Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Ответственность за нарушение законодательства в сфере рекламы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3. Лицензионные договоры и договоры об отчуждении исключительного права на использование произведения в рекламном продукте, договоры об отчуждении исключительных прав на произведения, охраняемые авторским правом, договор подряда

В тех случаях, когда производитель рекламы хочет использовать в рекламном продукте уже существующее произведение, охраняемое авторским правом, и на которое есть исключительное право, он должен с правообладателем на это произведение заключить соответствующий договор. Речь может идти либо о лицензионном договоре либо о договоре об отчуждении исключительного права.

Различие между ними заключается в следующем.

По лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации предоставляет или обязуется предоставить другой стороне право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

Право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным. Срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срок действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. Если в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор по общему правилу считается заключенным на 5 лет [41].

Переход исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации к новому правообладателю не является основанием для изменения или расторжения лицензионного договора, заключенного предшествующим правообладателем.


Лицензионный договор заключается в письменной форме. Договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме.

Лицензионный договор чаще всего заключается путем составления единого документа, подписанного сторонами. Издатели, звукозаписывающие студии, иные субъекты, использующие и музыкальные, и литературные произведения, имеют разработанные бланки договоров, которые заполняются и подписываются сторонами, специфика же отражается в разделе "Особые условия".

Нередко договор представляет собой не единый документ, а их совокупность. Составной частью договора может быть, в частности, приложенный к договору план-проспект произведения, соглашение о распределении вознаграждения между соавторами, дополнительное соглашение о перенесении срока предоставления произведения и т.д.

В возмездном лицензионном договоре должен быть указан размер вознаграждения за использование произведения или порядок исчисления такого вознаграждения. В таком договоре может быть предусмотрена выплата лицензиару вознаграждения в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме.

В случае отсутствия в договоре конкретного срока начала использования произведения такое использование должно быть начато в срок, обычный для данного вида произведений и способа их использования. Такой договор может быть расторгнут лицензиаром по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 450 ГК РФ [26].

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Рассмотрим теперь договоры об отчуждении исключительных прав на произведения, охраняемые авторским правом и договор подряда

В некоторых случаях создатель произведения, используемого в рекламном продукте, передает рекламораспространителю исключительные права на его использование, для чего заключается соответствующий договор. Договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать использование произведения другим лицам.

Этот договор может конструироваться и как реальный, и как консенсуальный. Стороны договора - автор или иной правообладатель (то есть автор либо лицо, которому автор уже передал исключительное право на произведение) и приобретатель, в качестве которого может выступать любой субъект гражданского права [41].


Право на результат интеллектуальной деятельности, который используется в рекламном продукте, является по свое правовой природе исключительным. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности являются имущественными правами (ст. 1226 ГК РФ). Они могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому.

Возможны ситуации, когда рекламодатель хочет стать единственным обладателем права на результат интеллектуальной деятельности, который используется в рекламном продукте. Это право является по свое правовой природе исключительным и включает два правомочия: использования и распоряжения. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности являются имущественными правами (ст. 1226 ГК РФ). Они могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому.

Предметом договора об отчуждении исключительных прав могут быть только произведения, признаваемые объектами авторского права и обладающие всеми его признаками. Обособленное содержание (сюжет, идея произведения и т.д.) не может быть предметом такого договора [26].

Право на использование созданного автором произведения может передаваться другим лицам либо по договору об отчуждении исключительного права, либо по лицензионному договору. По договору об отчуждении исключительного права исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации передается в полном объеме (ст. 1234 ГК РФ). Согласно ст. 1285 ГК РФ по договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права.

Стороны договора - автор или иной правообладатель (то есть автор либо лицо, которому автор уже передал исключительное право на произведение) и приобретатель, в качестве которого может выступать любой субъект гражданского права [26]. Получив исключительное право, рекламодатель сохраняет указанные два правомочия в пределах срока действия авторского права на произведение.

Договор подряда находит применение при изготовлении рекламных конструкций либо постеров. В последнем случае использованием специального типографского оборудования на полотно наносится изображение рекламного произведения или рекламная информация, представленные заказчиком в виде определенного текста. Произведенный постер можно считать рекламоносителем, он размещается или монтируется на рекламной конструкции и экспонируется в течение определенного периода времени до демонтажа. Обычно договором подряда одновременно предусмотрен и демонтаж конструкций и постеров [41].


Согласно п. 21 постановления 58 Закон о рекламе в качестве общего правила предусматривает судебный порядок обязания лица демонтировать рекламную конструкцию. Исключение из этого правила установлено частью 10 статьи 19 Закона о рекламе, допускающей демонтаж самовольно установленной рекламной конструкции без судебной процедуры на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Из взаимосвязанного толкования указанных норм следует, что в случаях, когда обязанность демонтировать рекламную конструкцию возникла в связи с аннулированием разрешения, признанием его недействительным или истечением срока его действия, должен применяться судебный порядок демонтажа рекламной конструкции. При этом расходы по демонтажу самовольно установленной рекламной конструкции подлежат взысканию с лица, ее установившего, а при его отсутствии - с лица, осуществляющего непосредственную эксплуатацию такой конструкции [39].

При подрядных отношениях, по общему правилу, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами, однако в договоре может быть предусмотрено иное, то есть работа будет выполняться из материалов заказчика. Гражданин-исполнитель сам организует свой труд (работу), самостоятельно определяет способы выполнения задания. Заказчик, проверяя ход и качество работ, не вмешивается в его деятельность.

Таким образом, на основании изложенного можно сделать следующие выводы.

Основной задачей рекламы в соответствии с Законом о рекламе является привлечение внимания к объекту рекламирования. Таким образом, Гражданский кодекс расценивает рекламу как разновидность приглашения делать оферты [35]. Реклама сама по себе по общему правилу не является предложением заключить договор, а лишь путем создания интереса у потребителей рекламы побуждает последних делать оферты. Однако в некоторых случаях реклама одновременно служит предложением заключить договор, т.е. не только привлекает внимание потребителей, но и служит публичной офертой. Поэтому такая реклама должна соответствовать по своему содержанию не только требованиям законодательства о рекламе, но и требованиям гражданского законодательства, предъявляемым к предложению заключить договор. В частности, последняя должна содержать все существенные условия предлагаемого договора (п. 1 ст. 435, п. 2 ст. 437 ГК РФ).


3. Ответственность за нарушение законодательства в сфере рекламы

Под ответственностью в праве понимаются неблагоприятные последствия для лица, допустившего правонарушение. Меры ответственности устанавливаются в правовых нормах, реализация которых обеспечивается принудительной силой государства.

Все участники рекламной деятельности: рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель - несут в рамках свой компетенции ответственность за нарушения законодательства о рекламе [36].

Следует отметить, что ответственность за нарушение законодательства о рекламе может быть либо гражданской, либо административной. Ранее существовала и уголовная ответственность, предусмотренная ст. 182 ГК РФ, которая называлась "заведомо ложная реклама, однако в 2003 г. она была отменена. Можно также упомянуть ст. 242 УК РФ, установившую уголовную ответственность за рекламирование порнографических материалов или предметов. Однако в ней упоминается о рекламе только косвенно.

В самом Законе о рекламе об ответственности говорится в ст. 38 Федерального закона «О рекламе», которая так и называется – «Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе». В п. 1 указанной статьи сказано, что нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

Соответственно, лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) (п. 2 ст. 38 Закона о рекламе).

Под гражданско-правовой ответственностью понимаются неблагоприятные имущественные последствия для лица, допустившего гражданское правонарушение, выразившиеся в утрате таким лицом (правонарушителем) части имущества. Таким образом, гражданско-правовая ответственность всегда носит имущественный характер. Она может выступать в форме возмещения убытков (вреда, в том числе морального вреда), уплаты неустойки, потери задатка. Особой формой ответственности является взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ). Все эти формы ответственности могут возникнуть в правоотношениях, связанных с созданием и распространением рекламы. Исполнение правонарушителем обязанности по совершению указанных действий обеспечивается мерами государственного принуждения [32].