов и совершенствования налогового учета, применения общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот, расширения налоговой базы каждого из установленных налогов и сборов;

- совершенствование системы налогового администрирования, которое должно обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков;

- установление предельной суммы освобождаемых от НДФЛ процентов по вкладам для физических лиц;

- отмена налогообложения капитализируемой прибыли банков;