Файл: Совершенствование финансовых отношений в рамках реализации антикризисной стратегии развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

введение

Актуальность темы. Позиции государств в международных рыночных обменах различаются в зависимости от объема производства и национального дохода, а также от объема их национального капитала, которых определяет их положение в качестве международных кредиторов или должников.

Исследования закономерностей формирования всех этих связей и перспектив их развития показывает, что генеральной тенденцией развития мирового хозяйства является движение к созданию единого планетарного рынка капиталов, товаров и услуг. Одна из основных тенденций глобальной интернационализации проявляется в образовании обширных зон влияния той или иной державы или группы наиболее развитых стран. Эта страна или группа стран становятся своеобразными интеграционными центрами, вокруг которых группируются другие страны, образуя своеобразные материки в океане мирохозяйственных связей.

За последние годы значительно расширились межгосударственные финансовые, кредитные, расчетные и валютные отношения. Являясь одной из форм экономического, научно-технического и культурного сотрудничества между государствами, эти отношения вместе с тем имеют специфические особенности. Учет этих особенностей позволяет объединить указанные отношения в одну группу международных финансовых отношений.

Объект исследования – международные финансовые отношения.

Предмет исследования - антикризисной стратегии развития.

Цель работы – изучить направления совершенствования финансовых отношений в рамках реализации антикризисной стратегии развития.

В процессе реализации цели необходимо решить следующие задачи.

-изучить особенности современных международных финансовых отношений;

-исследовать российский и зарубежный опыт формирования антикризисных стратегий развития.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Зарубежный опыт совершенствования финансовых отношений в рамках реализации антикризисной стратегии развития


1.1. Опыт США в формировании государственной антикризисной стратегии

В процессе развития рыночной экономики неминуемо возникают кризисы экономической системы. Для предупреждения негативных проявлений кризиса реализуется специальная диагностика, а также осуществляется система мер, способствующих предотвращению и преодолению кризисных ситуаций. В теории и практике они получили название антикризисного управления. Страны с развитой рыночной экономикой накопили большой опыт антикризисного управления на всех уровнях экономических отношений. Механизм антикризисного управления за рубежом постоянно развивается и совершенствуется, накапливаются новые знания и практические методы кризисного менеджмента. [11.C.12]

В 2008 году в мире начался финансово-экономический кризис, который проявился в виде сильного снижения основных экономических показателей в большинстве стран с развитой экономикой, впоследствии переросшего в глобальную рецессию (замедление) экономики. Возникновение кризиса связывают с рядом факторов: общей цикличностью экономического развития; перегревом кредитного рынка и явившегося его следствием ипотечного кризиса; высокими ценами на сырьевые товары (в том числе, нефть); перегревом фондового рынка. Предшественником финансово-экономического кризиса 2008 года был ипотечный кризис в США, который в начале 2007 года затронул высокорисковые ипотечные кредиты. Именно поэтому анализ антикризисного управления, проводимого в развитых странах, необходимо начать рассматривать с США. США остаются экономической державой номер один, и состояние американской хозяйственной системы оказывает серьезное влияние на глобальную экономику в целом [1.C.11 ]. Экономическая политика американской администрации во время кризиса может послужить образцом для многих стран. [3.C.77]

Финансово-экономический кризис в США был предопределен финансовыми пузырями, образованными операциями с ценными бумагами и ипотечными кредитами в период 2002-2005 гг. Банки и другие финансовые учреждение выдавали ссуды гражданам США, имеющим плохую кредитную историю на покупку дома за очень низкую цену в надежде хорошо заработать на их перепродаже. [2.C. 41] Но начиная с конца 2006 г. цены на рынке жилья рухнули, «пузыри» лопнули вместе с надеждой на получение незаработанной прибыли. Подсчитано, что более 12 млн. владельцев домов оказались не в состоянии выплачивать полученные на их приобретение ссуды. Все это привело к тому, что банки, слишком увлекавшиеся до кризиса ипотечным кредитованием, начали банкротиться один за другим. Кризис затронул инвестиционные фонды таких крупнейших финансовых компаний, вложивших средства в ипотечные облигации, как Bear Stearns, Goldman Sachs, BNP Paribas. [5.C.167] На краю банкротства оказались две крупнейшие компании «Fannie Mae» и «Freddie Мас», на долю которых приходилось 44% объема ипотечного рынка. Затем обанкротились такие столпы финансово-банковской системы, как знаменитые Lehman Brothers (существует около 160 лет) и Merrill Fynch (более 100 лет), входившие в первую пятерку ведущих инвестиционных банков. [4.C.48]


Постепенно кризис затронул всю банковскую систему Америки, включая один из самых крупнейших в мире банков - Citygroup и др. Всего в период кризиса в США обанкротилось около 400 финансово-банковских учреждений. Потрясения в банковской сфере сопровождались подрывом доверия кредиторов и клиентов, возрастанием кредитных рисков и экономических трудностей. Из сферы банковского кредитования кризис перекинулся в сферу производства: рыночное предложение превысило спрос, который стал сокращаться, ситуация осложнялась массовыми увольнениями в автомобильной промышленности США. В критическом положении оказались гиганты автопрома: General Motors, Ford, Chrysler. [7.C.90] Постепенно кризис распространился и на другие отрасли экономики, банкротства фирм захлестнули страну, что привело к значительному росту числа безработных. Раскручивание данной спирали и привело к тому, что финансовый кризис перерос в экономический кризис, а вернее - в финансово-экономический кризис. [6.C.32]

В сложившихся условиях основной целью антикризисной политики США явилось стимулирование рыночного спроса и оказание мощной помощи крупнейшим банкам и корпорациям, которые своей безответственной политикой способствовали появлению кризиса. В ответ на серию банкротств крупных финансовых структур правительство США разработало акт о чрезвычайной экономической стабилизации, (Emergency Economic Stabilization Actof 2008), более известный как «план Полсона». Он был принят конгрессом после обсуждений и многочисленных поправок и предполагал предоставление Федеральной резервной системой США займов банкам в размере 700 млрд. долларов США [7.C.89].

В соответствии с этим планом, крупная финансовая помощь была оказана Fannie Mae и Freddie Mac- они были частично национализированы от неминуемого банкротства. В частности, им были предоставлены многомиллиардные заемные средства ФРС США. При этом их страховые гарантии перешли под государственный контроль с тем, чтобы обезопасить клиентов. Банки Morgan Stanley и Goldman Sachs сменили свой статус, превратившись в обычные банки (с государственным контролем в обмен на льготные займы и гарантии их обязательств). Крупнейшей в мире банковской группе Citygroup также были предоставлены льготные кредиты в размере 20 млрд. долл. и гарантированы обязательства на сумму в 308 млрд. долл. в обмен на долю акций, перешедших в собственность государства. Похожая участь коснулась и остальных банков. По сути, все они также подверглись национализации. [6.C.54]

Таким образом, банки получили «свежие» деньги, в которых так нуждались в разгар кризиса. Конечно, это далеко не всех из них спасло от разорения, однако крупнейшие в истории США банковские крахи 2008 года не спровоцировали банковской паники. В рамках данной программы также была оказана поддержка двум из трех крупнейших автопроизводителей страны, GM и Chrysler, компании получили кредиты на 13,4 млрд. и 4 млрд. долл. соответственно. Следует отметить, что целиком потерять некоторые традиционные отрасли, такие как автомобилестроение, правительство США просто не могло себе позволить. Кроме того, «GM» это не только автомобильный концерн, но и производитель военной техники.


Дальнейшее антикризисное управление было продолжено правительством Б. Обамы. Программа антикризисных мер США, подписанная в феврале 2009 г. президентом Б. Обамой, имело название «План американского восстановления и реинвестирования» (American Recoveryand Reinvestment Ас^.Данный план заключается в комбинации двух методов: сокращения налогов и масштабных бюджетных инвестиций в экономику. На реализацию поставленных целей было направлено 787 млрд. долл. (Таблица 1). [8.C.67]

Таблица 1. Программа антикризисных мер США (American Recoveryand Reinvestment Act)

Направление

Млрд. долл.

Доля

Облегчение налоговой нагрузки

288

37%

Налоговые освобождения штатов и местных органов власти

144

18%

Инфраструктура и наука

111

14%

Социальная защита

81

10%

Здравоохранение

59

7%

Образование

53

7%

Энергетика

43

5%

Прочее

8

1%

Итого:

787

100%

По данным таблицы, ясно видно, что основной объем средств был направлен на стимулирование потребительского спроса путем снижения налоговой нагрузки и предоставления налоговых льгот (следует отметить, что налоговые льготы не коснулись богатых слоев населения (чьи доходы превышают 250 тыс. долл.)). Кроме того, значительные средства были направлены на развитие науки и инфраструктуры, поскольку именно инновации являются двигающей силой современной экономики. Также существенные средства были выделены на социальную защиту населения от кризисных явлений. [6.C.65]

Кроме того, в сложившейся ситуации администрация Обамы, совместно с ФРС США предприняла в декабре 2008 г. шаги по снижению ставки рефинансирования до рекордно низкого уровня в 0-0,25% в целях обеспечения необходимых монетарных условий для вывода экономики из состояния рецессии. Страна переживала период резкого снижения объема внутренних инвестиций, уровня сбережений населения, сокращения потребительских расходов ввиду обострения проблемы занятости и низких темпов роста доходов населения. Несмотря на некоторое оживление деловой активности и рост потребительских расходов населения, эта мера ожидаемых результатов не принесла. Тем не менее, ФРС США продолжала удерживать ставку в пределах 0-0,25% до конца 2015 года [3].

Так как ставка рефинансирования оказалась очень близка к нулю, то ФРС не могла дальше понижать её и возникла так называемая ловушка ликвидности. Поэтому в качестве другого инструмента изменения количества денег в экономике ФРС начала применять операции на открытом рынке, покупая или продавая краткосрочные государственные облигации у банков и других финансовых организаций. Когда ЦБ выплачивает или получает деньги за эти облигации, он изменяет количество денег в экономике и одновременно меняет доходность краткосрочных государственных облигаций, которая определяет межбанковские ставки. Чтобы осуществлять операции на открытом рынке без ссылки на эти ставки специально для ФРС США была разработана программа количественного смягчения (Quantitativeeasing - QE) [4].


Суть количественного смягчения заключается во впрыске в экономику дополнительных денег за счёт выкупа неликвидных ценных бумаг. Количественное смягчение оказывает существенное влияние на денежную массу, увеличивая её предложение с целью увеличения конечного потребления. В рамках первого этапа количественного смягчения в течение 2009 года ФРС выкупила ипотечных бумаг на $1,4 трлн. и казначейских облигаций на $300 млрд. Данная программа имела целью спасти крупные корпорации, банки и частные предприятия путем выкупа их обесценившихся долгов. Вторым этапом количественного смягчения было предусмотрено вливание в экономику ещё $0,6 трлн. по $75 млрд. ежемесячно. Программа продолжалась с ноября 2010 г. по июнь 2011 г. Кроме того, QE2 предполагало реинвестирование $300 млрд. первой программы. Третий этап начался в сентябре 2012 году и продлился до конца октября 2014 года. В рамках его было куплено бумаг на $1,14 трлн. [9.C.76]

Изначально ФРС покупала ипотечные облигации на $40 млрд. в месяц и казначейские облигации на $45 млрд. в месяц. В течение всего 2014 года ФРС стала постепенно сокращать объемы закупок, окончательно прекратив их 29 октября 2014 года. Если рассматривать период 2009-2013 гг., то в течение 36 месяцев из 60 действовала программа количественного смягчения. Менее всего программа количественного смягчения проводилась в 2010 и 2012 годах.

Таким образом, количественное смягчение и другие меры, применённые ФРС и правительством США для выхода из кризиса, существенным образом изменили традициям денежно-кредитной политики.

Беспрецедентное увеличение денежной массы и рекордно низкая ключевая ставка тому пример. Такая мягкая денежно-кредитная политика не могла не отразиться на макроэкономических показателях. Проведем анализ изменения основных макроэкономических показателей. Динамика ВВП США в миллиардах $ за 2007-2015 гг. представлена на рисунке 1.

Рисунок. 1. Динамика ВВП США за 2007-2015 гг. Составлено по данным International Monetary Fund [6]

Как видно из диаграммы, в 2009 году произошло снижение ВВП из-за последствий кризиса, но в целом темпы роста восстановились полностью. Именно в конце 2008 года ФРС понизила ставку рефинансирования до 0,25%, а в начале 2009 года началась первая фаза количественного смягчения (QE1). В результате ВВП непрерывно росло. [12.C.77]

Инфляцию в макроэкономических показателях отражает индекс потребительских цен (CPI) (см. рисунок 2).

Рисунок 2. Динамика индекса потребительских цен в США за 2006-2015 гг. Составлено по данным World Bank [10.C.65]