Файл: Особенности налогообложения налогом на прибыль кредитных организаций (Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- налог на прибыль (гл. 14 НК РБ) по следующим ставкам:

18% - для всех остальных хозяйствующих субъектов Республики Беларусь;

12% - на прибыль по дивидендам и доходам учредителей (участников, акционеров) в виде курсовых разниц, возникающих при переоценке дебиторской задолженности по расчетам с иностранными организациями по причитающимся от них дивидендам;

10% - для научно-технологических парков, центров трансфера технологий;

- налог на недвижимость (гл.17 НК РБ), ставка по которому на все объекты капитального строительства предприятия – 1%, а на объекты сверхнормативного незавершенного строительства – 2%;

- экологический налог (гл.19 НК РБ) за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сброс сточных вод, за хранение, захоронение отходов производства, ставки по которому установлены в соответствии с Приложениями 6-8 к НК РБ;

- земельный налог (гл.18 НК РБ), который платиться ежегодно в соответствии с порядком и сроками, установленными ст.202 НК РБ

Вышеприведенные налоги являются республиканскими. К местным налогам и сборам в Республике Беларусь относится сбор с заготовителей (гл.33 НК РБ), который платиться ежегодно за промысловые заготовки дикорастущих растений технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации по ставке, не превышающей 5%.

Следует подчеркнуть, что при использовании общего режима налогообложения, налогооблагаемая база уменьшается на расходную часть, относимую по законодательству Республики Беларусь на себестоимость.

2. Налоги с фонда оплаты труда. В состав данной группы входят:

- подоходный налог, ставка которого в соответствии с действующим Налоговым Кодексом Республики Беларусь (п.1 ст. 173) с физических лиц установлена в размере 13 процентов.

Объектом налогообложения является заработная плата, премии и другие вознаграждения, связанные с выполнением трудовых обязанностей, в том числе по совместительству, доходы от индексации заработной платы; пособия по временной нетрудоспособности (в том числе пособие по уходу за больным ребенком) и другие доходы[7].

В налоговую базу подоходного налога с физических лиц входят все доходы плательщика как в денежной, так и в натуральной формах. При этом следует отметить, что согласно абз.2 п.1. ст. 156 НК РБ удержания, производимые из дохода плательщика по его распоряжению, либо по решению суда, не уменьшают налоговую базу подоходного налога.


При определении размера налогооблагаемой базы применяются стандартные (ст. 164 НК РБ), социальные (ст. 165 НК РБ) и имущественные (ст. 166 НК РБ) налоговые вычеты, которые предоставляются плательщику нанимателем по месту основной работы на основании документов, подтверждающих его право на такие налоговые вычеты.

- платежи в Белгосстрах – обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – составляют не менее 1% от фонда оплаты труда, при этом размер отчислений устанавливается в зависимости от вида деятельности, который осуществляет хозяйствующий субъект.

Следует отметить, что Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.07.2015 №642 исключена норма о минимальной сумме взносов в Белгосстрах, которая рассчитывалась исходя из размера 60% средней заработной платы рабочих и служащих в республике за месяц, предшествующий месяцу начисления взносов, пропорционально отработанному времени. Так с 1 августа 2015 года взносы в Белгосстрах начисляются на все выплаты, начисленные в пользу работника;

- платежи в Фонд социальной защиты населения составляют 35% от фонда оплаты труда, при этом 1% удерживается с заработной платы работника, а 34% - уплачивает наниматель.

Следует отметить, страховые и пенсионные отчисления крайне важны для граждан Республики Беларусь, поскольку согласно Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 №534 «О вопросах социального обеспечения» право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется при наличии стажа работы с уплатой в ФСЗН не менее 15 лет 6 месяцев.

Начиная с 1 января 2017 г. указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет. Кроме того с 2016 года данные платежи обязаны осуществлять иностранные граждане и лица без гражданства, работающие на территории Республике Беларусь, т.е. уплачивать взносы должны и представительства иностранных организаций, аккредитованные в Республике Беларусь.

Следует подчеркнуть, что неуплата или неполная уплата взносов в ФСЗН влечет административную ответственность в размере 20% от неуплаченной суммы взносов.

Представителями малого бизнеса в Республике Беларусь могут применяться упрощенные системы налогообложения по ставкам:

- 5% - для субъектов хозяйствования, не уплачивающих НДС;

- 3% - для субъектов хозяйствования, уплачивающих НДС;

- 16% – для организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении внереализационных доходов, указанных в подп. 3.8 ст. 128 и подп. 6.7 ст.176 НК РБ[8].


Так право на применение упрощенной системы налогообложения имеют хозяйствующие субъекты при одновременном соблюдении ими критериев:

- средней численности работников – не более 100 человек;

- валовой выручки нарастающим итогом за девять месяцев не более 1159800 белорусских рублей.

Следует подчеркнуть, что при применении упрощенной системы налогообложения хозяйствующим субъектом для него общим остается порядок исчисления и уплаты следующих налогов и сборов:

- налогов, сборов (пошлин), взимаемых при пересечении товаров территорию Республики Беларусь;

- государственной и патентных пошлин;

- консульского, оффшорного и гербового сборов;

- сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования республики;

- налога на прибыль в отношении дивидендов и прибыли от реализации ценных бумаг;

- обязательных страховых взносов и иных платежей в ФСЗН РБ;

- НДС по оборотам по реализации продукции, имущественных прав, за исключением организаций с численностью работников не более 50 человек и валовой выручкой за предшествующий год не более 1058400 белорусских рублей;

- налога на недвижимость, за исключением недвижимости, сданной в аренду или иное возмездное или безвозмездное пользование;

- земельного налога, за исключением бюджетных организаций и оргструктур, а также за земли сельскохозяйственного назначения;

- утилизационного сбора.[9]

Следует отметить, что не имеют права применять упрощенную систему налогообложения согласно п.5 ст.286 НК РБ субъекты хозяйствования:

- производящие подакцизные товары;

- реализующие ювелирные изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней;

- осуществляющие лотерейную деятельность;

- осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;

- осуществляющие деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр и в сфере игорного бизнеса;

- оказывающих риэлтерские услуги;

- занимающиеся страховой деятельностью;

- банки.

Таким образом, основными системами налогообложения субъектов хозяйствования в Республике Беларусь являются общий режим налогообложения, предусматривающий уплату всех республиканских налогов, и два вида упрощенного режима налогообложения по ставке 5% без уплаты НДС и 3% с уплатой НДС.

В Российской Федерации взимаются следующие виды налогов и сборов:

- федеральные - обязательные к уплате на всей территории РФ;


- региональные - обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации;

- местные - обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований[10].

Данные налоги являются элементами основной системы налогообложения хозяйствующих субъектов в России.

Характеристика данных налогов представлена в таблице 1 [11].

Характеристика основных налогов, которые уплачивают российские предприятия при применении основной системы налогообложения, представлена в таблице 2[12].

Таблица 1

Виды налогов и сборов Российской Федерации[13]

Федеральные

Региональные

Местные

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Налог на имущество организаций

Налог на имущество физических лиц

Акцизы

Транспортный налог

Земельный налог

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Налог на игорный бизнес

Торговый сбор

Налог на прибыль организаций

Налог на добычу полезных ископаемых

Водный налог

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Государственная пошлина

Таблица 2

Виды налогов и сборов Российской Федерации[14]

Федеральные

Объект налогообложения

Налоговые ставки

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Выручка от реализации

18%, 10%, 0%

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Доход, полученный налогоплательщиками

13%, 30%, 35%

Налог на прибыль организаций

Прибыль, полученная налогоплательщиком

20%, 9%, 15%, 30%

Налог на имущество организаций

Движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств

не могут превышать 2,2%

Земельный налог

Земельные участки

1,5%, 0,3%


Специальными налоговыми режимами в РФ являются:

- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 НК РФ).

Налогоплательщиками, имеющими право применять данный режим налогообложения являются в соответствии с п.2 ст.346.2 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую переработку и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации продукции таких хозяйствующих субъектов доля дохода от реализации произведенной ими или прошедшей первичную обработку сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70%.

Объектом налогообложения при данной системе признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Налог уплачивается по ставке 6%, при этом налоговым периодом является календарный год[15].

Следует отметить, что Законами Республики Крым и города Севастополя налоговая ставка в отношении налоговой базы в отношении периодов 2015 - 2016 годов может быть уменьшена до 0%,т.е. налог платить будет не нужно, а в отношении периодов 2017 - 2021 годов налоговая ставка может быть снижена до 4% в соответствии с п.2 ст.346.8 НК РФ;

- упрощенная система налогообложения (гл.26.2) предусматривает освобождение организаций от обязанности по уплате налога на прибыль и на имущество организаций, а индивидуальных предпринимателей от налога на доходы и имущество физических лиц. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации. При этом иные налоги уплачиваются ими в общем порядке.

Объектом налогообложения при УСН могут быть доходы организации или индивидуального предпринимателя, тогда налоговой базой признается денежное их выражение, а ставка применяется в размере 6%, либо доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, тогда налоговая база - денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов, а налоговая ставка – 15%.

Налоговым периодом при УСН является календарный год[16].

Следует подчеркнуть, что законами субъектов РФ могут быть установлены иные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков. Так если налоговой базой являются доходы субъекта хозяйствования, то налоговая ставка может варьироваться от 1 до 6%, а если доходы, уменьшенные на величину расходов - от 5 до 15%.