Файл: Понятие и задачи экономического анализа (Экономический анализ на примере ООО «Август»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, можно отметить, что каждый субъект анализа изучает информацию, исходя из своих интересов. Так собственникам необходимо определять увеличение или уменьшение собственного капитала и оценивать эффективность использования ресурсов администрацией коммерческой организации. Кредиторам надо знать целесообразность продления кредита, изменение условий кредитования, гарантии возврата кредита.

1.6. Виды экономического анализа

Классификация видов экономического анализа осуществляется по различным признакам, например:[20]

  • по субъектам экономического анализа;
  • времени проведения;
  • направления исследования;
  • содержанию и уровню организации.

Рассмотрим основные виды экономического анализа более подробно в следующей таблице (таблица 2):

Таблица 2

Виды экономического анализа

Виды экономического анализа

Сущность и роль в управлении организацией

Оперативный анализ

Экономический анализ, проводимый в момент совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций. Позволяет принимать управленческие решения «на ходу», отслеживать назревающие затруднения и предотвращать их. Организация такого анализа в значительной степени способствует повышению эффективности управления, хотя и требует определенных затрат труда

Управленческий анализ

Основная цель управленческого анализа – способствовать повышению эффективности производственной, хозяйственной и финансовой деятельности коммерческой организации и поддержанию ее конкурентоспособности.

Управленческий анализ включает в себя внутренний производственный анализ и внутренний финансовый анализ. Внутренний производственный анализ включает в себя: анализ при разработке и обоснования бизнес-плана, анализ в системе маркетинга, анализ технико-организационного уровня и других условий производства, анализ системы материально-технического обеспечения и так далее. Внутренний финансовый анализ включает:анализ потребности в оборотном капитале;анализ обеспеченности собственным оборотным капиталом;анализ «цены» капитала, рыночная оценка бизнеса

Внутренний экономический анализ

Осуществляется внутренними субъектами, то есть сотрудниками, администрацией. Он проводится для целей управления коммерческой организацией, для повышения эффективности производственной, хозяйственной и финансовой деятельности. Такой анализ предусматривает исследование всех сторон деятельности коммерческой организации

Внешний экономический анализ

Осуществляется внешними субъектами, то есть поставщиками, покупателями, кредиторами, инвесторами и так далее с конкретными целями, поставленными каждым из них

Комплексный анализ

Охватывает все стороны производственной, хозяйственной и финансовой деятельности фирмы

Тематический экономический анализ

Применяется при исследовании частных вопросов, например, анализ калькуляции себестоимости продукции, анализ качества продукции, анализ производительности и так далее.

Маркетинговый анализ

Это - изучение рынка товаров и услуг, спроса и предложения, поведения потребителей, рыночной конъюнктуры, динамики цен с целью лучшего продвижения своих товаров. Результаты маркетингового анализа могут использоваться компанией в следующих основных целях: в разработке маркетинговой стратегии предприятия, принятии решения о ее изменении или корректировке; при составлении краткосрочных планов маркетинговой и производственной деятельности, оценке их выполнения; при принятии решения относительно товаров, товарных групп, цен, отдельных клиентов (в рамках существующей маркетинговой стратегии); в оценке руководителем текущего состояния дел предприятия.

Технико-экономический анализ

Представляет собой анализ, где широко используются показатели в натуральном и трудовом измерениях, например, трудоемкость производства конкретного изделия, расход сырья на единицу продукции и так далее.

Факторный анализ

Анализ влияния факторов на изменение результативного показателя. Методы факторного анализа применяются в тех случаях, когда поставлена следующая задача: рассчитать влияние отдельных факторов на изменение результата

Финансовый анализ

Основной целью финансового анализа является получение ключевых,наиболее информативных параметров, дающих объективную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов,в расчетах с дебиторами и кредиторами


1.7. Основные методы экономического анализа

Методика экономического анализа есть совокупность специальных приемов и способов исследования хозяйственных процессов и их результатов. Основными способами и приемами экономического анализа являются:[21]

  • разработка систем показателей для измерения экономических процессов;
  • сравнение;
  • детализация и группировки;
  • элиминирование;
  • взаимосвязанное изучение производственных, хозяйственных и финансовых процессов;
  • обобщение результатов анализа и другие.

Методику экономического анализа принято разделять на общую и частную. Рассмотрим в следующей таблице:

Таблица 3

Методика экономического анализа

Содержание

Методика анализа

1.Частная методика

Более конкретна, представляет собой совокупность приемов исследования, применяемых для изучения определенных хозяйственных процессов. Например, частная методика анализа позволяет установить, какие экономические показатели применяются для характеристики конкретного хозяйственного процесса, где должна быть получена необходимая информация, каким образом собранные данные нужно обработать, какие расчеты провести, какие выводы должны быть сделаны по результатам анализа

2.Общая методика

Представляет собой совокупность приемов исследования, применяемых при изучении различных хозяйственных процессов, исследовании деятельности разных организаций, а также состояния любых отраслей национальной экономики

Все приемы экономического анализа взаимосвязаны и применяются единовременно в различных сочетаниях. Это позволяет глубоко и комплексно анализировать деятельность коммерческих организаций, вскрывать резервы возможного повышения ее эффективности.

В экономическом анализе сравнение используют для решения всех его задач как основной или вспомогательный способ. Рассмотрим наиболее типичные ситуации, когда используется сравнение, и цели, которые при этом достигаются (рисунок 4):

Сравнение как один из методов экономического анализа

сопоставление плановых и фактических показателей для оценки степени выполнения плана


сопоставление фактических показателей с нормативными позволяет провести контроль за затратами и способствует внедрению ресурсосберегающих технологий

сравнение фактических показателей с показателями прошлых лет для определения тенденций развития экономических процессов

сопоставление параллельных и динамических рядов для изучения взаимосвязей исследуемых показателей

сопоставление показателей анализируемого предприятия с достижениями науки и передового опыта работы других предприятий или подразделений необходимо для поиска резервов

сравнение фактических показателей с показателями прошлых лет для определения тенденций развития экономических процессов

сопоставление различных вариантов управленческих решений с целью выбора наиболее оптимального из них

сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора применяется при расчете влияния факторов и подсчете резервов

Рисунок 4. Сравнение как один из методов экономического анализа

Сравнение – важнейший прием экономического анализа. Базой для сравнения могут быть плановые показатели, проектные данные, нормативы, показатели предыдущих периодов времени, показатели аналогичных объектов, среднеотраслевые показатели.[22]

Следует отметить, что анализ начинается именно со сравнения. Сущность этого способа может быть раскрыта следующим образом. Сравнение - это научный метод познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. С помощью сравнения определяется общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития.

В экономическом анализе применяется также сравнение разных вариантов решения экономических задач, что позволяет выбрать наиболее оптимальный и тем самым более полно использовать возможности производства. Особенно широко оно используется в предварительном анализе при обосновании планов и управленческих решений.[23]

Результаты сравнения как важнейшего способа экономического анализа должны обеспечивать объективные выводы. Поэтому необходимо показатели привести в сопоставимый вид. Чтобы привести показатели в данный вид необходимо выполнение следующих условий (требований):


  • единство объемных, стоимостных, качественных, структурных факторов;
  • единство промежутков или моментов времени, за которые были исчислены сравниваемые показатели;
  • сопоставимость исходных условий производства (технических, природных, климатических и так далее);
  • единство методики исчисления показателей и их состава.

Несоответствие объемного фактора может значительно ухудшить оценку деятельности предприятия по снижению издержек на производство валовой продукции. Если сравнить фактическую сумму затрат с плановой, то разность этих показателей обусловлена не только изменением себестоимости отдельных видов продукции, но и изменениями в объеме производства продукции. Чтобы показатели имели сопоставимый вид, необходима нейтрализация влияния объемного фактора, для этого плановую сумму затрат надо пересчитать на фактический объем производства продукции и затем сравнить с фактической суммой затрат.

Когда показатели, взятые для сравнения, охватываютразные промежутки времени, то это несоответствие легко преодолеть путем способа корректировки. Если же они взяты на разные моменты времени, то сопоставимость может быть достигнута только путем замены одного из показателей.

Сопоставимость показателей в ряде случаев может быть достигнута, если вместо абсолютных величин взять средние или относительные. Нельзя, например, сравнивать такие абсолютные показатели разных хозяйств, как объем производства продукции, стоимость основных средств, сумму прибыли и так далее без учета их земельной площади. Но если вместо абсолютных показателей взять относительные, например производство продукции на сто гектар сельскохозяйственной площади, то их можно сопоставлять.

При этом относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другое время или по другому объекту. Относительные показатели получают в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения. Это могут быть данные плана, базисного года, другого предприятия, среднеотраслевые и так далее. Относительные величины выражаются в форме коэффициентов или процентов.

Средние величины используются в анализе хозяйственной деятельности для обобщенной количественной характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку. Например, средняя зарплата рабочих используется для обобщающей характеристики уровня оплаты труда изучаемой совокупности рабочих. В средней величине отражаются общие, характерные, типичные черты изучаемых явлений по соответствующему признаку. Она показывает общую меру этого признака в изучаемой совокупности, то есть одним числом характеризует всю совокупность объектов. С помощью средних величин можно сравнивать разные совокупности объектов, например, районы по уровню урожайности культур, предприятия по уровню оплаты труда и так далее.


В некоторых случаях для обеспечения сопоставимости показателей используютсяпоправочные коэффициенты.

Особенно нужно быть внимательным в отношении методического несоответствия показателей. Оно не только может исказить результаты сравнения, но и вообще изменить смысл. Например, фондоотдача может быть исчислена по всей сумме основных фондов, по основным производственным фондам или только по активной их части. Поэтому не проверив тождества методики расчета показателей в плане и отчете текущего года, а также за прошлые периоды, можно дать неверную оценку динамики, поскольку в основу изменения изучаемого показателя будет положено различие в способе его расчета. Чтобы обеспечить правильность выводов, нужно добиться тождества показателей по методике их расчета.[24]

Очень важно также при сравнении показателей обеспечить их сопоставимость по природно-климатическим условиям. Особенно это актуально для сельского хозяйства. Нахождение предприятий в различных природно-экономических зонах оказывает существенное влияние на выход продукции, уровень переменных и постоянных затрат, трудоемкость продукции и так далее. Для обеспечения сопоставимости показателей по этому фактору выделяют долю прироста показателей, обусловленную климатическими и территориальными особенностями, с последующим устранением их влияния.

Группировка – распространенный прием в экономическом анализе. Это деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. Если статистика использует этот способ для обобщения и типизации явлений, то в анализе группировка помогает разъяснить смысл средних величин, показать роль отдельных единиц в этих средних, выявить взаимосвязь между изучаемыми показателями.

В зависимости от задач используются типологические, структурные и аналитические группировки.

Примером типологических группировок могут быть группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и так далее.

Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту, выполнению норм выработки; состав предприятий по степени выполнения плана производства .продукции, снижению ее себестоимости и т.д. Особенно большое значение имеют структурные группировки при анализе сводной отчетности объединений, министерств, так как они позволяют выявить передовые, средние и отстающие предприятия, определить направления поиска передового опыта, скрытых резервов.[25]