Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Основания и условия осуществления оперативно-розыскных мероприятий, как составляющих оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность избранной для освещения темы можно охарактеризовать тем, что оперативно-розыскную деятельность в настоящее время в Российской Федерации, как, впрочем, и в Республике Беларусь, осуществляют различные государственные органы. У каждой осуществляющей оперативно-розыскную деятельность службы имеется своя структура, функции, задачи и принципы, а равно принципы осуществления данного рода деятельности.

Оперативно-розыскная деятельность в силу специфики ее средств и методов добывания информации преимущественно негласным способом, сопряженности оперативно-розыскных мероприятий с ограничением конституционных прав и свобод граждан, использования содействия гражданских лиц, в том числе и на основе конфиденциальности, была и по-прежнему остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса философов, юристов, правозащитников, политиков, а также рядовых граждан. Объясняется это тем, что всегда все тайное вызывало и продолжает вызывать любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для разного рода злоупотреблений, становится объектом не только правовой, однако и нравственной оценки. Вместе с тем, оперативно-розыскная деятельность исторически была и продолжает оставаться эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства в целом.

Действующим в настоящее время в Российской Федерации Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» регламентирована одна из постоянных функций государства – деятельность, с одной стороны, по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений при помощи специальных средств и сил, а с другой стороны – по обеспечению безопасности личности, общества и государства посредством применения негласных возможностей.

Целью представленной работы можно определить оперативно-розыскную деятельность.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение определенных задач, в числе которых:

- рассмотреть и проанализировать задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности;

- провести анализ законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности;

- определить основания и условия оперативно-розыскной деятельности

Теоретическую основу представленной курсовой работы составили: действующее законодательство Российской Федерации, учебники и учебные пособия, а также труды российских ученых.

Объектом исследования данной работы выступает теоретическая характеристика оперативно-розыскной деятельности, как правового явления современной действительности.


В качестве предмета исследования следует определить теоретические и правовые основы оперативно-розыскной деятельности.

1 Задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности

Раскрывая тему понятия оперативно-розыскной деятельности, нельзя ограничиваться одним лишь определением как таковым. В понятие оперативно-розыскной деятельности, как и любой другой науки, включаются многие аспекты, помогающие дать развернуто е определение оперативно-розыскной деятельности. Такие аспекты и будут рассмотрены в представленной курсовой работе.

В соответствии с положениями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», таковая представляет собой одну из форм правоохранительной деятельности, наравне с такими видами, как следственная, судебная и т.п. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется, как гласными, так и негласными методами. Она обладает исключительно государственным характером и направлена на добывание информации, выявление скрытых преступлений, фактов и признаков преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся от органа дознания, следствия и суда лиц. Таковое направление деятельности строго определяется и санкционируется государством.

Оперативно-розыскная деятельность в истории современной России получила не только правовую, но и социальную, и политическую оценку. Это произошло 13 марта 1992 года, когда Верховным Советом РСФСР был принят Закон «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». Время, как известно, на месте не стоит, и вскоре, а именно: 12 августа 1993 года увидел свет Федеральный закон «об оперативно-розыскной деятельности», [1] в котором имеет место ряд нововведений, которые не нашли отражения в ранее действовавшем законе.

Оперативно-розыскная деятельность строго подконтрольна, направлена на защиту интересов граждан и государства, осуществляется в пределах и порядке, закрепленных законом, специфическими средствами и методами, т.е. посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий. Оперативно-розыскная деятельность может осуществляться негласно, до возбуждения уголовного дела, при проведении мероприятий не требуется соблюдения определенных формальностей, в отличие от следственной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность является эффективной при пресечении деяний, которые направлены на подрыв основ конституционного строя и безопасности государства, разобщении организованных преступных группировок и т.п.[2]


Замаскированные, тайные и тщательно продуманные действия преступников требуют применения соответствующих методов получения сведений о лицах и фактах, которые необходимы для установления обстоятельств преступления. Именно поэтому отличительной особенностью оперативно-розыскной деятельности выступает ее разведывательно-поисковый характер. Это определяет конспирация, сочетание негласных и гласных средств и методов, в том числе и технических.

В том случае, когда содержание оперативно-розыскных мероприятий и их цели, а также участники не скрываются от окружающих, оперативно-розыскная деятельность признается гласной. Соблюдение конспирации оперативно-розыскных мероприятий от субъектов, против которых они проводятся, а равно тех, кто в них не принимает участия, в том числе от сотрудников оперативно-розыскных отделов, подразумевает негласную оперативно-розыскную деятельность. Такой вид деятельности при сложных преступлениях предоставляет возможность обеспечить результативность и безопасность участников оперативно-розыскных мероприятий, предотвратить и нейтрализовать возможное противодействие со стороны преступников. Гласный и негласный варианты работы определяются при выборе цели оперативно-розыскной деятельности.[3]

Законодателем четко очерчен круг уполномоченных органов, которые наделены правом выступать от имени государства при проведении. Таковой перечень закреплен в ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и может быть изменен либо дополнен только лишь соответствующим законом. В настоящее время оперативные подразделения, в обязанности которых включено проведение оперативно-розыскных мероприятий, входят в состав:

- органов внутренних дел Российской Федерации;

- Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

- федеральных органов государственной охраны Российской Федерации;

- Федеральной таможенной службы российской Федерации;

- Службы внешней разведки Российской Федерации;

- Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации;

- Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.[4]

В соответствии с положениями ст. 89 УПК Российской Федерации, результаты оперативно-розыскной деятельности могут использоваться в качестве основания для возбуждения уголовного дела, для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, для использования и доказывания по возбужденным уголовным делам.[5]


Полученная с помощью оперативно-розыскной деятельности информация является не доказательством, а только лишь сведениями об источниках тех факторов, которые могут выступать в качестве доказательств лишь после закрепления их надлежащим процессуальным образом, а именно: на основании соответствующих норм уголовно-процессуального закона.

В теории оперативно-розыскной деятельности основания проведения оперативно-розыскных мероприятий подразделяются на два вида: фактические, т.е. собственно основания и юридические, т.е. формальные основания либо поводы. В качестве фактических оснований принято рассматривать наличие конкретной информации о тех или иных криминальных событиях, побуждающей и требующей оперативно-розыскного воздействия. К юридическим или формальным основаниям, в свою очередь, принято относить документы, которые содержат подобную информацию.

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий выступают:

- наличие возбужденного уголовного дела;

- ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность сведения о:

а) признаках подготавливаемого, совершаемого либо совершенного общественно опасного деяния, а равно о лицах, которые его подготавливают, совершают либо уже совершили, если отсутствуют достаточные данные для разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела;

б) о событиях либо действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической либо экологической безопасности Российской Федерации;

в) лицах, которые скрываются от органов дознания, следствия и суда, либо уклоняются от уголовного наказания;

г) без вести пропавших лицах и об обнаружении неопознанных трупов;

- поручения следователя, руководителя следственного подразделения, органа дознания или определения суда по уголовным делам, которые находятся в их производстве;

- запросы иных органов, ведущих оперативно-розыскную деятельность, по указанным в законодательстве основаниям;

- постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке;

- запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, в соответствии с международными договорами Российской Федерации.[6]

Согласно положениям ст. 3 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», такая деятельность в основе своей имеет конституционные принципы, в частности:


- законности, который заключается в том. что должностные лица осуществляющих оперативно-розыскную деятельность органов, а также лица, которые оказывают содействие ее проведению, обязаны неукоснительно соблюдать требования Конституции и законов Российской Федерации;

- уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности, прежде всего, проявляется в целях таковой деятельности. Защищая личность от преступных посягательств, оперативно-розыскная деятельность призвана обеспечивать условия для свободной и полной реализации прав и свобод;

- конспирации, т.е. секретности способов и источников получения информации;

- сочетания гласных и негласных средств и методов.[7]

Таким образом, оперативно-розыскная деятельность представляет собой разновидность государственной правоохранительной деятельности. Определяется это тем, что она определена законодательно и санкционирована государством., ограничена рамками специальных субъектов, которые выступают от имени государства, осуществляется в пределах и порядке, им определенных и ограниченных, подконтрольна государственным органам, направлена на обеспечение права и его защиту специфическими методами и средствами. Понятие оснований включает в себя, как поводы к проведению оперативно-розыскных мероприятий, под которыми понимаются, как обстоятельства, побуждающие к началу соответствующих действий, так и собственно основания проведения оперативно-розыскных мероприятий, в качестве которых принято рассматривать фактические данные, сведения о фактах, которые требуют проверки для подтверждения либо опровержения и реализации в виде проведения оперативно-розыскных мероприятий либо следственных действий, или в совокупности тех и других.

2 Законодательное регулирование оперативно-розыскной деятельности

Система законодательства, призванная регулировать оперативно-розыскную деятельность, представляет собой на современном этапе совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных нормативных правовых актов, принятых уполномоченными органами законодательной власти, а равно правовых актов органов исполнительной власти, которые изданы в пределах их компетенции, направленных на регулирование оперативно-розыскной деятельности.