Файл: Управление оборотными средствами на предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчика­ми предназначен счет 62. Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с по­купателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному поку­пателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых дан­ных по:

  • покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок опла­ты которых не наступил;
  • покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам;
  • авансам полученным.

Расчеты за поставляемые товары согласно ст. 516 ГК РФ произво­дятся покупателем с соблюдением порядка и формы расчетов, преду­смотренных договором поставки (платежным поручением, чеком, на ос­новании выставленного поставщиком платежного требования, по аккре­дитиву). Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями. В договоре поставки могут быть предусмотрены следующие условия оп­латы:

  • предварительная оплата (полностью или частично) непосредст­венно до передачи (отгрузки) ему готовой продукции продавцом;
  • последующая оплата, т. е. после передачи готовой продукции по­купателю с определением срока оплаты.

Структура счета 62-1 «Расчеты с покупателями и заказчиками» представлена в Приложении Э.

Если транспортные услуги осуществлены силами сторонних организаций, в бухгалтерском учете они будут отражены: Дебет счета 44 - на договорную стоимость услуги; Дебет счета 19 - на сумму причитающегося НДС на объем оказанных услуг и Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - на общую сумму задолженности.

Если транспортные услуги выполняются собственными силами, в бухгалтерском учете они будут отражены: Дебет счета 44 «Расходы на продажу», Кредит счета 23 «Вспомогательные производства» - продукция доставлена транспортным подразделением организации.

Коммерческие расходы, собранные на счете 44 «Расходы на продажу», ежемесячно относятся на себестоимость отгруженной продукции (работ, услуг). Списание коммерческих расходов отражается: Кредит счета 44 «Расходы на продажу», Дебет счета 90 «Продажи».

Предприятие ЗАО «Орелагроюг» (комитент) передает комиссионеру на реализацию партию товара, покупная стоимость которого равна 10500 руб. На расчетный счет комитента поступи­ла выручка от реализации товара в размере 15800 руб. За оказан­ные услуги комиссионер получает от комитента вознаграждение в размере 7% стоимости реализованного товара. Учетной полити­кой ЗАО «Орелагроюг» выручку от реализации в целях налогообложе­ния определяет по моменту отгрузки.


1. Передачу товара на реализацию комиссионеру бухгалтерия ЗАО «Орелагроюг» отразила записью: Дебет счета 45 «Товары отгруженные», Кредит счета 41 «Товары» 10500 руб.

2. Отражена выручка от реализации покупателю комиссионно­го товара: Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», Кредит счета 90-01 «Выручка» 15800 руб.

3. Списана себестоимость реализованного товара: Дебет счета 90-02 «Себестоимость продаж», Кредит счета 45 «Товары отгруженные» 10 500 руб.

4. Начислен НДС к уплате в бюджет с реализованного комис­сионного товара:

Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 3 «НДС», Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» 2844 руб.

5. Начислено комиссионное вознаграждение комиссионеру: Дебет счета 44 «Расходы на продажу», Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредитора­ми» 1106 руб.

6. Выделена сумма НДС с комиссионного вознаграждения: Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобре­тенным ценностям», Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредитора­ми» 199 руб.

7. Поступила выручка за реализованный товар: Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», Кредит счета 51 «Расчетные счета» 15800 руб.

8. Возмещен НДС с суммы комиссионного вознаграждения: Дебет счета 68 «Расчет по налогам и сборам», субсчет «НДС», Кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приоб­ретенным ценностям» 199 руб.

Приведем несколько хозяйственных операций по разделу IV «Готовая продукция и товары» из практики 2014 года компании «Орелагроюг».

Подрядчик по заданию заказчика выполнил строи­тельно-монтажные работы общей стоимостью 500000 руб. (в том числе НДС). Они состоят из двух этапов: проектных работ сто­имостью 200000 руб. (в том числе НДС) и строительно-монтаж­ных работ стоимостью 300000 руб. (в том числе НДС). По первому этапу затраты составили 96000 руб. (в том числе в августе 2014 года - 46000 руб.; в сентябре 2014 года - 50000 руб.), по второму этапу - 264000 руб. (заработная плата и страховые взно­сы на ОПС, СС и ОМС — 202500 руб., расходы на материалы - 61500 руб.). К моменту сдачи первого этапа заказчик произвел с подрядчиком расчет. Первый этап начался в августе и сдан в сен­тябре, второй этап начат и сдан в октябре 2014 г.

Учетной политикой предусмотрено использование счета 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам». В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

1. В августе 2014 года бухгалтерия отразила операции по первому этапу работ: Дебет счета 20 «Основное производство», Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 46000 руб.


2. В сентябре 2014-го года отражены затраты по первому эта­пу работ: Дебет счета 20 «Основное производство», Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 50000 руб.

3. Отражено получение аванса по первому этапу работ: Дебет счета 51 «Расчетные счета», Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 200000 руб.

4. Признан доход по первому этапу работ: Дебет счета 46 «Выполненные этапы по незавершенным рабо­там», Кредит счета 90, субсчет 1 «Выручка» 200000 руб.

5. Начислен НДС по первому этапу работ: Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 3 «НДС», Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» 30508 руб.

6. Списана себестоимость первого этапа работ на финансовый результат: Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж», Кредит счета 20 «Основное производство» 96000 руб.

7. В октябре 2014-го года бухгалтерия отразила второй этап работ: Дебет счета 20 «Основное производство», Кредит счетов 69 «Расчеты по социальному страхованию и обес­печению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 202500 руб.

8. Отражено списание материальных затрат: Дебет счета 20 «Основное производство» Кредит счета 10 «Материалы» 61500 руб.

9. Отражено получение аванса по второму этапу работ: Дебет счета 51 «Расчетные счета», Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 300000 руб.

10. Признан доход по второму этапу работ: Дебет счета 46 «Выполненные этапы по незавершенным рабо­там», Кредит счета 90, субсчет 1 «Выручка» 300000 руб.

11. Начислен НДС по второму этапу работ: Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 3 «НДС», Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» 45 763 руб.

12. Списана себестоимость второго этапа работ на финансовый результат: Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» Кредит счета 20 «Основное производство» 264000 руб.

13. Сдан объект: Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Кредит счета 46 «Выполненные этапы по незавершенным ра­ботам» 500000 руб.

14. Зачтен аванс по объекту в целом: Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Кредит счета 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» 500000 руб.

Налоговый Кодекс РФ обязывает организацию учитывать доходы, относящиеся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, принимая во внимание принцип равномерности признания доходов и расходов [2, п.2, ст. 271].

ЗАО «Орелагроюг» в начале марта 2014-го года реа­лизовало оптовому покупателю - контрагенту продукцию соб­ственного производства - колбасные изделия по цене 525000 руб. (в том числе НДС - 80080 руб.).


Право собственности на продукцию переходит в момент ее пе­редачи контрагенту. Спустя 1,5 недели контрагент возвратил тре­тью часть продукции, так как срок реализации закончился. В со­проводительных документах указана стоимость 108000 руб. (в том числе НДС - 16470 руб.). Сторонами был подписан договор нова­ции, согласно которому ЗАО «Орелагроюг» в следующем месяце по­ставляет колбасную продукцию контрагенту на сумму 108000 руб. (в том числе НДС - 16470 руб.). В соответствии с ГК РФ соглашение сторон о поставке контрагенту продукции вместо уплаты причитающихся ему денежных средств является соглашением о новации, в соответствии с которым происходит замена первоначального обязательства, существовавшего между сторонами, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения [1, п.1 ст. 414].

По данным бухгалтерского учета себестоимость отгруженной по договору поставки продукции составляет 290000 руб., по новированному обязательству - 54490 руб., что соответствует сумме пря­мых расходов по ее изготовлению по данным налогового учета.

В бухгалтерском учете хозяйственные операции бухгалтерия ЗАО «Орелагроюг» отразила следующими записями.

1. Отражена выручка от реализации колбасных изделий контр­агенту: Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит счета 90, субсчет 1 «Выручка» 525000 руб.

2. Списана себестоимость реализованной колбасной продукции: Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» Кредит счета 43 «Готовая продукция» 290000 руб. НК РФ обязывает организацию учитывать доходы, относящиеся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, принимая во внимание принцип равномерности признания доходов и расходов [2, п.2 ст.271].

3. Начислен НДС по реализованной колбасной продукции: Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 3 «НДС», Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» 80080 руб. (525000 руб. • 18%: 118%).

4. Отражено получение оплаты от контрагента за поставлен­ную продукцию: Дебет счета 51 «Расчетные счета», Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 525000 руб.

5. Отражена стоимость возвращенной контрагентом продукции: Дебет счета 10 «Материалы», Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 91530 руб. (108000 руб. - 16470 руб.).

6. Отражена сумма НДС, предъявленная контрагентом: Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобре­тенным ценностям», Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 16470 руб.

7. Отражена новация обязательства по уплате денежных средств в обязательство по поставке колбасной продукции: Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 108000 руб.


8. Отражена выручка от реализации продукции: Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Кредит счета 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка» 108000 руб.

9. Списана себестоимость реализованной продукции: Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж», Кредит счета 43 «Готовая продукция» 54490 руб.

10. Начислен НДС: Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 3 «НДС» Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» 16470 руб.

11. ЗАО «Орелагроюг» принимает к вычету сумму НДС по воз­вращенной продукции, исчисленную исходя из балансовой сто­имости переданной продукции по договору новации [2, п.1 ст.171]: Дебет счета 20 «Основное производство», Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 8310 руб. (54490 руб. • 18%: 118%).

12. Сумма НДС, не принимаемая к вычету в размере 8160 руб., признается для целей бухгалтерского учета внереализационным расходом и отражается следующим образом: Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие доходы и расходы», Кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приоб­ретенным ценностям» 8160 руб. (16470 руб. - 8310 руб.).

13. Сумма НДС, предъявленная налогоплательщику при воз­врате продукции и не принимаемая к вычету, не включается в расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль [2, п.1 ст.170], поэтому образуется постоянная разница, приво­дящая к появлению постоянного налогового обязательства: Дебет счета 99 «Прибыли и убытки», Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «На­лог на прибыль» 1630 руб. (8160 руб. • 20%).

ЗАО «Орелагроюг» по договору мены с торговой организацией обменивает принадлежащий ей товар 1 на товар 2, которые при­знаны равноценными. Право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторона­ми. Учет товара ЗАО «Орелагроюг» ведет по фактиче­ской себестоимости. Фактическая себестоимость поставленного товара 1 равна 302000 руб., обычная цена реализации данного то­вара составляет 503 000 руб. (в том числе НДС - 76 729 руб.). Дру­гой стороной на товар 2 выставлен счет-фактура, в котором ука­зана сумма НДС по товару - 69000 руб.

Операции по договору мены бухгалтерия ЗАО «Орелагроюг» отражает следующим образом.

1. Учтена фактическая себестоимость отгруженного по догово­ру мены товара 1: Дебет счета 45 «Товары отгруженные» Кредит счета 41 «Товары» 302000 руб.

2. Отражено оприходование товара 2: Дебет счета 41 «Товары», Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 426271 руб. (503000 руб. - 76729 руб.).