Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Основания и условия осуществления оперативно-розыскных мероприятий, как составляющих оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Настоящая система законодательства основывается на Конституции Российской Федерации и слагается из соответствующих Федеральных законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации, а равно законов и других нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, призванных регулировать оперативно-розыскную деятельность.

Правоотношения, которые охватывают сферу оперативно-розыскной деятельности, слагаются не только из тех отношений, которые касаются непосредственно самого процесса осуществления оперативно-розыскной деятельности, они еще достаточно тесно взаимодействуют с отношениями, которые возникают в процессе взаимодействия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и следователей, прокуратуры и суда, а также и иных правоотношений.

Специфика оперативно-розыскной деятельности состоит в том, что ее осуществление тем или иным образом – это вмешательство в частную жизнь граждан и зачастую негласным, тайным способом.

Статья 2 Конституции Российской Федерации закрепляет положение, согласно которому, человек, его права и свободы выступают высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Конституцией Российской Федерации закрепляются основные права граждан, она выступает гарантом защиты данных прав и определяет основные направления политики государства в области охраны прав граждан от посягательств.[8]

Все остальные правовые нормы, призванные регулировать оперативно-розыскную деятельность, должны неукоснительно следовать данным конституционным принципам государственной политики.

Основным Федеральным законом, который регулирует оперативно-розыскную деятельность, является упомянутый выше Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».

Данный закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, которая осуществляется на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскной деятельности.

В иных законах и нормативных правовых актах, кроме того, содержатся положения, которые касаются осуществления оперативно-розыскной деятельности. В контексте данного параграфа представляется целесообразным назвать важнейшие из них. К числу таковых относятся:

- Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», в п. 3 ст. 8 которого закреплен порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката, а равно порядок использования полученных в процессе таких оперативно-розыскных мероприятий сведений, документов и предметов в качестве доказательств обвинения;[9]


- в Федеральном законе «О связи» находит закрепление порядок взаимодействия предприятий связи с органами, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность;[10]

- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи», в п. 144 которого закрепляется порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий осмотра и вскрытия почтовых отправлений, осмотра их вложений и документации операторов почтовой связи;[11]

- Приказ МВД Российской Федерации «О создании оперативно-розыскных подразделений на транспорте»; [12]

- Приказ МВД Российской Федерации «Об утверждении Инструкции о порядке применения химических ловушек в раскрытии краж имущества, находящегося в государственной, муниципальной, частной собственности и собственности общественных объединений (организаций)».[13]

Таким образом, законодательство настоящего времени, призванное регулировать оперативно-розыскную деятельность, представляет собой целую систему нормативных актов. Во главе таковой системы, вне всякого сомнения, находится Конституция Российской Федерации.

3 Основания и условия осуществления оперативно-розыскных мероприятий, как составляющих оперативно-розыскной деятельности

Как гласит ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», гражданство, пол, национальность, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусматривается федеральным законом.[14]

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и других сообщений, передаваемых по сетям почтовой и электрической связи, а равно право на неприкосновенность жилища допустимо только на основании решения при наличии информации:


- о признаках подготавливаемого, совершенного либо совершаемого преступления, по которому обязательно производство предварительного следствия;

- о лицах, которые подготавливают, совершают, либо уже совершили преступление, по которому обязательно производство предварительного следствия;

- о событиях либо действиях, которые создают угрозу государственной, военной, экономической либо экологической безопасности государства.

В нетерпящих отлагательства случаях, которые способны привести к совершению тяжкого преступления, а равно при наличии данных о действиях и событиях, которые создают угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допустимо проведение оперативно-розыскных мероприятий с обязательным уведомлением суда в течение суток. С момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия осуществляющий его орган обязан в течение 48 часов получить судебное решение о проведении такового оперативно-розыскного мероприятия, либо прекратить проведение такого мероприятия. В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению либо с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание телефонных переговоров, которые ведутся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем оперативно-розыскного отдела, с обязательным уведомлением соответствующего суда в течение 48 часов.

Проверочная закупка либо контролируемая поставка продукции, веществ и предметов, свободный оборот которых запрещается или оборот которых ограничен, а равно оперативный эксперимент либо оперативное внедрение должностных лиц оперативных подразделений, а также лиц, которые им оказывают содействие, осуществляются на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Производство оперативного эксперимента допустимо лишь в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжких преступлений, а равно в целях выявления и установления лиц, которые их подготавливают, совершают или уже совершили.

В контексте данной главы следует вкратце остановиться на освещении такого вопроса, как результаты оперативно-розыскной деятельности, что теснейшим образом связано с проведением оперативно-розыскных мероприятий.


Итак, результаты оперативно-розыскной деятельности представляют собой сведения, полученные в соответствии с положениями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», о признаках готовящегося, совершаемого либо совершенного преступления, лицах, которые подготавливают, совершают либо совершили преступление и скрылись от органа дознания, следствия или суда. Подобное определение содержит в себе п. 361 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.[15]

Реализация результатов оперативно-розыскной деятельности включает в себя три этапа, в частности:

- легализация результатов оперативно-розыскной деятельности;

- представление результатов оперативно-розыскной деятельности потребителям;

- использование результатов оперативно-розыскной деятельности.

При этом, к примеру, для разрешения собственных оперативно-розыскных задач осуществлять рассекречивание в некоторых случаях нет необходимости. Кроме того, за рамками оперативно-розыскной деятельности результаты таковой применяются в уголовном процессе.

Легализация фактической оперативной информации представляет собой процедурный этап стадии реализации результатов оперативно-розыскной деятельности, который направлен на предание гласности или рассекречивание оперативной информации перед потребителями с сокрытием при необходимости определенных категорий источников, подлежащих разглашению с письменного их согласия.

Следует отметить, что рассекречивание результатов оперативно-розыскной деятельности, которые получены на предыдущих стадиях оперативно-розыскного процесса, как правило, требуется лишь в том случае, когда эти результаты передаются следователю или в суд для использования при расследовании либо рассмотрении уголовных дел. В этом смысле данный этап реализации результатов оперативно-розыскной деятельности признается одним из основных в оперативно-0розыскном процессе.

Вместе с тем, следует отметить, что при легализации фактическая оперативная информация, хотя и преобразуется в форму, доступную для потребителя, но как она была непроцессуальной, так ей и продолжает оставаться.

Для использования оперативно-розыскной информации, т.е. результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательства в уголовном судопроизводстве, либо в качестве повода и основания к возбуждению уголовного дела необходимо придание ей в процессуальной формы, по существу, самим потребителем.


Заключение

Подводя итоги представленной курсовой работе, можно сделать вывод о том, что органы, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, представляются составной частью содержания оперативно-розыскной деятельности.

Содержание оперативно-розыскной деятельности законодателем раскрывается посредством определения понятия данной деятельности с обозначением ее цели, посредством постановки задач, определения принципов, правовой основы, исчерпывающего перечня оперативно-розыскных мероприятий, оснований и условий их проведения, регламентации прав и обязанностей субъектов данной деятельности, использования результатов оперативно-розыскной деятельности и др.

Содержание оперативно-розыскной деятельности следует рассматривать во взаимосвязи субъекта оперативно-розыскной деятельности и осуществляемых им действий с определенным противопоставлением его объектам оперативно-розыскной деятельности. Цель органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, заключается, прежде всего, в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, выявления и установления совершивших их лиц.

Субъекты этой деятельности законодателем четко определены путем их перечисления, а также предусмотрена их деятельность, направленная на подготовку и проведение оперативно-розыскных мероприятий. Деятельность субъектов регламентируется, как самим Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», так и иными законодательными, а также ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами, которые определяют компетенцию субъектов, порядок их взаимодействия, детализируют оперативно-розыскную деятельность, в том числе ее тактику и организацию.

Совокупность перечисленных и иных положений определяет гарантии законности деятельности субъектов и гарантии прав объектов оперативно-розыскной деятельности. Субъектам предписывается действовать в порядке, строго установленном законодательством и ведомственными нормативными актами, что им обеспечивает неприкосновенность перед законом за мнимые нарушения, к примеру, злоупотребление полномочиями, нарушение конституционных прав личности, а объектам или обеспечивает в установленных пределах их неприкосновенность, соблюдение прав, или ограничивает их, однако в строго установленных границах, т.е. не допускает произвольных действий со стороны субъектов оперативно-розыскной деятельности.