Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Правовое регулирование франчайзинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что в условиях рыночной конкуренции, насыщения рынка субъектами предпринимательской деятельности, вновь появившийся бизнес не всегда может завоевать себе место под солнцем. Ему, новому бизнесу, человеку, который хочет стать предпринимателем нужна реальная помощь. И эта помощь существует. Франчайзинг – это вариант предпринимательства под опекой крупного, уже состоявшегося партнера. Достаточно новый, но активно развивающийся сектор экономики.

Однако для многих экономистов и предпринимателей понятие франчайзинга, из-за его новизны, не достаточно хорошо понятно. Этим современным инструментом не всегда успешно пользуются или не пользуются вовсе. В своей работе нам хотелось бы рассмотреть и систематизировать знания о франчайзинге, с тем, чтобы активно им пользоваться.

Степень научной разработанности проблемы. Можно выделить общетеоретические и специализированные исследования в области франчайзинга. Основные труды о франчайзинге представлены работами отечественных авторов, таких как: Ю.К. Баженов, В.В. Довгань, С.М. Ильченко, Я.В. Круковский, А.З. Майлер, В.В. Масленников, И.В. Рыкова.

Практика функционирования франчайзинговых сетей нашла отражение в работах зарубежных ученых, представляющих в основном американскую и немецкую школы, таких как B. Бойтин, Р. Бонд, М. Вудров, Д.Б. Кляйн, С. Кузович, Д. Макхью, C. Макхью, P.E. Мартин, М. Мендельсон, У. Никелс, Дж.Ф. Пребле, Д. Стэнворт, Б. Смит, Ю. Тагер, Г. Дж. Филдинг, P.C. Хоффман.

Предмет исследования – история, экономическая сущность, формы и виды, правовое поле существования и использования франчайзинга.

Целью исследования является выявление роли и места франчайзинга в современной экономической жизни России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить историю, понять сущность, разобраться в формах т методах франчайзинга;

- изучить правовое регулирование франчайзинга;

- выявить и недостатки франчайзинга;

- определить проблемы франчайзинга в России и пути их решения;

- наметить перспективы развития и совершенствования франчайзинга в России.

Основными методами исследования явились: системный подход, анализ и синтез, научный анализ и др.

Теоретическую основу исследования составили работы отечественных ученых-экономистов по проблемам франчайзинга, таких как: А.Ф. Багдасарян, Е.В. Гелашвили, В. Колесников, Е. Лысенко и др.

Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников.


Глава 1. Теоретические основы франчайзинга

1.1 История франчайзинга

Термин «франчайзинг» образован от английского «franchising» - право, привилегия, который, в свою очередь, образован от французского «franchise» - льгота, привилегия. «Привилегия» (от лат. privilegium) означает исключительное право, преимущество. В Оксфордском словаре английского языка «franchising» определяется как «все права и свободы епископатов, пожалованные королевской короной», a «franchises» - «ярмарки, рынки и другие места, отведенные для торговли» [18].

Прототипом современной системы франчайзинга принято считать систему продаж и обслуживания швейных машин Зингера. Основатель всемирно известной компании «Singer Sewing machine company» Исаак Зингер стал родоначальником современного франчайзинга. Начиная с 1851 года, фирма Зингера заключала с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы, договором передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определенной территории США [6].

Возникла необходимость организации полноценного сервиса. Создание сервисной системы на такой огромной территории оказалось достаточно сложным и дорогим делом. Чтобы решить эту проблему Исаак Зингер стал заключать договоры с независимыми предпринимателями и компаниями, по которым они получали исключительное право на торговлю продукцией «Singer Sewing machine company» на определенной территории и были обязаны предоставлять сервис конечным покупателям [3].

Первые франчайзинговые договоры, по своей сути и были дистрибьюторскими соглашениями, подразумевающие не только непосредственные продажи, но и дополнительные обязанности дилера: производить обслуживание, ремонт и оказывать сопутствующие сервисные услуги.

Современный франчайзинг испытал настоящий подъем в 1898, когда компания «Дженерал моторс» начала применять франчайзинговое дилерство. Чтобы стать дилером этой компании фирмам необходимо было вложить собственные средства в подтверждение своего серьезного отношения к делу. Также, по договору, дилеры могли торговать машинами только компании «General Motors», были обязаны обеспечивать высокий уровень обслуживания и поддерживать имидж франчайзера [10].


В 1920-х годах в США начал развиваться стандартный товарный франчайзинг. По принципу франчайзинга начали строить свои взаимоотношения с владельцами розничных магазинов крупные оптовые поставщики. Оптовый продавец (или франчайзер) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительно многочисленные скидки, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость.

После кризиса в экономике США 1930 года франчайзинг начали осваивать нефтеперерабатывающие компании. Так появились первые сетевые бензоколонки, принадлежавшие независимым франчайзи. Как правило, заправочные станции передавались мелким местным предпринимателям на условиях аренды.

Классический товарный франчайзинг, распределяющий в системе франчайзер - франчайзер товары, и услуги начал видоизменяться только в 50-х годах прошлого века.

В 1958 году появилась франшиза Baskin Robbins. Перед компаньонами, двоюродными братьями Бертом Баскиным и Ирвом Роббинсом, создателями нового формата заведения кафе-мороженое стояла задача повысить доходность предприятия [10]. Они столкнулись с тем, что наемные управляющие не могли управлять кафе также эффективно, как это сделали бы сами братья, то есть хозяева. И тогда Баскин и Робинс приняли решение продавать кафе франчайзи, а самим заниматься производством. Идея сработала. Новые хозяева сами стали заботиться о доходах предприятия. В настоящее время сеть Baskin Robbins насчитывает более 6000 кафе в 35 странах мира.

В последующие годы франчайзинг бурно развивался в США и странах Европы. Не обошлось и без неприятных моментов. Появлялись мошеннические схемы, по которым продавались «дутые» франшизы.

На сегодняшний день доля франчайзинговых предприятий в США составляет более 40% от общего товарооборота. В странах Европы этот показатель составляет от 5 до 30% [8]. На первом месте по распространению франчайзинга в Европе находится Франция, на втором – Германия и на третьем – Великобритания.

Первый иностранный франчайзер, начавший работать в нашей стране была компания PepsiСo. Это произошло в 1980 годах, еще в Советском Союзе. В 1993 году было открыто первое франшизное предприятие Baskin Robbins [4].

Первой российской франшизой считается компания «Дока» Владимира Довганя.

1.2 Сущность, формы и виды франчайзинга


Как и всякий бизнес-процесс франчайзинг имеет определенный механизм или сущность. В основе чего лежит коммерческое взаимодействие, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату право на определённый вид бизнеса, используя разработанные правила его ведения.

Удобства франчайзинга, его преимущества, о которых мы написали выше, позволили этому бизнес-процессу получить очень широкое распространение в экономике. Это позволяет выделить его наиболее распространенные формы и виды.

Франчайзинговые системы можно поделить по многим критериям. Рассмотрим наиболее популярную классификацию [15].

1. Согласно продукту, который реализуется через франчайзинговую систему (вида деятельности), франчайзинг бывает: торговый, сервисный, производственный, смешанный.

2. Согласно ноу-хау франчайзера: франчайзинг дистрибуции продукта, франчайзинг бизнес-формата.

3. Согласно организации системы: прямой франчайзинг, развитие территории, субфранчайзинг, мастер-франчайзинг.

Торговый франчайзинг представляет собой продажу товаров, производимых франчайзером. Он также предоставляет право использовать разработанную методику продаж и товарный знак, при этом осуществляется поддержка в оформлении торговой точки, выборе ассортимента, обучении персонала.

Сервисный франчайзинг относится к сфере услуг. Франчайзи покупает право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой франчайзера. Он становится своеобразным филиалом и представителем солидной фирмы. Ему вручается, как правило, пакет из нескольких запатентованных прав, при этом он обязан вкладываться в рекламную деятельность по продвижению продукции. Именно по такой схеме в разных регионах открываются сети туристических фирм, кофеен, бистро.

Производственный франчайзинг является наиболее эффективной организацией производства определенного вида продукции, например таких напитков как кока-кола, фанта, спрайт. Фирма, обладающая секретом производства и запатентованной технологией изготовления, обеспечивает франчайзи сырьем и передает права на использование своей технологии. Наиболее ярким представителем, использующим систему производственного франчайзинга, является компания Кoca-Кola.

Смешанный франчайзинг – сочетает в себе признаки предыдущих видов. Франчайзер может быть производителем товара, а франчайзи занимается реализацией его товара через свою франчайзинговую точку и одновременно предоставляет услуги, связанные с использованием этой продукции.


Франчайзинг дистрибуции продукта характеризуется тем, что франчайзер делает ставку на интенсивное количественное развитие франчайзинговой сети, то есть увеличение территории сбыта своего товара. Франчайзи имеет право на продажу ассортимента товаров или предоставления перечня услуг под торговой маркой франчайзера.

Франчайзинг бизнес-формата является наиболее комплексным. Франчайзер передает франчайзи товарный знак, технологию ведения бизнеса, свои конкурентные преимущества и оказывает поддержку на всем протяжении действия договора [5]. При этом ведение бизнеса осуществляется по единой методологии. Франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и становится частью общей корпоративной системы.

Прямой франчайзинг является самым простым и наиболее распространенным методом развития сети. Договор на открытие одной точки заключается непосредственно между франчайзером и франчайзи. Контроль, поддержка, предоставление сопутствующих услуг и прочее описанное в договоре выполняется самим франчайзером.

Развитие территории – при данном виде франчайзер предоставляет право на открытие определенного количества франчайзинговых точек на оговоренной территории в установленные сроки. Обычно привлекаются суб-франчайзи, которые уже имеют право работать под торговой маркой франчайзера [12].

Субфранчайзинг отличается тем, что франчайзер вместе с заключением договора предоставляет франчайзи часть своих прав, например, право продажи франшизы третьим лицам. Передача прав также свидетельствует о переходе ответственности за развитие территории франчайзи.

Мастер-франчайзинг подразумевает полное делегирование своих полномочий. Франчайзи получает практически такие же права и обязанности как и франчайзер [2]. Он получает полное право создавать предприятия и продавать франшизу третьим лицам. Обычно этот вид франчайзинга имеет очень крупные масштабы – территорией развития может быть целая страна или сразу несколько стран.

Среди выделенных видов франчайзинга наиболее медленному освоению рынка соответствует прямой франчайзинг, наиболее агрессивными методами завоевания рынка, считаются субфранчайзинг и мастер франчайзинг.

Таким образом, в процессе проведенного анализа, нами выявлено, что развитие производственных отношений, поиск инноваций в конкурентной борьбе около 100 лет назад вызвал к жизни новые способы межфирменных отношений, при которых успешная развивающаяся фирма (франчайзер) за определенную плату передавала часть своего опыта и функций желающему (франчайзи) заниматься подобной деятельность. Несколько позже указанный бизнес-процесс получил название – франчайзинг [9].