Файл: Особенности налогообложения налогом на прибыль кредитных организаций (Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из центральных проблем для экономики России выступает процесс увеличения темпов экономического роста, в основном зависящих от инвестиций.

Актуальность темы исследования заключается в том, что любой хозяйствующий субъект, независимо от вида осуществляемой им деятельности и формы собственности, является субъектом налогообложения. При неграмотном подходе к формированию налоговой политики организации возможны лишние затраты, снижающие финансовый результат деятельности организации и ухудшающие ее финансовое состояние. Поэтому необходимо проводить оптимизацию налогообложения организации в соответствии с возможностями, предоставляемыми законодательством, что сделает доходы организации максимальными, а налоги минимальными, не вступая в противоречие с законодательством.

Налог на прибыль считается очень важным налогом, который уплачивается различными кредитными учреждениями, в том числе и коммерческими банками.

Основу исчисления можно найти в инструктивных и законодательных документах по порядку определения налогооблагаемой прибыли и расчета налога.

Банки являются плательщиками федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Федеральными налогами, уплачиваемыми банками, являются: налог на прибыль организаций; налог на добавленную стоимость; единый социальный налог; налог на операции с ценными бумагами; налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте. Региональным налогом, взимаемым с банков, выступает налог на имущество организаций, а местными — земельный налог и налог на рекламу. При этом налог на имущество1, единый социальный налог и земельный налог уплачиваются банками по общим правилам, единым для всех организаций.

Банки являются плательщиками налога на прибыль организаций, установленного в ст. 246—333 (гл. 25) НК РФ, поскольку налогоплательщиками признаются российские, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Объектом обложения налогом является прибыль, получен­ная банком, которой признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. В соответствии со ст. 11 Закона о Банке России прибыль Банка России определяется как разница между суммой доходов от совершения банковских операций и сделок, а также доходов от участия в капитал ах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением им своих функций.


Цель курсовой работы – изучить особенности налогообложения налогом на прибыль кредитных организаций.

Задачи работы:

  1. Изучить систему налогообложения на предприятиях.
  2. Ознакомиться с налогообложением коммерческих банков налогом на

прибыль организаций.

  1. Определить особенности исчисления и уплаты налога на прибыль.

ГЛАВА 1 НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

1.1 Системы налогообложения на предприятиях

Налог на прибыль является одним из важнейших федеральных прямых налогов и представляет собой некоторую совокупность результатов деятельности предприятия, помноженную на ставку процента. Поступления от налога на прибыль занимают одно из ведущих позиций в доходах бюджета и его регулирование имеет общенациональное значение, как для государства, так и для налогоплательщиков. Налог на прибыль организаций является таким налогом, с помощью которого государство может наиболее эффективно воздействовать на развитие экономики. Он влияет на инвестиционные потоки и процесс наращивания капитала.

Налог на прибыль является одним из самых важных источников доходов государства. Поэтому от разработки оптимальной налоговой ставки и других условий уплаты налога будет зависеть не только размер чистой прибыли, но и размер дохода государства, так как меньше организаций будет скрывать свои доходы. Данный налог является весьма эффективным инструментом воздействия на финансовое положение предприятий, повышающим (либо наоборот снижающим) их заинтересованность в развитии производства.

Система налогообложения представляет собой совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке. Законодательной основой построения налоговой системы государства является Налоговый Кодекс.

Налогообложение предприятий выполняет в первую очередь фискальную функцию, т.е. после уплаты налоги изымаются у хозяйствующих субъектов и направляются на формирование государственного и местных бюджетов. Именно поэтому государственные органы строго контролируют правильность исчисления и уплаты налогов[1].


Следует отметить, что увеличение доходов бюджета за счет повышения налоговой нагрузки на экономику носит краткосрочный характер, поскольку в результате оно снизит деловую активность, приведет к сокращению количества производителей и количества занятых, в итоге налоговые поступления в государственный бюджет уменьшаться[2].

Налоговые платежи влияют на себестоимость продукции (работ, услуг), увеличивая ее. Большинство уплачиваемых налогов относятся к затратам на производство – это страховые взносы, земельный налог и др. Налог на добавленную стоимость сильно влияет на отпускные цены, поскольку включается в цену товаров, работ, услуг путем наценки к стоимости. Это в свою очередь влияет на объем продаж, так как увеличение цены продаж путем включения в нее НДС снижает покупательский спрос, а следовательно, и объем производства.

Все это, в конечном счете, влияет на финансовые результаты, величину чистой прибыли, рентабельность деятельности, стоимость бизнеса, возможность осуществления инвестиций.

Естественно, налоговые платежи организаций влияют и на социальные процессы на микроуровне. На социальные процессы на микроуровне налоговые платежи влияют через эффективность функционирования организации. Чем более эффективно работает коммерческая организация, тем больше имеются возможности для повышения зарплаты работникам, выплатам социального характера, например, лечение, отдых, образование за счет организации, повышения страховых взносов, что влияет на будущую пенсию работника[3].

Рентабельно работающие организации образуют чистую прибыль, достаточную для развития производства. У них образуются собственные источники финансирования инвестиций для технического перевооружения производства. При необременительном налогообложении коммерческие организации имеют возможность такого развития. Поэтому налогообложение влияет на экономические и социальные процессы не только в текущем периоде, но и в перспективе, в первую очередь, через инвестиции[4].

Отрицательное влияние налогов проявляется в прямом снижении доходов и инвестиционных возможностей организации. Это прямое влияние, проявляется в следствии реализации фискальной функции налогов. К положительным моментам можно отнести косвенное стимулирование организаций к поиску способов повышения эффективности использования ресурсов, эффективности труда, производства и управления в организации.


В данной связи эффективная система налогообложения организаций, сформированная на законодательном уровне, будет способствовать повышению эффективности деятельности хозяйствующих субъектов.

Эффективность проводимой налоговой политики государства оценивается по количеству налоговых сборов и платежей и величине налоговой нагрузки и издержек взимания налогов. Так в Республике Беларусь уровень налоговой нагрузки (с учетом отчислений в Фонд социальной защиты населения) составляет около 47 %, что гораздо выше уровня налоговой нагрузки в странах Европы, в развивающихся странах. Так уровень налоговой нагрузки в Грузии составляет 22,9 %, в России – 32,3 %, Украине – 36,6%, Сингапуре – 19,9%, Китае – 9,7%[5].

Таким образом, уровень налоговой нагрузки в Беларуси является очень высоким, что существенным образом отрицательно влияет на экономический рост в стране. Снижение налоговой нагрузки, однозначно, способствует повышению темпов экономического роста, что особенно актуально в условиях постоянного повышения цен на энергоресурсы и ужесточения конкуренции на мировых рынках.

Различают две применяемые на предприятиях различных форм собственности системы налогообложения: основная и упрощенная. Выбор какой-либо из них обосновывается теми или иными критериями.

Если выполняется регистрация предприятия без указания системы налогообложения, то подразумевается, что будет использована основная система налогообложения, которая актуальная для предприятий любых форм собственности[6].

В Республике Беларусь существуют общий и особые режимы налогообложения хозяйствующих субъектов.

Согласно ст.10 НК РБ особый режим налогообложения применяется для плательщиков:

- налога при упрощенной системе налогообложения (гл.34 НК РБ);

- единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (гл. 35 НК РБ), если они не осуществляют предпринимательскую деятельность, а занимаются розничной торговлей продовольственными и непродовольственными товарами, техническим обслуживанием и ремонтом автотранспортных средств, деятельностью в области фотографии и другой деятельностью в соответствии со ст.296 НК РБ.

Ставки данного налога устанавливаются за месяц в размерах согласно приложению 25 к НК РБ.;

- единого налога для производителей сельскохозпродукции (гл. 36 НК РБ), где базой для исчисления является выручка от реализации, а ставка налога составляет 1%;


- единого налога на вмененный доход, плательщиками которого признаются организации, обязанные начать применение единого налога в соответствии со ст. 325 НК РБ налоговым законодательством и не прекратившие его применение. Данный налог уплачивается в размере 5% от дохода от оказания услуг по обслуживанию и ремонту за месяц;

- налога на игорный бизнес (гл.37 НК РБ), при применении которого доходы, полученные плательщиками от игорного бизнеса, не признаются объектами налогообложения НДС и налогом на прибыль. А налог уплачивается в соответствии со ставками установленными ст.309 в размерах на единицу объекта налогообложения налогом на игорный бизнес, каковым являются игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы;

- налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности (гл. 38 НК РБ). Так объектом налогообложения является разница между суммой доходов, полученных от организации и проведения лотерей, и суммой начисленного призового фонда лотереи, ставка же налога составляет 8%, а налоговым периодом является календарный месяц;

- налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр (гл. 39 НК РБ) – налог платиться ежемесячно не позднее 22 числа в размере 8% от доходов, полученных от данной деятельности;

- сбора за осуществление ремесленной деятельности, составляющего одну базовую величину в год (гл. 40 НК РБ);

- сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, составляющего одну базовую величину в год (гл.41 НК РБ);

Если хозяйствующий субъект применяет общую систему налогообложения, то он обязан уплачивать следующие группы налогов:

1. Налоги с хозяйственной деятельности, к которым относятся:

- налог на добавленную стоимость (гл.12 НК РБ) по следующим ставкам:

- 0% - при реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, экспортируемых транспортных услуг, работ (услуг) по ремонту, техническому обслуживанию зарегистрированных в иностранных государствах транспортных средств, выполняемых на территории РБ;

- 10% - при реализации производимой на территории РБ продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства; при ввозе на территорию РБ и реализации продовольственных товаров и товаров для детей;

- 20% - при реализации иных товаров (работ, услуг).

- 25% - при реализации услуг электросвязи;

- акцизы (гл.13 НК РБ), ставки по которым едины как для подакцизных товаров, произведенных на территории РБ, так и для подакцизных товаров, ввозимых на территорию РБ и реализуемых на территории РБ;