Файл: Аналитические регистры налогового учета (Порядок формирования показателей регистров налогового учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 2.1 – Методика исчисления НДС

Суть метода по счетам или метода косвенного вычисления в следующем: величина НДС, начисленного на стоимость материальных ценностей, приобретенных фирмой для переработки, вычитается из величины НДС, начисленного на реализованную данной фирмой продукцию. Полученная разница подлежит уплате в бюджет.

Данная методика является достаточно распространенной, поскольку не требует расчета величины добавленной стоимости и прибыли, а так же экономит время бухгалтера на проведение расчетов.

Кроме того метод косвенного вычитания при расчете НДС позволяет использовать счета–фактуры, которые дают возможность налоговым органам получить информацию для контроля за движением товаров. Данный метод также позволяет успешно использовать дифференцированные ставки НДС, что имеет важное значение для осуществления экономической и социальной политики государства. Однако применение при расчете налога метода по счетам со стороны налогового законодательства предполагает составление большого количества документов, отражающих операции, осуществляемые организацией, и служащих основанием для исчисления и уплаты НДС в бюджет, в результате, повышается уровень сложности расчета и риск возникновения ошибок, влекущих наступление налоговой ответственности.

Всего в экономической литературе существует четыре методики расчета налога на добавленную стоимость:

– прямой аддитивный или бухгалтерский метод;

– косвенный аддитивный метод;

– метод прямого вычисления;

– метод косвенного вычисления (метод по счетам) [8, c. 36].

Особенностью каждого из них является налоговая база, используемая для расчета суммы налога, а также способ ее определения.

Сравним данные методики с точки зрения их соответствия сущности исследуемого налога, подверженности влиянию изменения различных факторов, а также эффективности расчета со стороны налогоплательщика и контроля со стороны налоговых органов с целью выявления наиболее оптимальной из них в рамках действующего законодательства.

Если рассматривать НДС как изъятие в пользу государства части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения товаров (работ, услуг), то наиболее целесообразно использовать при расчете суммы налога первые три из рассматриваемых методик, поскольку они предусматривают в качестве налоговой базы добавленную стоимость.


Согласно прямому и косвенному аддитивным методам НДС исчисляется в виде доли от предварительно рассчитанной величины добавленной стоимости, которая определяется как разность между прибылью, полученной организацией, и величиной выплаченной заработной платы. При этом данными для расчета служит информация, содержащаяся в бухгалтерских регистрах организации.

Следовательно, при использовании аддитивных методов расчета суммы налога используются показатели не экономической, а бухгалтерской прибыли, определяемой самостоятельно налогоплательщиком, что может привести к недостоверному исчислению величины добавленной стоимости. Кроме того организация в определенных случаях может оказывать влияние на формирование показателя бухгалтерской прибыли.

Применение первой и второй методики определения НДС приведет к усложнению процедуры контроля правильности исчисления налога в части проверки достоверности показателя прибыли. Следует также отметить, что использование аддитивных методов расчета не позволит использовать дифференцированные ставки НДС, что уменьшит регулирующее воздействие данного налога на экономические и социальные процессы в обществе. Кроме того при расчете добавленной стоимости прямой и косвенный аддитивные методы учитывают лишь величину выплаченной заработной платы и полученной прибыли, в то время как метод прямого вычитания учитывает выручку организации от реализации и все затраты на производство продукции (работ, услуг), которые наиболее полно отражают структуру рассматриваемого показателя [18, c. 31].

Таким образом, можно предположить, что третья методика способствует наиболее достоверному определению величины добавленной стоимости, а, следовательно, суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. Также при использовании данного метода упрощается процедура документального оформления операций, облагаемых НДС: поскольку не предусматривается возмещение налога по приобретенным ценностям ввиду того, что каждая организация производит выплаты в пользу государства исходя из непосредственно созданной добавленной стоимости, отсутствует необходимость составления и представления покупателям товаров(работ, услуг) счетов–фактуры, ведения Журналов регистрации принятых и выставленных счетов–фактур. Для подтверждения факта реализации, а также размера выручки достаточно составить и представить акт выполненных работ, накладную, а так же при необходимости договор возмездного оказания услуг. Следовательно, повышается эффективность контрольных мероприятий налоговых органов в части администрирования НДС. Кроме того использование метода прямого вычитания способствует экономии трудозатрат бухгалтера организации при расчете суммы налога, так как необходимые данные содержатся в Отчете о прибылях и убытках (форма №2) и Пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (форма № 5).


Оптимальным методом расчета НДС является метод прямого вычисления. Недостатком данного метода является невозможность применения дифференцированных ставок налога, для устранения которого предлагается осуществлять распределение затрат, связанных с производством и реализацией пропорционально доле дохода, полученного от операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по различным ставкам налога, в общем объеме выручки организации [16, c. 402].

Таким образом, из рассмотренных методов расчета НДС, наиболее экономически обоснованным является метод прямого вычисления. С его помощью налоговые обязательства по налогу могут рассчитываться ежеквартально, что способствует соблюдению установленного законодательством о налогах и сборах налогового периода.

Расчет налога производится на основании информации содержащейся в Отчете о прибылях и убытках и Приложении к бухгалтерскому балансу, а так же информации по счету 90 «Продажи» субсчет «Выручка» в разрезе субконто «Реализация товаров, облагаемых НДС по ставке 18%», «Реализация товаров, облагаемых НДС по ставке 10%», «Экспорт».

При формировании налоговой базы и исчислении суммы налога для оптимизации трудозатрат и повышения эффективности и достоверности результатов расчета предлагается воспользоваться учетным документом «Журнал – расчет налога на добавленную стоимость», не являющимся бланком строгой отчетности, относящимся к внутренним документам организации, форма которого должна быть закреплена в Приказе об учетной политике.

Журнал – расчет позволит не только ускорить расчет суммы НДС по окончании соответствующего налогового периода, а также повысить его достоверность. Кроме того данный документ упростит процедуру заполнения налоговой декларации по НДС.

Таким образом, на основе проведенного в данном пункте анализа можно сделать вывод о том, что одним из эффективных направлений совершенствования действующей методики исчисления НДС является расчет его суммы методом прямого вычисления, так как:

1) он соответствует сущности исследуемого налога;

2) повышается эффективность работы бухгалтера и снижается риск возникновения ошибок при исчислении налога;

3) упрощается процедура документального оформления облагаемых операций;

4) предложенный способ распределения затрат, учитываемых при исчислении показателя добавленной стоимости, позволит применять дифференцированные ставки налога.

Следовательно, применение данного метода направлено на снижение издержки организации на уплату налога на прибыль. Кроме того со стороны налоговых органовповысится эффективность контрольных мероприятий за счет сокращения времени проверки документов, а также использования организацией – налогоплательщиком формы «Журнал – расчет налога на добавленную стоимость», которая не только упростит процедуру контроля, но и снизит трудозатраты бухгалтера при расчете НДС, подлежащего уплате в бюджет.


2.3 Особенности расчета налоговой базы по НДФЛ

НДФЛ – налог на доходы физических лиц. Платят его только физические лица с полученных доходов. Причем существует определенный перечень доходов, с которых нужно платить НДФЛ и с которых не нужно.

Расчет и уплата данного вида налога регулируется НК Российской Федерации, в котором присутствует для этой цели глава 23 НК Российской Федерации.

В качестве налогоплательщиков выступают резиденты Российской Федерации – то есть лица, которые находятся на территории Российской Федерации более 183 дней в год. Резиденты Российской Федерации платят налог с доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.

Также налогоплательщиками НДФЛ являются нерезиденты Российской Федерации, которые должны уплатить налог с доходов, полученных от источников Российской Федерации.

В качестве объекта налогообложения выступают доходы, полученные физическим лицом. Причем существует группа доходов, с которых налог платить не нужно.

Доходы, освобожденные от уплаты НДФЛ:

– материальная помощь (в связи со смертью родных, стихийными бедствиями, рождением ребенка, малоимущим, пострадавшим в террористических актах);

– выплаты, полученные в связи с сокращением на работе в пределах трехкратного среднего месячного заработка;

– выплаты, полученные от государства (сюда не включаются выплаты по больничным листам, больничный облагается НДФЛ, а работник получает компенсацию по больничному листу за вычетом налога на доходы физических лиц);

– суточные в пределах установленного лимита (700 рублей для командировки по Российской Федерации и 2500 – при зарубежной командировке);

– другие доходы, указанные в ст.217 гл.23 НК Российской Федерации.

Со всех остальных доходов нужно рассчитать НДФЛ и уплатить в бюджет.

В отношении ряда доходов физическое лицо должно самостоятельно отчитаться перед налоговой, заполнив декларацию и уплатив НДФЛ. Но в ряде случае налог удерживает и уплачивает работодатель, это касается тех доходов, которые физическое лицо получает как работник от работодателя – оплата труда, больничные, отпускные и пр. В данном случае работодатель – это налоговый агент. Работник получает доход уже с удержанным НДФЛ.

Если же получение физическим лицом дохода никак не связано с работодателем, например, подарки, выигрыши, сдача в аренду имущества, продажа имущества, то рассчитать сумму налога нужно самостоятельно.


Кроме того, самостоятельно отчитываются те лица, которые оформлены в качестве индивидуальных предпринимателей.

Формула для расчета налога на доходы физических лиц выглядит следующим образом:

НДФЛ = налоговая база * налоговая ставка / 100%.

Расчет налога производится за календарный год, то есть по окончании года, необходимо определить НДФЛ, подлежащий уплате в бюджет, и заполнить необходимую отчетность.

Налоговых ставок по НДФЛ несколько, о них мы подробны говорили в этой статье, где дано было пояснение, в отношение каких доходов какая ставка применяется.

Для расчета НДФЛ остается только разобраться с налоговой базом.

База для расчета налога на доходы физических лиц – это сами доходы граждан, выраженные в деньгах. Доходом признается не только денежные поступления, но и материальные подарки, для которых рассчитывается среднерыночные цены, исходя из которых, определяется налоговая база.

Какие доходы облагаются НДФЛ, а какие нет, было разобрано здесь, где приведен список доходов, освобожденных от уплаты налога (согласно ст.217 гл.23 НК Российской Федерации).

При расчете НДФЛ необходимо учитывать налоговые вычеты.

Прежде, чем умножить величину доходов на ставку, необходимо из этой суммы доходов вычесть положенные физическому лицу вычеты.

Например, в отношении заработной платы это выглядит следующим образом.

Работодатель рассчитывать зарплату персонала каждый месяц, каждый месяц из полученной зарплаты он вычитается положенные работнику стандартные вычеты, разность умножается на ставку 13%. Полученную сумму НДФЛ работодатель уплачивает в бюджет, а работник получает на руки зарплату за вычетом налога.

Таким образом, налоговая база по каждому налогу рассчитывается на основании сведений накопленных в аналитических регистрах по результатам обработки первичных документов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.

Аналитические регистры налогового учета – сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями главы 25 НК Российской Федерации, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Они систематизируют и накапливают информацию, содержащуюся в принятых к учету первичных документах.

Формы аналитических регистров налогового учета разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике. При этом аналитические регистры в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты: