Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Ответственность за нарушение законодательства в сфере рекламы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Реклама - наиболее дорогостоящий элемент продвижения продукции. От того, насколько правильно будут определены цели рекламы, выбраны средства ее распространения, разработаны рекламные обращения с учетом целевой аудитории, зависят конечный результат рекламного мероприятия, окупаемость вложенных средств и получение того эффекта, на который рассчитывает то или иное предприятие. Следовательно, для того чтобы усилия и затраты принесли ожидаемый результат, необходим системный и комплексный подход к планированию рекламной деятельности. При этом нельзя забывать о том, что система планирования должна строиться на долговременных целях предприятия и одновременно решать поставленные на текущий момент тактические задачи.

Мы сталкиваемся с рекламой повсюду - сидя дома перед телевизором, слушая радио, по пути на работу или учебу - везде, где бы мы не находились мы видим или слышим рекламные объявления, рассказывающие о новых товарах или услугах.

Некоторых людей раздражают постоянные рекламные ролики, появляющиеся посреди любимой телепередачи или повторяемые 100 раз за час по радио. Однако стоит обратить внимание на то, что как бы нам не нравилось это “засилие рекламы” - мы постоянно следуем ей - выбираем “Pepsi”, читаем “ТВ-парк”, покупаем телевизоры “SONY”, пользуемся услугами Столичного Банка Сбережений - да мало ли что еще. Не приходится говорить о том, что выбираем мы исключительно “отрекламированных” президентов - никто не поставит на “темную лошадку”. Причем одна реклама действует на нас более эффективно, чем другая [23].

Как только человек стал что-то производить в достаточных количествах, ему пришлось начинать обмен. Осуществлять обмен, значит, идти на рынок. Идти на рынок, значит, зазывать потребителя, т.е. осуществлять рекламную деятельность.

Актуальность темы обусловлена тем, что реклама активно вмешивается в процесс потребления человека, предлагает потребителю новые товары и услуги с целью удовлетворения его насущных, а иногда и придуманных потребностей. Опосредуя конкурентные отношения отдельных производителей товаров и услуг, реклама способна определять решающим образом положение на рынке того или иного хозяйствующего субъекта.

В идеале реализация права граждан на получение достоверной рекламы означает, что каждый имеет право на получение обоснованной, правдивой и достаточной информации, которая создает верное представление о товаре или услуге.

Современная реклама разрабатывается на основе использования новых технологий, однако никакие технологии не могут заменить творческую составляющую рекламного продукта, когда необходимо создать что-то принципиально новое, что помогло бы привлечь новых потребителей товаров и услуг.


В данной работе на основе комплексного анализа действующего законодательства, судебной практики, а также научной литературы предпринята попытка показать проблемы правового регулирования рекламной деятельности.

Теме правового регулирования рекламной деятельности посвятили свои труды такие ученые, как Батра Р., Майерс Дж., Аакер Д., Вольдман Ю.Я., Гермогенова Л.Ю., Ткачева Т.Н., Хромов Л.Н. и другие.

Источники (нормативно- правовую базу) исследования составили – Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон «О рекламе», Федеральный закон «О техническом регулировании», иные законы, регламентирующие рекламную деятельность.

Источники (нормативно- правовую базу) исследования составили – Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон «О рекламе», Федеральный закон «О техническом регулировании», иные законы, регламентирующие рекламную деятельность.

Цель настоящей работы - провести анализ теоретических положений и практических аспектов применения законодательства о рекламе.

Объектом исследования являются правовые отношения, складывающиеся при осуществлении рекламной деятельности.

В связи с этим предметом исследования в настоящей работе являются нормативно-правовые акты, регулирующие рекламную деятельность в Российской Федерации.

Задачами работы являются:

- изучение источников правового регулирования рекламы,

- анализ понятия рекламы и рекламной деятельности,

- изучение субъектов и объектов рекламной деятельности,

- рассмотрение договорных конструкций, применяемых в рекламной деятельности при создании рекламного продукта,

- рассмотрение вопросов привлечения к ответственности за нарушение законодательство в сфере рекламы.

1. Общая характеристика рекламы и рекламной деятельности

1.1. Источники правового регулирования рекламы

Конституция РФ [1], как Основной Закон государства, закладывает начала правового регулирования всех отраслей законодательства. В частности, к рекламной сфере можно отнести нормы статьи 29 Конституции, согласно которой,  во-первых, каждому гарантируется свобода мысли и слова, во-вторых, запрещается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую или религиозную ненависть и вражду, и, в-третьих, закрепляется свобода информации.


Общие положения и принципы, касающиеся правового регулирования рекламы, содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации [2]. Однако основным правовым актом, регулирующим отношения в области рекламы, все же является Закон от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» [8]. В ст. 4 ФЗ «О рекламе» признается приоритетность данного Закона по сравнению с другими нормативными актами, регламентирующими порядок и способы регулирования рекламы.

Указанный закон направлен на развитие рынка товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушений законодательства о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы. С вступлением в силу данного документа утратил свое действие не только Федеральный закон от 18 июля 1995 г. №108-ФЗ «О рекламе», но и иные правовые акты, касающиеся рекламной деятельности, принятые на его основе. Закон о рекламе учитывает существенные изменения, произошедшие в РФ за последние годы (появление новых форм распространения рекламы, в том числе по факсу, с помощью мобильной связи, с использованием Интернета и т.д.) [28].

Закон о рекламе регламентирует особенности рекламы отдельных видов товаров и способов распространения рекламы. Нормы закона стремятся учитывать интересы всех слоев населения, поэтому наряду с дозволительными нормами в законе присутствует определенное количество норм, которые ставят определенные границы для рекламной деятельности. Речь идет как о запретах, которые носят абсолютный характер, так и о случаях, когда отдельные виды товаров и услуг можно рекламировать, однако при соблюдении определенных условий. Так, определенные требования предъявляются к рекламе, обращенной к несовершеннолетним, рекламе алкогольных напитков, лекарственных средств и т.д.

Указанный закон определил положение хозяйствующих субъектов в рекламной деятельности. Он также ввел понятийный аппарат и общие требования к рекламе, определил специальные требования к рекламе отдельных товаров и услуг, а также к различным способам распространения рекламы, запретил ненадлежащую рекламу, установил государственный контроль в лице антимонопольного органа за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе и ответственность за его нарушение [27].


Как указано в ст. 1 Закона рекламе", его целями являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Следует отметить, что согласно ст. 4 Закона о рекламе законодательство Российской Федерации о рекламе состоит, прежде всего, из самого Закона о рекламе. При этом отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ [29].

Таким образом, разделяют отношения в области самой рекламы и отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы. Последние могут регулироваться также и подзаконными правовыми актами.

Закон о рекламе является комплексным правовым актом и содержит нормы как частного, так и публичного права. Это обусловлено тем, что законодатель рассматривает вопросы, связанные с рекламой не как частное дело, а как вопросы, имеющие общественную значимость [27].

Однако указанный правовой акт не является единственным правовым актом, который регулирует рекламу. Есть целый ряд других правовых актов, в которых отдельные нормы посвящены рекламе. В частности, можно упомянуть ФЗ от 01 июня 2005 №53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» [9], указавший на обязательность использования государственного языка в рекламе, ФЗ от 22 ноября 1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» [6], установивший особенности рекламы алкогольной продукции, ФЗ от 12 апреля 2010 №61 ФЗ «Об обращении лекарственных средств» [11].

Важная роль в правовом регулировании рекламы принадлежит Закону о защите прав потребителей [5], который устанавливает право потребителей на правдивую и исчерпывающую информацию о производимых товарах и оказываемых услугах. Причем обязанность эта существует вне зависимости от заключения или незаключения конкретной сделки, а является сопутствующей осуществлению самой деятельности по заключению договоров с потребителями - торговли, бытового подряда, тех или иных услуг, оказываемых потребителям. То есть потребитель должен иметь возможность получить указанную информацию еще до того, как им будет заключена сделка либо вообще заявлено намерение такую сделку заключить.


Поскольку при рекламировании товаров и услуг бывают случаи недобросовестной конкуренции, важное значение имеют нормы Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» [10]. Эти два закона (Закон о рекламе и Закон о защите конкуренции) тесно взаимосвязаны, а цели правового регулирования законов о конкуренции и о рекламе пересекаются. Так, в Законе о защите конкуренции разъясняется понятие недобросовестной конкуренции - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Подобная недобросовестная конкуренция применяется и в рекламной деятельности.

Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. В связи с этим необходимо учитывать положения ФЗ от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» [7]. Указанный закон направлен на обеспечение стандартов безопасности (в данном случае речь идет о безопасности рекламных конструкций).

Несомненно, следует учитывать положения Закона о средствах массовой информации. Это обусловлено тем, что хотя изначально средства массовой информации, в первую очередь телевидение, радио и пресса, создавались не как средства распространения рекламной информации, однако в настоящее время они активно используются в рекламной деятельности.

В определенной степени отношения в области рекламы регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [12]. Хотя указанный закон не регулирует напрямую рекламу, однако он устанавливает границы информации, которая может быть доведена до детей и таким образом служит определенным ориентиром для рекламопроизводителей.

В качестве источника нужно также учитывать Кодекс об административных правонарушениях [4], в котором есть статья 14.3 "Нарушение законодательства о рекламе". В данном случае речь идет не о регулировании, а об ответственности за нарушение законодательства в сфере рекламы.

Примерами подзаконных правовых актов, регулирующих рекламную деятельность, являются: постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» [13]; постановление Правительства РФ от 17 августа 2006 г. №508 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе» [14], постановление Правительства РФ от 20.12.2012 №1346 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области рекламы» [15], ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" (принятый Постановлением Госстандарта РФ от 22 апреля 2003 г. №124-ст) [21] и др.