Файл: Аналитические регистры налогового учета (Порядок формирования показателей регистров налогового учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Формирование достоверной и полной информации о величине доходов и расходов, которые составляют размер налоговой базы налогового периода, а также предоставление данной информации внутренним и внешним пользователям с целью контроля правильности исчисления, полноты и своевременности расчетов с бюджетом по налогу на прибыль являются основными задачами налогового учета.

Актуальность темы. Опираться при исчислении базы для расчета налогов исключительно на правила бухгалтерского учета не представляется возможным, так как существуют различия между бухгалтерским и налоговым учетом, вызывающие сложности в ведении налогового учета и способные привести к ошибкам. В процессе налогового планирования нельзя пользоваться профессиональным суждением, плановые данные опираются на фактические расчеты.

Ежедневно в деятельности компаний возникают ситуации, в которых затраты принимаются по бухгалтерскому учету, а по налоговому учету их принять нельзя либо полностью, либо частично. Все предприятия должны организовывать систему налогового учета самостоятельно. Налогоплательщики проводят анализ хозяйственных операций и определяют, по каким объектам учета они должны разработать и утвердить аналитические регистры налогового учета

Регистры – разработанные таблицы, которые могут вестись в электронном виде и на бумажных носителях. Данные таблицы в качестве приложений прикладываются к учетной политике для целей налогообложения и являются основой для налогового планирования.

Налоговое законодательство устанавливает принцип самостоятельности при разработке форм регистров. Регистры учета состояния единицы налогового учета систематизируют информацию о состоянии показателей объектов учета, используемых более одного отчетного (налогового) периода. К ним относятся основные средства, нематериальные активы, приобретенные товары, сырье и материалы, затраты на природоохранные мероприятия, расчеты (в том числе и по энергоресурсам). Содержащиеся в регистрах сведения о величине показателей используются для формирования суммы расходов, подлежащих учету в составе того или иного элемента затрат в текущем отчетном периоде.

Ведение регистров учета хозяйственных операций позволяет систематизировать информацию об операциях организации, которые влияют на базу по налогу и дальнейшее эффективное налоговое планирование. Необходимо принимать меры для обеспечения защиты от несанкционированных исправлений.


Объект исследования – методические основы налогового учета.

Предмет исследования – нормативно–правовые акты, регулирующие порядок ведения аналитических регистров налогового учета.

Цель данной работы – проанализировать аналитические регистры налогового учета.

Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:

– изучить сущность аналитических регистров налогового учета;

– рассмотреть порядок формирования показателей регистров налогового учета.

При проведении исследования использовались общенаучные и специальные методы исследования: системный подход к объекту исследования, методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, гипотезы и сравнения, моделирования, структурный метод.

1 СУЩНОСТЬ АНАЛИТИЧЕСКИХ РЕГИСТРОВ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

1.1 Понятие и значение аналитических регистров налогового учета

Аналитические регистры налогового учета содержат важную информацию, необходимую для расчета налоговых обязательств.

Аналитическим регистрам налогового учета посвящена ст. 314 НК Российской Федерации. НК Российской Федерации определено, что эти регистры предназначены для систематизации данных налогового учета.

В ст. 313 НК Российской Федерации расшифровано понятие налогового учета как системы обобщения учетной информации на основе первичных документов, позволяющей рассчитать налог.

В НК Российской Федерации вопрос необходимости оформления аналитических регистров и расшифровка термина налогового учета рассматривается в отдельных статьях. Например, в ст. 314 25–й главы НК Российской Федерации (налог на прибыль) или в п. 1 ст. 230 23–й главы НК Российской Федерации (НДФЛ). Это означает только одно: все компании, рассчитывающие и уплачивающие эти налоги, обязаны организовать налоговый учет и формировать аналитические регистры налогового учета.

Сделано это совсем не для того, чтобы загрузить бухгалтерские службы дополнительной работой. Необходимость ведения налогового учета и составления аналитических регистров налогового учета продиктована существенными различиями бухгалтерского учета и налогового учета по отдельным объектам учета или конкретным хозяйственным операциям.


Несмотря на то что расчет, например, налога на прибыль производится на основе тех же первичных документов, с использованием которых формируются записи в бухучете, без дополнительных вычислений, группировок и обобщений не обойтись. Для этого и предусмотрены специальные документы – аналитические регистры налогового учета.

Для небольших фирм с ограниченным объемом стандартных хозяйственных операций существует возможность существенно облегчить ведение налогового учета. При этом на правильность расчета налогооблагаемой базы (например, по налогу на прибыль) это не повлияет, а требования ст. 313 НК Российской Федерации по организации налогового учета будут выполнены. Для этого учетной политикой необходимо предусмотреть, что отдельные регистры бухгалтерского учета служат одновременно регистрами налогового учета. Это возможно в том случае, когда порядок учета объектов или операций для целей обоих видов учета одинаков.

Например: фирма «Трейд» приобрела дорогостоящий металлорежущий станок первоначальной стоимостью 6 300 000 руб. в октябре 2015 года и сразу ввела его в эксплуатацию, установив срок полезного использования 90 мес. Учетной политикой для целей БУ и НУ начисление амортизации предусмотрено линейным способом. В этом случае ежемесячная сумма амортизации по данным бухучета совпадет с налоговой амортизацией данного объекта и составит: 6 300 000 руб. / 90 мес. = 70 000 руб.

Формировать отдельный налоговый аналитический учет амортизационных сумм не имеет смысла – достаточно одного (общего) регистра для целей бухгалтерского учета и налогового учета. При расчете налога на прибыль будет участвовать расход, подтвержденный данными бухучета [6, c. 13].

Иная ситуация возникнет в том случае, если фирма захочет быстрее признать в налоговых расходах стоимость основных средств и предусмотрит учетной политикой применение амортизационной премии.

Применение амортизационной премии приводит к тому, что величина налоговых расходов в первом месяце эксплуатации основных средств превысит бухгалтерские, а сумма налоговой амортизации, учитываемая при расчете налога на прибыль в течение периода эксплуатации станка, составит меньшую сумму по сравнению с бухгалтерской амортизацией.

Увеличить единовременно налоговые расходы за счет амортизационной премии позволяет п. 9 ст. 258 НК Российской Федерации.

Например: бухгалтер фирмы «Трейд» в ноябре 2015 года включил в налоговые расходы амортизационную премию в сумме 6 300 000 руб. * 0,3 = 1 890 000 руб. (для объектов 3–7 амортизационных групп амортизационная премия может составлять 30% от их первоначальной стоимости), а также амортизацию за первый месяц работы станка. Ежемесячная сумма налоговой амортизации составила: (6 300 000 – 1 890 000) руб. / 90 мес. = 49 000 руб.


Если учетная политика компании предусматривает применение амортизационной премии, воспользоваться этим правом она может только при вводе основного средства в эксплуатацию – позднее это сделать нельзя (письмо Минфина от 21.04.2015 № 03–03–06/1/22577).

Все рассчитанные выше расходы должны найти отражение в аналитических регистрах налогового учета либо в расширенной версии регистра бухгалтерского учета, дополненной недостающей информацией. Если фирма решит оформить отдельный налоговый регистр, его форма может иметь произвольный характер, но обязательно должны присутствовать следующие реквизиты (абз. 10 ст. 313 НК Российской Федерации):

– название регистра;

– дата составления (в том числе указание на период, за который составлен регистр);

– натуральные (если это возможно) и денежные измерители операции;

– наименование объектов учета или хозяйственных операций;

– подпись (расшифровку подписи) ответственного за составление регистра лица.

При этом не следует забывать, что форма применяемых фирмой регистров должна быть утверждена в качестве приложения к учетной политике (абз. 7 ст. 314 НК Российской Федерации).

Отсутствие регистров налогового учета в первую очередь вредит самой компании. Результат такого упущения, повлекший неправильный расчет налогооблагаемой базы, приводит к незапланированным материальным потерям (недоимке, пеням и штрафам).

Отсутствие регистров налогового учета налоговые органы классифицируют как грубое нарушение правил учета доходов и расходов и наказывают коммерсантов по ст. 120 НК Российской Федерации.

Если регистры не оформлялись в течение одного налогового периода, может последовать штраф в размере 10 000 руб., а если это нарушение длилось несколько периодов, размер налоговой санкции увеличивается втрое.

Например, налоговый период по НДС составляет квартал. Если в течение одного года компания забывала оформлять налоговые регистры по этому налогу, есть риск, что налоговики оштрафуют ее исходя из продолжительности нарушения, равной 4 налоговым периодам (кварталам). А значит, материальные потери «забывчивого» коммерсанта составят 30 000 руб. Отделаться минимальным штрафом не получится. Хотя компании, попавшейся на отсутствии регистров налогового учета в течение тех же 12 месяцев, но по другому налогу (например, по налогу на прибыль), налоговый период которого составляет календарный год, налоговики больше 10 000 руб. штрафа предъявить не смогут.


1.2 Виды аналитических регистров

Регистры учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом влияют на величину налоговой базы в текущем или будущих периодах. Настоящий перечень включает все основные операции, связанные с утратой или получением права собственности на объекты гражданских прав (имущество, в том числе деньги, работы, услуги, права) по сделкам с третьими лицами. В отношении проводимых учреждением операций по признанию задолженностей и иных установленных НК Российской Федерации объектов налогообложения перечень может быть дополнен. В частности, в нем отсутствуют регистры по учету операций выявления результатов инвентаризации, переоценки имущества (кроме амортизируемого имущества и ценных бумаг).

Для организации налогового учета МНС Российской Федерации рекомендовало ведение следующих регистров учета:

1. Регистры учета хозяйственных операций:

– регистр учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав;

– регистр учета операций выбытия имущества (работ, услуг, прав);

– регистр учета поступлений денежных средств;

– регистр учета расхода денежных средств;

– регистр учета сумм начисленных штрафных санкций;

– регистр учета расходов на оплату труда.

Регистры учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом влияют на величину налоговой базы в текущем или будущих периодах.

2. Регистры учета состояния единицы налогового учета:

– регистр информации об объекте основных средств;

– регистр информации об объекте нематериальных активов;

– регистр информации о приобретенных партиях товаров, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО);

– регистр информации о приобретенных партиях сырья/материалов, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО);

– регистр информации о движении товаров, учитываемых по методу средней себестоимости;

– регистр информации о движении приобретенных сырья/материалов, учитываемых по методу средней себестоимости;

– регистр учета расходов будущих периодов;

– регистр аналитического учета операций по движению дебиторской задолженности;

– регистр учета операций по движению кредиторской задолженности;

– регистр учета расчетов с бюджетом;

– регистр движения резерва по сомнительным долгам;

– регистр учета расходов на гарантийный ремонт;