Файл: Виды и структура бизнес-плана.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это решающая часть БП. Для большинства БП - это единственный раздел, который будет прочитан потенциальным инвестором. И если БП уберут в сторону, следовательно «краткие выводы» явились неубедительными и не заинтересовали инвестора. Краткие выводы предоставляют читателю возможность понять основные идеи и перспективы бизнеса и принять решение, стоит ли затрачивать дополнительное время на прочтение БП. Соответственно, цель кратких выводов - заинтересовать и даже «соблазнить» потенциального инвестора.

Краткие выводы - это сущность предложения, это итог уже написанного БП. На одной-двух страницах достаточно просто и лаконично должна быть приведена сущность бизнеса: что компания хочет делать, чем будущий товар будет отличаться от товаров других компаний, и почему покупатели заинтересуются им, каких расходов запросит реализация проекта и каковы их ресурсы. Обязательно указываются цифровые данные об объемах будущей реализации, выручке, прибыли, степени рентабельности и период, в ходе которого можно гарантировать возвращение всех инвестированных средств.

Находясь в зависимости от вида бизнеса можно подготовить 2 типа кратких выводов: конспективные либо описательные.

Конспективные краткие выводы это более прямолинейны и «откровенны» согласно 2-м причинам: они просто повторяют в уменьшенном виде выводы любого раздела БП. Преимущество данных кратких выводов заключается в том, что они просто пишутся и в наименьшей мере зависят от возможностей пишущего. Единственным минусом конспективных кратких выводов считается чрезмерно «сухой», деловой тон. Конспективные краткие выводы вбирают все разделы БП и представляют их в равной степени одинаково, однако и сокращенно.

Краткие описательные выводы схожи с кратким рассказом, который преподносится читателю. Здесь можно с большим драматизмом и волнением охарактеризовать бизнес. Но нужно обладать достаточными способностями, чтобы, представляя нужную информацию, спровоцировать энтузиазм читающего и не впасть в преувеличение. Краткие описательные выводы положительны для бизнеса, сопряжённого с новизной. Это способны быть новые продукты, новый рынок, новая технология, запрашивающая дополнительных пояснений. Данные краткие выводы хороши и в той ситуации, если бизнес имеет какой-либо доминирующий компонент, к примеру, обладание важным патентом либо участие в нем популярного бизнесмена. Краткие описательные выводы положительны для фирм с интересной историей. Данными краткими выводами можно спровоцировать эмоциональный отклик у читателя, изобразив одну либо две наиболее впечатляющие черты фирмы и продемонстрировав, как именно данные черты будут помогать успеху будущего дела.


Порядок изложения материала в кратких описательных выводах произвольный. Но хочется подчеркнуть, что не обязательно применять краткие описательные выводы. Большая часть бизнесменов вполне довольна конспективными выводами, в особенности, если концепция бизнеса хорошо ясна, а рынок и предстоящий бизнес достаточно стандартны. Конспективные краткие выводы вполне достигают собственной цели, предоставляя опытным инвесторам все нужные данные.

Глава 2 Анализ структуры и видов бизнес планов

2.1. Этапы разработки бизнес-плана

Прежде чем приступить к созданию бизнес-плана, необходимо получить весь комплекс необходимой информации.

Первый шаг в подготовке бизнес-плана предполагает определение источников нужной информации.

Ими могут стать:

- учебники по бизнес - планированию;

- правительственные учреждения;

- фирмы по управленческому консультированию и другие подобные
организации;

-отраслевые издания;

- курсы по составлению бизнес - планов;

- аудиторские фирмы;

- знакомые, коллеги, друзья.

Вторым шагом работ над бизнес-планом становится определение целей его разработки. Цели определяются тем перечнем проблем, которые призван разрешить бизнес-план.

Когда внутренние и внешние цели бизнес - планирования выяснены, можно приступить к третьему шагу - точному определению своих читателей - будут ли это только внутренние участники организации или также посторонние лица, которых организация хотела бы видеть своими инвесторами: будущие акционеры, коммерческие банки, венчурные фирмы. (Венчурные, или рисковые фирмы - это коммерческие организации, специализирующиеся в области финансирования предпринимательских проектов на различных стадиях их осуществления).

Выбор круга читателей определяет специфику содержания бизнес-плана, необходимость выделения тех или иных сторон деятельности фирмы, экономических показателей.

Когда автор будущего бизнес-плана очертит круг своих будущих читателей, он может перейти к следующему, четвертому шагу -установлению общей структуры создаваемого документа.

Обычно состав бизнес-плана таков [2, с.478]:

- титульный лист;

- резюме;

- история своего бизнеса;


- описание продуктов (услуг);

- описание дел в отрасли, товарные рынки;

- конкуренты: оценка и выбор конкурентной стратегии;

- производственный план;

- план маркетинга;

- организационный план;

- финансовый план и оценка риска;

- план исследований и разработок;

- оценка и страхование риска;

- приложения.

Пятый шаг бизнес - планирования предполагает сбор информации Для подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана. На этом этапе необходимо заручиться поддержкой специалистов, имеющих необходимый опыт и знания для составления бизнес-плана.

Шестой шаг в бизнес - планировании - это непосредственное написание бизнес-плана. Важное правило: предприниматель должен самостоятельно написать бизнес-план.

Когда все разделы бизнес-плана составлены, предприниматель должен подготовить резюме основных идей бизнес-плана.

Шестой этап, в общем, завершает процесс бизнес - планирования, однако для улучшения плана полезно сделать еще один, седьмой шаг. Он заключается в том, что предприниматель предлагает готовый бизнес - план для прочтения кому-нибудь из авторитетных, но незаинтересованных лиц, кто способен оценить работу на основе конструктивной критики.

Таким образом, этапы составления бизнес-плана - определение источников информации, определение цели разработки, определение адресности, структуры плана, сбор информации, написание плана.

2.2 Структура и содержание бизнес-плана

В данном пункте курсовой работы будут рассмотрены разделы, составляющие бизнес-план, и их содержание.

Титульный лист и оглавление. Титульный лист имеет следующее содержание:

- заголовок плана;

- дата его подготовки;

- кто подготовил план: полное название и адрес фирмы, а также
имя предпринимателя и его домашний телефон;

- для кого подготовлен план.

Иногда рекомендуют в титульный лист включить заявление о том, что содержащиеся в документе сведения не подлежат разглашению, так фиксируется право предпринимателя на свою идею.

Оглавление - это наиболее читаемая часть бизнес-плана после титульного листа и резюме. Оно должно дать четкое представление о содержании бизнес-плана. Оглавление не должно быть перенасыщено деталями, однако необходимо выделить подзаголовки наиболее значимых разделов плана и не забыть пронумеровать страницы.


Резюме. Резюме пишется в последнюю очередь, после того как бизнес-план в целом составлен. Оно должно включать в себя основные положения и идеи бизнес-плана, выводы, к которым пришел предприниматель.

Структура резюме должна состоять из трех частей:

-

введение

: включает цели плана, кратко выраженную суть проекта;

- основное

содержание

: краткое описание всех ключевых элементов бизнес-плана и его основных частей: род деятельности,
прогноз спроса, стоимость проекта, источники финансирования и т.д.

- заключение: суммирует факторы будущего успеха предпринимателя, может включать описание основных способов
действий предпринимателя.

Резюме должно быть кратким, обычно 3-4 страницы, но лучше если резюме поместится на одной странице.

История бизнеса. Этот раздел составляется в том случае, если предприятие уже существует и прошло определенный путь развития.

Раздел должен рассказать о том, когда бизнес был основан, каковы основные этапы его развития, какие продукты (услуги) были представлены на рынок, какова роль высшего руководства в развитии бизнеса, как распределены основные роли в фирме.

Итоги деятельности и достигнутый успех необходимо связать с намеченными целями и ориентирами.

Описание продуктов (услуг). Вопросы, которые относятся к описанию товара (продукта/услуги) могут представлять собой следующий перечень: Конкурентное описание товара и способов его применения. При
этом свойства товара должны быть сопряжены с потребностями его
потенциальных покупателей; Тенденции применения выбранного товара (будет ли с течением времени его потребление возрастать или уменьшаться, возможны ли
новые способы его применения?); Каков уровень защиты товара, то есть располагает ли предприниматель патентом, авторскими правами, зарегистрированной
торговой маркой? В описание товара должно входить не только перечисление химических, физических, механических свойств, - то есть собственно свойств товара, но и его дизайн, упаковка.

В этом разделе плана можно предложить приблизительное определение уровня цен, возможности последовательного технического обслуживания.

Если свойства товара определяют некоторые колебания в величине его продаж - изменчивость, сезонность, это нужно специально оговорить.

Анализ положения дел в отрасли. Описывая отрасль, важно показать абсолютные размеры рынка, склонен ли этот рынок к росту или застою, основные сегменты рынка (группы потребителей). Нужно определить, насколько чувствителен рынок к различным внутренним и внешним факторам, насколько подвержен циклическим и сезонным колебаниям (Приложение В рисунок 2). Необходимо описать своих конкурентов, долю рынка, которую они захватили, сегменты, на которые ориентируются, учесть другие отраслевые факторы.


Важно сделать вывод об общей привлекательности рынка. Если она удовлетворительна, нужно определить свою потенциальную долю, дать прогноз продаж своей продукции. Он должен быть выражен как в денежных показателях, так и в показателях физических единиц.

Оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии. В бизнес-плане должен быть описаны выбранные стратегии и их конкретное применение.

Когда конкурентная стратегия выбрана, предпринимателю нужно решить:

- Как лучше ее реализовать?

- Нужна ли реорганизация для структуры предприятия?

- Какой должна стать финансовая структура, необходимая для
осуществления стратегии?

- Нужно ли уходить с традиционного рынка? Если традиционный
рынок дополняется новым, то на каком из них нужно
сконцентрироваться?

- Возможно ли повышение прибыли без изменения текущей
конкурентной позиции фирмы.

Если предприниматель действительно решил изменить свою стратегию или только внедряется на конкурентный рынок, он должен предусмотреть возможные ответные действия конкурентов:

- степень вероятности ответных действий;

- их возможное воздействие на фирму;

- когда это может произойти;

- насколько агрессивными они будут;

- есть ли возможность уклониться от особенно агрессивных воздействий?

План производства. Главное правило при написании этого раздела: изложение должно быть предельно простым, так как читать этот раздел скорее всего будут люди без специального инженерного образования.

Помимо технического описания план производства должен включать экономические расчеты издержек производства.

Кроме этого должны быть даны ответы на следующие вопросы:

1. Каковы основные методы производства и технологии?

2. Какова общая структура производственного процесса, операции
по выпуску товара? Возможно ли достижение преимущества в
операциях? Структуру производственного процесса лучше показать при
помощи схемы производственных потоков.

3. Какое сырье и материалы необходимы? Кто является основными
поставщиками сырья? Указать их имена и адреса.

4. Выявлены ли критические факторы? Ими могут быть поставщики,
время, затрачиваемое на те или иные операции и т.д.

5. Какие мощности необходимы для организации производства?
Существуют ли на предприятии уже задействованные мощности? Каковы
планы их расширения, затраты (издержки), связанные с расширением
мощностей и период расширения?