Файл: Практика создания и функционирования картелей (Понятие, причины и последствия создания картелей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эффективным механизмом пресечения и выявления соглашений (согласованных действий), ограничивающих конкуренцию, является освобождение от ответственности за участие в данных противоправных действиях лица, предоставившего необходимые сведения. Данная мера успешно применяется в ряде зарубежных стран. Так, в США программа снижения ответственности действует с 1993 г. Причем общее число обращений в антитрестовские органы увеличилось и составило около 20 в год. Меры «амнистии» за участие в данных действиях могут быть применены только по отношению к лицу, которое первым обратится в Федеральную Торговую Комиссию США. Аналогичные программы действуют в ЕС, Канаде, Великобритании.[17]

Кроме того, в странах с развитым антимонопольным законодательством, как правило, существуют практические руководства по расследованию и доказыванию антиконкурентных соглашений, в том числе картелей, которые отражают накопленный опыт применения экономического анализа в вопросе выявления процессов картелизации рынка. Так, методы экономического анализа были применены в 2007 г. в деле при пересмотре Dr. Miles case 10, решением которого в 1911 г. были признаны незаконными по существу соглашения по установлению фиксированных минимальных цен перепродажи между производителями и дилерами. Здесь было применено так называемое правило разумного подхода. Данное правило подразумевает анализ всех обстоятельств дела, в частности: намерение и цель поведения хозяйствующих субъектов, экономическая ситуация на товарном рынке, барьеры для входа на рынок и т.д. В подавляющем большинстве случаев для оценки разумности поведения хозяйствующих субъектов применяется, в частности, экономический анализ.[18]

В целом, большинство отечественных авторов сходятся в мнении о необходимости активного использования опыта картельного регулирования в зарубежных странах путем его закрепления в российском законодательстве.

Позитивная практика противодействия созданию и функционированию картелей наработана и в России. Так, антимонопольной службой, по словам А.П. Тенишева, постепенно нарабатывается опыт правоприменения, который сегодня позволяет достаточно эффективно выявлять и доказывать картели, отстаивать наши решения в суде. Например, 2015 г. был ознаменован резким ростом числа дел об антиконкурентных соглашениях: если ранее за год их число составляло порядка двухсот, то в 2015 году таких дел было возбуждено уже четыреста девять и еще 228 дел о сговорах с участием органов власти.


Это обусловлено целым рядом факторов. Например, всплеском дел, связанных с картелями на рынках производства и поставок продуктов питания - молочной продукции, сыра, мясной продукции и прочих. Там, где была большая составляющая импорта. Цены на эти группы товаров росли из-за дефицита, связанного с санкциями и эмбарго, нестабильным курсом доллара и евро. Но некоторые российские производители решили воспользоваться ситуацией и поднять цены на свою продукцию, о чем и договаривались между собой. По таким картелям с начала 2015 года ФАС России были возбуждены десятки дел, что, несомненно, помогло приостановить рост цен на продукты и пресечь ценовые сговоры на региональном уровне.[19]

Позитивным фактором в борьбе с картелями стал также тот факт, что с 2016 года ФАС России получила полномочия по пересмотру в апелляционном порядке решений территориальных органов.

За 2015 год было возбуждено также много дел и по сговору на торгах. Их количество по сравнению с 2014 годом выросло почти в два раза - с 134 до 232 дел. Количество же торгов, охваченных картелями, на порядок больше. Так, по некоторым делам о картелях количество аукционов доходит до нескольких сотен. В сговорах на торгах наблюдалась большая доля дел, связанных с поставкой лекарственных средств, медикаментов, медицинского оборудования. Так, за 2015 год и 1 квартал 2016-го года ФАС было выявилено более двух тысяч аукционов, где были признаки картельных соглашений. Охвачена почти вся страна - 69 регионов.

Важным событием стало опубликование Верховным Судом РФ в марте 2016 года обзора судебной практики по антимонопольным делам, где есть раздел, посвященный антиконкурентным соглашениям, а также дано разъяснение, какие доказательства надо использовать и как подходить к их оценке. Ранее Пленум ВАС России в постановлении №30 от 30 июня 2008 г. обобщил судебную практику по делам о согласованных действиях. Но после этого в 2012 году был принят «третий» антимонопольный пакет поправок, который закрепил в законе само понятие «картель», ввел в закон о защите конкуренции статью 11.1, запрещающую согласованные действия, а само понятие согласованных действий претерпело существенные изменения. Вместе с изменением законодательства переориентировалась и правоприменительная практика.

В целях активного использования зарубежной практики ФАС России входит в рабочую группу по картелям Международной конкурентной сети (МКС), объединяющей 143 антимонопольных ведомства различных стран мира. В частности, было разработано методическое пособие по выявлению сговоров на торгах, обобщающее лучшую мировую практику и передовые методики выявления подобных соглашений. В 2015 году также был разработан проект международной конвенции по борьбе с картелями и проведены основные внутригосударственные согласования.


В 2015 г. Президиум ФАС России обобщил наработанную практику - выпустил разъяснение «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах». Данный документ призван повысить результативность расследований.

В связи с принятием «четвертого антимонопольного пакета» на сегодняшний день можно говорить о том, что в законе о защите конкуренции начали формироваться основы антимонопольного процесса как самостоятельного правового института. Закреплены процедуры проведения проверок, дано определение доказательств, детализировано рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Таким образом, исследование современной зарубежной и российской практики противодействия созданию и функционированию картелей выявило, что отечественный законодатель активно внедряет и адаптирует зарубежную практику государственного регулирования деятельности картелей. Как показывает практика антимонопольного контроля за картельными соглашениями в зарубежных странах, наиболее эффективными средствами борьбы с ними являются достаточные санкции для того, чтобы предотвратить создание картелей, причем главным предназначением санкций является устрашение. Наряду с ужесточением мер ответственности за совершение соглашений, ограничивающих конкуренцию, в литературе предлагаются и иные меры, имеющие своим источником позитивную зарубежную практику. В целом, большинство отечественных авторов сходятся в мнении о необходимости активного использования опыта картельного регулирования в зарубежных странах, особенно в США, странах ЕС и Японии, путем его закрепления в российском законодательстве. Позитивная практика противодействия созданию и функционированию картелей наработана и в России. В настоящее время наблюдается позитивная динамика роста дел о картельных соглашениях, в частности, на продовольственном и лекарственном рынках по итогам 2015 г. В целях активного использования зарубежной практики ФАС России входит в рабочую группу по картелям Международной конкурентной сети. В частности, было разработано методическое пособие по выявлению сговоров на торгах, обобщающее лучшую мировую практику и передовые методики выявления подобных соглашений. В 2015 году также был разработан проект международной конвенции по борьбе с картелями и проведены основные внутригосударственные согласования. Свою позитивную роль сыграл и «четвертый антимонопольный пакет». Тем не менее, есть еще на взгляд отечественных авторов целый ряд перспективных направлений для совершенствования практики противодействия созданию и функционированию картелей в России.


Заключение

Сделаем краткие выводы по результатам изучения практики создания и функционирования картелей:

  • изучение понятия, причин и последствий создания картелей позволило выявить, что отношение к картелям со стороны экономистов в процессе эволюции предпринимательской деятельности поменялось с одобрения до полного неприятия в силу их монополистической направленности. Текущий мировой экономический кризис вновь акцентировал внимание экономистов к проблематике необходимости противодействия картелям, как специализированной бизнес-модели. На сегодняшний день ведущими российскими и зарубежными экономистами и юристами в области антимонопольного регулирования признается, что картели оказывают, как правило, негативное влияние на развитие отдельных предприятий и рынки в целом. В данном контексте, изучено понятие картелей с экономической и юридической точек зрения. Выявлено, что регулирование деятельности картелей осуществляется ч. 1 ст. 11 закона «О защите конкуренции». Для картелей в литературе описаны цель и характерные признаки, преимущества и недостатки, а также рассмотрены виды картельных соглашений;
  • исследование содержания, проблем и перспектив совершенствования системы государственного регулирования создания и функционирования картелей показало, что меры, применяемые государством в целях контроля за картелизацией отраслевых рынков можно разделить на две большие группы: меры запретительно (правового) характера, меры стимулирующего (экономического) характера. Как правило, государство уделяет гораздо больше внимания мерам запретительного характера, нежели мерам стимулирующего характера, разрабатывая все новые запреты и увеличивая санкции за заключение антиконкурентных соглашений. Современное российское антимонопольное законодательство также стремится решить проблему картелизации постфактум (посредством уголовных и административных санкций, вводимых против антиконкурентных соглашений). Целый ряд отечественных авторов, основывающихся в том числе на зарубежной практике полагают, что эффективность правового механизма, используемого государством при осуществлении антимонопольного контроля процессов картелизации рынков, может быть качественно увеличена путем применения экономических механизмов доказывания существования картельных соглашений. С 2015 г. В этом направлении и ФАС России были внесены ряд изменений в нормативную базу ведомства, обязывающих антимонопольные органы в России проводить фрагментарный анализ рыночной ситуации. Однако целый ряд отечественных экономистов полагают, что экономический анализ необходимо использовать и для выявления определенных признаков, указывающих на предрасположенность рынка к эффективной картелизации, а также на потенциальный жизненный цикл картеля;
  • изучение профилактики, прогнозирования и оценки картелизации рынка показало, что их важнейшим аспектом выступает установление экономических фактов состоявшейся картелизации рынка. Экономический анализ может выявить, какие факты указывают на то, что рынок гипотетически уже подвергся успешной картелизации, в отличие от потенциальной вероятности подобной ситуации. Важнейшим аспектом профилактики картелизации рынка выступает необходимость применения в РФ системы мер, направленных на предотвращение рыночной картелизации, но не связанных с государственным принуждением. В целом, в вопросах борьбы с картелизацией рынков и развития конкуренции государство должно использовать весь инструментарий экономических знаний как в вопросах применения мер, направленных на выявление и пресечение картелизации, так и в вопросах стимулирования ведения предпринимательской деятельности в России исключительно законными методами;
  • исследование современной зарубежной и российской практики противодействия созданию и функционированию картелей выявило, что отечественный законодатель активно внедряет и адаптирует зарубежную практику государственного регулирования деятельности картелей. Как показывает практика антимонопольного контроля за картельными соглашениями в зарубежных странах, наиболее эффективными средствами борьбы с ними являются достаточные санкции для того, чтобы предотвратить создание картелей, причем главным предназначением санкций является устрашение. Наряду с ужесточением мер ответственности за совершение соглашений, ограничивающих конкуренцию, в литературе предлагаются и иные меры, имеющие своим источником позитивную зарубежную практику. В целом, большинство отечественных авторов сходятся в мнении о необходимости активного использования опыта картельного регулирования в зарубежных странах, особенно в США, странах ЕС и Японии, путем его закрепления в российском законодательстве. Позитивная практика противодействия созданию и функционированию картелей наработана и в России. В целях активного использования зарубежной практики ФАС России входит в рабочую группу по картелям Международной конкурентной сети. В частности, было разработано методическое пособие по выявлению сговоров на торгах, обобщающее лучшую мировую практику и передовые методики выявления подобных соглашений. В 2015 году также был разработан проект международной конвенции по борьбе с картелями и проведены основные внутригосударственные согласования. Свою позитивную роль сыграл и «четвертый антимонопольный пакет». Тем не менее, есть еще, на взгляд отечественных авторов, целый ряд перспективных направлений для совершенствования практики противодействия созданию и функционированию картелей в России.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изм. и доп.) // Российская газета. - № 162 - 2006.
  2. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти - № 34 - 2010.
  3. Авдашева С.Б., Шаститко А.Е. Экономический анализ в делах о нарушении закона «О защите конкуренции» // Вопросы экономики – 2011 - № 2 - С. 122-139.
  4. Бранденбургер А., Нейлбафф Б. Конкурентное сотрудничество в бизнесе. - М.: Кейс, 2012. - 352с.
  5. Гурин Н. Картели и их влияние на экономику государства: анализ российского законодательства // Конкурентное право - 2011. - №2 – С. 23-28.
  6. Дозмаров К.В. Экономические методы в борьбе с картелями // Экономический журнал - №2 (42) 2016 - С. 15-32.
  7. Интернет-интервью с А.П. Тенишевым. Практика ФАС России по делам о картелях и иных антиконкурентных соглашениях: наиболее значимые решения 2015 года и планы на 2016 год // КонсультантПлюс – 2016.
  8. Исакова Н.Ю. Интерактивная парадигма объединения предприятий в условиях глобализации экономики и интеграции капитала // Экономические науки. - 2013. - № 10. - С. 163-167.
  9. Кинев А.Ю. Картель - тайная монополия: сборник статей и интервью. М.: Федеральная антимонопольная служба России, 2012. – 246 с.
  10. Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков. Учебное пособие. – М.: Изд-во Политехнического университета, 2013. - 340 с.
  11. Нумерова А.А., Пружанский В.Е. Картельные соглашения: технологии доказывания и защиты // Экономика и Жизнь – 2013 - №18 (9484) - С. 1-5.
  12. Осадчая И. Рынок и государство. Что нового в государственном регулировании экономики стран? // Наука и жизнь. - №10. - 2015.
  13. Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков: учебник. -М.: ИД Юрайт, 2015. - 906 с.
  14. Спиридонова А.В. Понятие и особенности картельных соглашений (согласованных действий) по российскому антимонопольному законодательству // Вестник Омского университета. Серия «Право». - Выпуск№ 1 – 2010.
  15. Тенишев А.П., Хамуков М.А. Роль экономического анализа при доказывании картелей // Вестник АКСОР - №1(37) – 2016.
  16. Трифонов Е.В. Закономерности развития монополистического и демократического рынков // Проблемы современной экономики. - №2 (42). - 2012.
  17. Шаститко А.Е. Картель: организация, стимулы, политика противодействия // Российский журнал менеджмента - Том 11 - № 4 - 2013. - С. 31-56.
  18. Шаститко А.Е. Новый взгляд на антимонопольный контроль горизонтальных соглашений // Экономическая политика – 2015 - Т. 10. - № 3.
  19. Шматкова Е.М. Зарубежный опыт государственного регулирования экономики // Социально-экономические явления и процессы. - Выпуск № 9 (055). - 2013.