Файл: Психологические и организационные основы профессионального обучения персонала.pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретический анализ психологических и организационных основ профессионального обучения персонала
1.1. Общая характеристика психологических основ профессионального обучения персонала
1.2. Организационные основы профессионального обучения персонала
2.1. Характеристика кадрового потенциала службы ЗАГС Астраханской области
Подавляющее большинство (87 %) считают, что их коллеги стремятся к созданию конструктивного взаимодействия с гражданами и институтами гражданского общества. 62 % респондентов согласны с тем, что для их коллег характерно стремление работать для общества.
В то же время при ответе на вопрос: «В какой степени Вы согласны с тем, что для Ваших коллег характерна терпимость к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц?» практически треть опрошенных (28 %) согласилась с тем, что для коллег характерна терпимость к отступлениям от правил этического поведения, а 27 % опрошенных затруднились с ответом (таблица 2.10). Все это свидетельствует о неполной интернализации целей и ценностей профессиональной деятельности государственными служащими, что в значительной степени, может быть обусловлено, обновлением кадрового состава государственной службы в последние годы (более 66 % респондентов работают в должности менее 3 лет).
Таблица 2.10
В какой степени Вы согласны с тем, что для Ваших коллег характерна терпимость к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц?
№ п/п |
Варианты ответов |
% опрошенных |
1. |
Согласен |
8 |
2. |
Скорее согласен, чем нет |
20 |
3. |
Скорее не согласен |
21 |
4. |
Не согласен |
24 |
5. |
Затрудняюсь ответить |
27 |
Сумма: |
100 |
Коммуникативный компонент профессиональной компетентности государственных гражданских служащих достаточно развит. При ответе на вопрос «Какие черты в большей степени присущи Вашим коллегам?» (таблица 3.4) большинство респондентов отметили умение работать в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива (48 %) и умение принимать взвешенные решения, убеждать в целесообразности этих решений и воплощать решения в жизнь (40 %).
Таблица 2.11
Какие черты в большей степени присущи Вашим коллегам?
№ п/п |
Варианты ответов |
% опрошенных |
1. |
Способность и готовность к лидерству |
6 |
2. |
Умение принимать взвешенные решения, убеждать в целесообразности этих решений и воплощать решения в жизнь |
40 |
3. |
Умение работать в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива |
48 |
4. |
Способность представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде |
17 |
5. |
Способность находить компромиссные и альтернативные решения |
25 |
6. |
Умение использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии |
18 |
7. |
Умение и готовность систематически применять знания для экспертной оценки реальных управленческих ситуаций |
9 |
8. |
Умение организовать свой труд |
21 |
9. |
Другое |
2 |
Сумма: |
186 * |
* Сумма превышает 100 %, так как респонденты могли выбрать 2 варианта ответа)
При оценке тех навыков и умении, которые требуют совершенствования, служащие выделили, в первую очередь, владение аналитическими методами работы, прежде всего, методами анализа экономики общественного сектора.
Таблица 2.12
Какие из перечисленных умений Ваших коллег требуют совершенствования в системе дополнительного образования?
№ п/п |
Варианты ответов |
% опрошенных |
1 |
2 |
3 |
1. |
Нет ответа |
6 |
2. |
Умение систематизировать и обобщать информацию, готовить предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления |
18 |
3. |
Способность выдвигать инновационные идеи и нестандартные подходы к их реализации |
44 |
4. |
Навык кооперации в рамках междисциплинарных проектов, работе в смежных областях |
15 |
5. 1 |
Способность использовать знание методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ 2 |
15 3 |
6. |
Владение методами и специализированными средствами для аналитической работы |
23 |
7. |
Владение методикой анализа экономики общественного сектора, макроэкономическими подходами к объяснению функций и деятельности государства |
24 |
Сумма: |
145* |
* Сумма превышает 100 %, так как респонденты могли выбрать 2 варианта ответа
Также было проведено индивидуальное собеседование с сотрудниками службы ЗАГС Астраханской области. Оцениваемые качества и их результаты представлены в таблице 2.13. Качества оценивались по 10-балльной шкале.
Таблица 2.13
Таблица качеств оцениваемых государственных гражданских служащих, определяемых членами комиссии на индивидуальном собеседовании
Качес-тва |
Пони-мание приоритетов публи-чной службы |
Проф.знанания |
Ориен-тированность на резуль-тат |
Ком-муник-ативные умения |
Иные качества |
Средний балл |
Ито-говая оценка |
ФИО |
|||||||
А.О. |
8 |
7 |
9 |
9 |
9 |
8,4 |
9 |
О.В. |
9 |
10 |
7 |
8 |
9 |
8,6 |
9 |
И.М. |
10 |
8 |
8 |
6 |
7 |
7,8 |
8 |
А.Л. |
9 |
8 |
9 |
7 |
9 |
8,4 |
9 |
Согласно проведенной оценки качеств государственных гражданских служащих, можно сказать, что они обладают необходимыми качествами и знаниями для работы на своих должностях.
Также была проведена оценка качеств профессиональной и социальной компетентности государственного гражданского служащего (таблица 2.14). Оценка качеств происходит по 5-тибалльной шкале.
Таблица 2.14
Оценка качеств профессиональной и социальной компетентности государственного гражданского служащего службы ЗАГС Астраханской области
Негативные поведенческие характеристики |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Позитивные поведенческие характеристики |
Многословность и расплывчатость аргументации |
+ |
Четкость и определенность аргументов |
||||
Отсутствие структуры при ответах, т.е. путаница |
+ |
Четко структурированные и конкретные ответы |
||||
Простое повторение информации других участников |
+ |
Выделение главного в аргументах |
||||
Неоднозначность и сложность для понимания аргументов, использование жаргонизмов без каких-либо объяснений |
+ |
Четкое, точное и однозначное разъяснение позиций |
||||
Неумение выслушать и принять аргументы других |
+ |
Умение слушать не перебивая |
||||
Невежливое отношение, критические замечания относительно других |
+ |
Вежливость, поддержка других участников, позитивный настрой |
Также в целом была проведена оценка всей службы ЗАГС ЗАГС Астраханской области (таблица 2.15).
Таблица 2.15
Оценка службы ЗАГС Астраханской области
Характер оценок |
Вид оценок, их содержание |
Результат оценки, % |
---|---|---|
1.Объективный (база -индивидуальные оценки по контролю знаний, тестам и т.п.) |
1.1. Оценка профессионализма: - знаний; - навыков; - умений. 1.2. Оценка личностных и деловых качеств: - коммуникативные навыки; - понимание работы и потенциал; - умение принимать решения; - самостоятельность и инициативность; - организация работы подчиненной структуры; - развитие подчиненных |
80% 78% По методикам П.Е. Ильина, Н.А. Кудряковой «Направленность на приобретение знаний» и «Направленность на отметку» было выявлено, что у 27,2% школьников сформирован низкий уровень направленности на приобретение знаний; у 45,6% школьников – средний уровень и у 27,2% школьников – высокий уровень. То есть, менее 30% детей в классе учатся ради получения новых знаний, остальные 70% учатся ради отметки. С помощью корреляционного анализа было выявлено, что психологическая характеристика учебной мотивации заключается в том, что она складывается из множества других мотивов, основными из которых являются познавательные, коммуникативные, эмоциональные; стремление к достижениям и саморазвитию; высокая познавательная активность и хорошая успеваемость. По методикам П.Е. Ильина, Н.А. Кудряковой «Направленность на приобретение знаний» и «Направленность на отметку» было выявлено, что у 27,2% школьников сформирован низкий уровень направленности на приобретение знаний; у 45,6% школьников – средний уровень и у 27,2% школьников – высокий уровень. То есть, менее 30% детей в классе учатся ради получения новых знаний, остальные 70% учатся ради отметки. С помощью корреляционного анализа было выявлено, что психологическая характеристика учебной мотивации заключается в том, что она складывается из множества других мотивов, основными из которых являются познавательные, коммуникативные, эмоциональные; стремление к достижениям и саморазвитию; высокая познавательная активность и хорошая успеваемость. Таким образом, по методике Г.А. Карповой было выявлено, что подавляющее большинство школьников исследуемой группы имеют средний уровень мотивации учения (91%). 4,5% школьников имеют низкий уровень мотивации и 4,5% - высокий уровень мотивации. Доминирующими мотивами учения являются: эмоциональный мотив и мотив достижений. При анализе ранжирования успеваемости школьников (см. Приложение 7) было выявлено, что в группе 22,7% школьников учатся удовлетворительно, 72,8% школьников – хорошо и 4,5% - отлично. По методике П.Е. Ильина, Н.А. Кудряковой «Направленность на приобретение знаний» были получены результаты, представленные в Приложении 8 в виде протокола и на рис.4. Низкий уровень направленности на приобретение знаний был выявлен у 27,2% школьников. Эти дети отличаются тем, что у них недостаточно сформирована познавательная потребность. Средний уровень направленности на приобретение знаний был выявлен у 45,6% школьников. В ходе диагностики по методике А.А. Леонтьева «Познавательная активность» было выявлено, что только у 27,2% школьников сформирован высокий уровень познавательной активности. Остальные дети нуждаются в дополнительной работе, направленной на развитие познавательной активности - важнейшего элемента учебной мотивации. По методике Г.А. Карповой «Учебная мотивация» было выявлено, что подавляющее большинство школьников исследуемой группы имеют средний уровень мотивации учения (91%). 4,5% школьников имеют низкий уровень мотивации и 4,5% - высокий уровень мотивации. Доминирующими мотивами учения являются: эмоциональный мотив и мотив достижений. По методикам П.Е. Ильина, Н.А. Кудряковой По методикам П.Е. Ильина, Н.А. Кудряковой «Направленность на приобретение знаний» и «Направленность на отметку» было выявлено, что у 27,2% школьников сформирован низкий уровень направленности на приобретение знаний; у 45,6% школьников – средний уровень и у 27,2% школьников – высокий уровень. То есть, менее 30% детей в классе учатся ради получения новых знаний, остальные 70% учатся ради отметки. С помощью корреляционного анализа было выявлено, что психологическая характеристика учебной мотивации заключается в том, что она складывается из множества других мотивов, основными из которых являются познавательные, коммуникативные, эмоциональные; стремление к достижениям и саморазвитию; высокая познавательная активность и хорошая успеваемость. Таким образом, по методике Г.А. Карповой было выявлено, что подавляющее большинство школьников исследуемой группы имеют средний уровень мотивации учения (91%). 4,5% школьников имеют низкий уровень мотивации и 4,5% - высокий уровень мотивации. Доминирующими мотивами учения являются: эмоциональный мотив и мотив достижений. С помощью корреляционного анализа было выявлено, что психологическая характеристика учебной мотивации заключается в том, что она складывается из множества других мотивов, основными из которых являются познавательные, коммуникативные, эмоциональные; стремление к достижениям и саморазвитию; высокая познавательная активность и хорошая успеваемость. Таким образом, по методике Г.А. Карповой было выявлено, что подавляющее большинство школьников исследуемой группы имеют средний уровень мотивации учения (91%). 4,5% школьников имеют низкий уровень мотивации и 4,5% - высокий уровень мотивации. Доминирующими мотивами учения являются: эмоциональный мотив и мотив достижений. При анализе ранжирования успеваемости школьников (см. Приложение 7) было выявлено, что в группе 22,7% школьников учатся удовлетворительно, 72,8% школьников – хорошо и 4,5% - отлично. По методике П.Е. Ильина, Н.А. Кудряковой «Направленность на приобретение знаний» были получены результаты, представленные в Приложении 8 в виде протокола и на рис.4. Низкий уровень направленности на приобретение знаний был выявлен у 27,2% школьников. Эти дети отличаются тем, что у них недостаточно сформирована познавательная потребность. Средний уровень направленности на приобретение знаний был выявлен у 45,6% школьников. В ходе диагностики по методике А.А. Леонтьева «Познавательная активность» было выявлено, что только у 27,2% школьников сформирован высокий уровень познавательной активности. Остальные дети нуждаются в дополнительной работе, направленной на развитие познавательной активности - важнейшего элемента учебной мотивации. По методике Г.А. Карповой «Учебная мотивация» было выявлено, что подавляющее большинство школьников исследуемой группы имеют средний уровень мотивации учения (91%). 4,5% школьников имеют низкий уровень мотивации и 4,5% - высокий уровень мотивации. Доминирующими мотивами учения являются: эмоциональный мотив и мотив достижений. |
2. Субъективная оценка руководителя и объективные показатели результативности |
2.1. Оценка руководителя: - объем работы; - качество работы; - результаты работы; - эффективность деятельности; - дисциплина. |
70% |
В целом сотрудники территориального отдела ЗАГС Астраханской области оценивают свой профессионализм очень высоко, довольны выбранной должности и нацелены профессионально расти в данном направлении.
Проведенная оценка отдельных сотрудников службы ЗАГС Астраханской области оценочной комиссией методами экспертного интервью, собеседования также продемонстрировала высокий профессионализм и профессиональное развитие сотрудников службы, обладание ими необходимыми профессиональными качествами для работы в данной сфере.
Негативное воздействие на развитие государственной службы оказывают:
- слабая мотивация и неэффективная система денежного содержания государственных служащих, не ориентированная на реальные показатели результатов их профессиональной деятельности;
- несоответствующий требованиям уровень профессиональной компетентности ее кадрового состава;
- отсутствие целевой системы подбора и закрепления кадров;
- отсутствие прогнозирования потребности в кадрах;
- незавершенность системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих и отсутствие необходимых механизмов стимулирования повышения их деловой и профессиональной квалификации.
Все вышеперечисленное подталкивает государственных служащих к уходу с государственной службы. В таких условиях их карьерные перспективы не ясны и наиболее квалифицированные государственные служащие делают выбор в пользу ухода с государственной службы.
По методикам П.Е. Ильина, Н.А. Кудряковой «Направленность на приобретение знаний» и «Направленность на отметку» было выявлено, что у 27,2% школьников сформирован низкий уровень направленности на приобретение знаний; у 45,6% школьников – средний уровень и у 27,2% школьников – высокий уровень. То есть, менее 30% детей в классе учатся ради получения новых знаний, остальные 70% учатся ради отметки.
С помощью корреляционного анализа было выявлено, что психологическая характеристика учебной мотивации заключается в том, что она складывается из множества других мотивов, основными из которых являются познавательные, коммуникативные, эмоциональные; стремление к достижениям и саморазвитию; высокая познавательная активность и хорошая успеваемость.
По методикам П.Е. Ильина, Н.А. Кудряковой «Направленность на приобретение знаний» и «Направленность на отметку» было выявлено, что у 27,2% школьников сформирован низкий уровень направленности на приобретение знаний; у 45,6% школьников – средний уровень и у 27,2% школьников – высокий уровень. То есть, менее 30% детей в классе учатся ради получения новых знаний, остальные 70% учатся ради отметки.
С помощью корреляционного анализа было выявлено, что психологическая характеристика учебной мотивации заключается в том, что она складывается из множества других мотивов, основными из которых являются познавательные, коммуникативные, эмоциональные; стремление к достижениям и саморазвитию; высокая познавательная активность и хорошая успеваемость.
Таким образом, по методике Г.А. Карповой было выявлено, что подавляющее большинство школьников исследуемой группы имеют средний уровень мотивации учения (91%). 4,5% школьников имеют низкий уровень мотивации и 4,5% - высокий уровень мотивации. Доминирующими мотивами учения являются: эмоциональный мотив и мотив достижений.
При анализе ранжирования успеваемости школьников (см. Приложение 7) было выявлено, что в группе 22,7% школьников учатся удовлетворительно, 72,8% школьников – хорошо и 4,5% - отлично.
По методике П.Е. Ильина, Н.А. Кудряковой «Направленность на приобретение знаний» были получены результаты, представленные в Приложении 8 в виде протокола и на рис.4.
Низкий уровень направленности на приобретение знаний был выявлен у 27,2% школьников. Эти дети отличаются тем, что у них недостаточно сформирована познавательная потребность.
Средний уровень направленности на приобретение знаний был выявлен у 45,6% школьников.
В ходе диагностики по методике А.А. Леонтьева «Познавательная активность» было выявлено, что только у 27,2% школьников сформирован высокий уровень познавательной активности. Остальные дети нуждаются в дополнительной работе, направленной на развитие познавательной активности - важнейшего элемента учебной мотивации.
По методике Г.А. Карповой «Учебная мотивация» было выявлено, что подавляющее большинство школьников исследуемой группы имеют средний уровень мотивации учения (91%). 4,5% школьников имеют низкий уровень мотивации и 4,5% - высокий уровень мотивации. Доминирующими мотивами учения являются: эмоциональный мотив и мотив достижений.
По методикам П.Е. Ильина, Н.А. Кудряковой По методикам П.Е. Ильина, Н.А. Кудряковой «Направленность на приобретение знаний» и «Направленность на отметку» было выявлено, что у 27,2% школьников сформирован низкий уровень направленности на приобретение знаний; у 45,6% школьников – средний уровень и у 27,2% школьников – высокий уровень. То есть, менее 30% детей в классе учатся ради получения новых знаний, остальные 70% учатся ради отметки.
С помощью корреляционного анализа было выявлено, что психологическая характеристика учебной мотивации заключается в том, что она складывается из множества других мотивов, основными из которых являются познавательные, коммуникативные, эмоциональные; стремление к достижениям и саморазвитию; высокая познавательная активность и хорошая успеваемость.