Файл: Понятие и задачи экономического анализа (Экономический анализ на примере ООО «Август»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Экономический анализ представляет собой специальную отрасль экономических знаний. Роль анализа как средства управления производством с каждым годом возрастает. Это обусловлено разными обстоятельствами. Во-первых, необходимостью неуклонного повышения эффективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья, повышением науко- и капиталоемкости производства. Во-вторых, отходом от командно-административной системы управления и постепенным переходом к рыночным отношениям. В-третьих, созданием новых форм хозяйствования в связи с разгосударствлением экономики, приватизацией предприятий и прочими мероприятиями экономической реформы. Этим и объясняется актуальность данной темы исследования.

Целью исследования является, во-первых, изучение теортетических основ экономического анализа, а именно: понятия экономического анализа, история его становления и развития, задачи анализа, его предмета и объектов, основополагающих принципов и так далее.Во-вторых, рассмотрение методов экономического анализа.

Для обоснования поставленной темы в работе решены следующие задачи:

  1. представить обзор истории становления и развития экономического анализа;
  2. рассмотреть предмет и объекты экономического анализа;
  3. изучить задачи и принципы анализа;
  4. представить взаимосвязь экономического анализа с другими науками, в том числе статистикой, экономической теорией и так далее;
  5. изучить методы экономического анализа и некоторые другие.

Предметом исследования является экономический анализ.

Многие экономисты, как отечественные, так и зарубежные рассматривают в своих работах аспекты экономического анализа. В данной работе будем опираться в основном на таких авторов, как: Савицкая Г.В., Титов В.И., Калинина И.И. и других.

В основном, базой исследования послужили учебные пособия и ряд журнальных статей из основных периодических изданий по экономическому анализу. В своей работе также будем использовать и нормативные документы: Гражданский Кодекс Российской Федерации.

Данная работа состоит из двух глав: первая глава представляет теоретические основы экономического анализа, вторая – его основные методы. В заключении рассмотрены основные выводы, полученные в ходе написания работы, которые связаны непосредственно с темой исследования.


Глава 1. Теоретические основы экономического анализа деятельности организации

1.1.Понятие экономического анализа

Под экономическим анализом понимается комплексное системное изучение экономики организаций, предприятий, всех субъектов рыночных отношений, а также их структурных подразделений с целью объективной оценки результатов, выявление причин отклонения в хозяйственной деятельности и принятие решений по повышению эффективности хозяйствования.

При этом комплексность – это всестороннее изучение хозяйственных явлений, которое достигается путем использования различных источников информации, разнообразных систем показателей и совокупности способов и приемов анализа. А системность – использование в процессе анализа диной цели, позволяющей объединить отдельные исследования в счистему.

Экономический анализ – специальная отрасль экономических знаний. Становление экономического анализа как науки обусловлено объективными потребностями:[1]

  • во-первых, потребностями практики хозяйствования;
  • во-вторых, развитием экономической науки в целом и ее отдельных отраслей.

Сам термин «анализ»происходит от греческого слова «analyzi», что в переводе означает «разделяю», «расчленяю». Следовательно, анализ в узком плане представляет собой расчленение явления или предмета на составные его части (элементы) для изучения их как частей целого[2].

Такое расчленение позволяет заглянуть вовнутрь исследуемого предмета, явления, процесса, понять его внутреннюю сущность, определить роль каждого элемента в изучаемом предмете или явлении.Например, чтобы понять сущность себестоимости продукции, необходимо знать не только из каких элементов она состоит, но и от чего зависит ее величина по каждой статье затрат. Чем детальнее будет разложен прирост себестоимости по элементам и факторам, тем больше мы будем знать об этом экономическом явлении и более эффективно управлять процессом формирования себестоимости продукции.

Цели анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения этого анализа. Основным фактором в конечном счете является объем и качество исходной информации.[3]


Экономический анализ может быть организован по-разному:[4]

  • в крупных фирмах – специализированные подразделения – группы при финансовом директоре (отделы и лаборатории);
  • в мредних фирмах – группа или хотя бы один специалист по финансовом вопросам (финансовый менеджекр или заместитель директора по финансовым вопросам);
  • в малых фирмах - главный бухгалтер.

К функциям экономического анализа относят:

  • управленческая;
  • анализ как средство выявления неиспользованных резервов решения повышения эффективности;
  • оценочная – экономический анализ как источник данных о эффективности работы предприятия в целом;
  • контрольная – экономический анализ как орудие действующего контроля за ходом хозяйственного процесса с целью выявления недостатков и ошибок.

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, связанную с различными факторами. Рассмотрим их на рисунке:[5]

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, связанную с:

с исследованием экономических процессов, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка

научным обоснованием бизнес-планов и объективной оценкой их выполнения

выявлением положительных и отрицательных факторов и количественным измерением их воздействия на результативный показатель

раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития и определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов

обобщением опыта отраслевых лидеров и принятием оптимальных управленческих решений

Рисунок 1.Экономический анализ как наука

Таким образом, под анализом в широком плане понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

1.2.Предмет и объекты экономического анализа

Характеристика коммерческих и некоммерческих организаций содержится в Гражданском Кодексе РФ. А именно к объектам анализа относят (рисунок 2):[6]

Юридические лица – объекты экономического анализа


Некоммерческие организации

Коммерческие организации

Хозяйственные товарищества (полные и товарищества на вере), хозяйственные общества ( открытые и закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью), производственные кооперативы, государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия

Потребительские кооперативы, общественные организации, религиозные организации, благотворительные и другие фонды

Рисунок 2.Классификация субъектов экономического анализа

Под предметом экономического анализа понимаются производственные и хозяйственные процессы, происходящие в коммерческих организациях, а также экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности коммерческих организаций, которые формируются под влиянием внешних и внутренних факторов и получаю отражение в системе экономической информации.

Объектами экономического анализа являются коммерческие организации различных организационно-правовых форм собственности, а также некоммерческие организации, если они ведут предпринимательскую деятельность.

Все объекты анализа хозяйственной деятельности находят свое отображение в системе показателей плана, учета, отчетности и других источниках информации. Каждое экономическое явление, каждый процесс чаще определяется не одним, обособленным, а целым комплексом взаимосвязанных показателей. Например, эффективность использования основных средств производства характеризуют уровень фондоотдачи, фондоемкости, рентабельности, производительности труда и так далее. В связи с этим выбор и обоснование системы показателей для отражения экономических явлений и процессов (объектов исследования) является важным методологическим вопросом в анализе хозяйственной деятельности. От того, насколько показатели полно и точно отражают сущность изучаемых явлений, зависят результаты анализа.[7]

Аналитические показатели отражают объем, уровень и экономическую эффективность производственных, финансовых и хозяйственных процессов деятельности организации как в целом, так и по отдельным направлениям. Они могут быть получены непосредственно из плановых, учетных, отчетных источников информации, а также в результате их сочетания, преобразования и обработки.[8]

В содержании показателей выражается экономическая сущность изучаемых процессов, в числовом значении – их конкретное измерение. Например, содержанием показателя «выручка от продаж» является объем продукции, отгруженной покупателям (либо объем сданных и выполненных заказчиком работ, услуг), а числовым значением – сумма этой выручки, данные о ее динамики, проценты выполнения плана и так далее.


Аналитические показатели классифицируются следующим образом:[9]

1. По своему содержанию показатели делятся на:

  • количественные – показатели, которые характеризуют размер, величину хозяйственных процессов и изменения, происходящих в них. К количественным показателям относятся, например, объем изготовленной продукции, количество работников, количество машин, станков и так далее;
  • качественные – показатели, которые отражают существенные особенности хозяйственных процессов, их экономическую эффективность и целесообразность. К ним относят, например,себестоимость продукции, рентабельность, производительность продукции и другие.

2. По широте использования показатели подразделяются следующим образом:

  • общие – показатели, применяемые при анализе деятельности организации всех отраслей национальной экономики, например, средняя выработка на единицу персонала, фонд заработной платы, бухгалтерская и чистая прибыль, рентабельность собственного капитала и другие;
  • специфические – показатели для отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, торговли и так далее, например, влажность зерна, жирность молока – для сельского хозяйства и так далее.

3. Показатели, используемые в анализе хозяйственной деятельности, по степени синтеза делятся также на:

  • обобщающие – показатели, которые характеризуют эффективность деятельности организации в целом или эффективность использования совокупности ресурсов. К таким показателям, применяемым для обобщающей характеристики сложный экономических явлений, относят рентабельность уставного капитала (характеризует прибыль на рубль учредительного капитала), рентабельность продаж (характеризует общую доходность от продаж), производительность труда (характеризует степень использования трудовых ресурсов предприятия) и многие другие;
  • частные – показатели, которые характеризуют степень использования отдельных видов ресурсов или эффективность отдельных сторон хозяйственной деятельности, например, показатели использования материальных ресурсов, показатели использования основных фондов, показатели использования оборотных средств и так далее в разрезе каждого из показателей.
  • вспомогательные (косвенные) – показатели, используемые в анализе хозяйственной деятельности, которые используются для более полной характеристики того или иного объекта анализа, например, количество рабочего времени, затраченного на единицу выполненных работ.