Файл: Факторы и принципы влияющие на организационную культуру.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вся внутриорганизационная структура управления является не чем иным, как ответом организации на различные по своей природе факторы влияния со стороны внешней среды. Постоянная смена условий среды, в которой действует организация, заставляет ее менеджмент прежде заботиться о гибкости и адаптированности внутриорганизационных структур управления. В связи с этим существенно возрастает роль компетентного руководителя-предпринимателя и значение человеческого потенциала организации.

В основе современного подхода к управлению лежит концепция предприятия как социально-рыночной системы. В процессе внутриорганизационного разделения труда произошло отделение управленческой деятельности от неуправленческой, вследствие чего возникла потребность в профессии руководителя и определении круга его обязанностей и ответственности. Когда руководство является существенным компонентом эффективного управления, руководители не всегда являются эффективными управляющими, для осуществления эффективного руководства необходимо знать особенности управленческой деятельности.

Анализ управленческой работы сводится к объяснению того, чем занимается руководитель в организации или ее подразделении, которые ему подчинены. Кроме того, многие аспекты управленческой деятельности являются общими для всех руководителей во всех организациях, тоже подтверждает целесообразность рассмотрения проблем руководства, начиная именно с управленческих.

Управление производством - это сложный, целенаправленный, непрерывный социально-экономический и организационно-технический процесс воздействия субъекта управления на конкретный объект, осуществляемый по определенной технологии, с помощью системы методов и технических средств с целью достижения объектом заданных параметров и состояния.

Механизм управления представляет собой совокупность конкретных отношений между людьми, предприятиями, органами управления, в основе которых лежит воздействие субъекта на объект управления. Эти отношения складываются из различных организационных, информационных связей, взаимодействия различных элементов, звеньев субъекта управления. Они возникают внутри субъекта управления, между субъектом и объектом, а также между органами управления различных уровней. Поэтому руководитель должен хорошо знать как личные интересы и цели подчиненных ему работников, так и задачи, стоящие в целом перед коллективом для того, чтобы соответствующим образом направлять их в единое русло.


В конкретной управленческой деятельности управления деятельностью организации и управления людьми выступают как единый взаимосвязанный процесс. Содержание руководства как управленческой деятельности руководителя имеет общий характер, поэтому оно и является предметом научного исследования.

Руководство организацией является существенным компонентом эффективности ее управления. В процессе развития объекта и субъекта управления понимания содержания понятия руководства существенно изменилось. Результатом этих изменений является новая философия менеджмента, в центре которой находятся согласие и взаимоподдержка, а не отношения господства и подчинения.

В соответствии с данной концепцией основными факторами руководства современной организацией являются:

  • поддержка подчиненных, направленная на воспитание у них чувства собственного достоинства;
  • гармонизация эффективных связей между персоналом фирмы;
  • акцент на достижении групповой цели и совершенства в работе;
  • содействие эффективной работе коллектива с помощью программ, координации и планирования;
  • обеспечение необходимыми ресурсами. [2, с. 194]

Роль руководителя-менеджера можно охарактеризовать следующей последовательностью действий:

  • определение цели деятельности;
  • разработка стратегии и тактики достижения этой цели;
  • установление конкретных задач;
  • разработка и выбор эффективных методов управления;
  • организация и контроль за главными направлениями деятельности и развитием фирмы;
  • анализ и оценка эффективности принимаемых решений, результатов выполнения их;
  • набор и расстановка руководителей подразделений фирмы и аппарата управления;
  • анализ проблем, благоприятных возможностей для развития и их влияния на деятельность фирмы.

2.2 Управление деятельностью организации

Через систему управления руководители стремятся влиять на процесс достижения поставленной цели на этапах планирования, исполнения и контроля за результатами выполнения. Весь организационный цикл процесса управления направлен на реализацию системы функций менеджмента предприятия с целью достижения запланированных результатов деятельности.

Производя модель цикла управления для конкретных условий предпринимательской деятельности необходимо принимать во внимание управленческие действия, которые являются определяющими в деятельности менеджера. Цикл управления включает распределение конкретных задач на технологических стадиях, производственных участках и рабочих местах и установление календарных сроков и графиков работы. Далее осуществляются разнообразные операции, связанные с организацией труда, инструктажем и текущим руководством процессом выполнения соответствующих задач, а также с расстановкой исполнителей на рабочие места, их обучением, стимулированием. Сюда входит и широкий комплекс организационных процедур по обеспечению бесперебойной работы, начиная с получения необходимых материалов, инструментов и заканчивая контролем графиков и качества работы во всех производственных звеньях.


Функциональный подход к содержанию процесса управления, кроме подготовки и организации производства, включает различные группы операций по производству, финансированию и статистическому учету, по контролю за хозяйственной деятельностью, анализом сбыта продукции и т.п.. [3, с. 204]

Итак, логика взаимодействия функций управления производством основывается на последовательности операций во времени и пространстве, когда функции как бы продолжают друг друга в виде последовательных этапов управленческой деятельности. В реальной предпринимательской деятельности данные функции постоянно переплетаются, сочетаются в деятельности менеджера, составляя единый управленческий цикл.

Процесс управления, осуществляемый менеджером производства, имеет циклический, непрерывный характер и протекает во времени и в пространстве. По времени он может длиться от нескольких минут до нескольких месяцев и даже лет. Пространственные характеристики процесса управления могут охватывать от рабочего места подразделения предприятия в отрасли в целом. Таким образом, цикл управления характеризуется двумя видами измерений: время цикла и пространственные рамки цикла.

Продолжительность цикла управления состоит из времени на сбор, передачу и обработку информации; разработки и принятия решений; организацию выполнения решений. В управленческой деятельности менеджер постоянно стремится сократить время на выполнение всех без исключения операций, упростить организационные и документальные процедуры, использовать новейшие технические средства.

Деятельность менеджера по технологии прохождения каждого этапа управления условно можно разделить на три основные обеспечивающие цикла:

  • информационный цикл - поиск, сбор, передача, обработка, сохранение научно-технической, экономической, учетной и другой информации;
  • логико-мыслительный цикл - разработка и принятие управленческих решений: исследование, разработка, расчеты, прогнозы, принятие решений;
  • организационный цикл - организационное воздействие на объект управления для реализации решений: подбор и расстановка кадров, доведение задач до исполнителей, диспетчеризация, координация, контроль, выполнение и др..

Результативность управления организацией зависит от того, насколько хорошо выполняются этапы цикла управления. Управленческая деятельность, направленная на достижение определенного конечного результата, накладывает на менеджера больше обязанностей, чем предусмотрено циклом управления.


Содержание работы руководителя определяется функциональными потребностями организации с учетом возможностей и потребностей персонала..

Управление предпринимательской структурой включает:

  • управление деятельностью;
  • управления людьми;
  • управления связями вне организации;
  • дальнейшее совершенствование всей управленческой деятельности. [8, с. 119]

Будущая неопределенность внутренних и внешних условий предпринимательской деятельности побуждает менеджеров постоянно углублять и расширять знания теории и практики управления. Если раньше руководство возлагалось на силу власти и издание приказов, то теперь оно действует на основе согласия и сотрудничества работников под началом руководителя.

Практика хозяйствования свидетельствует, что руководитель должен постоянно адаптировать, рационализировать и переориентировать организацию в соответствии с требованиями внешних условий. Руководство - это комбинация убеждения, принуждения и примера. Другими словами, руководство - это способность направлять энтузиазм подчиненных на достижение поставленной цели. Без руководства любая организация является не чем иным, как толпой людей и машин. Действенность руководства проявляется в способности убеждать других находить эффективные решения поставленных задач. Это определенный человеческий фактор, объединяющий трудовой коллектив в единое целое, который мотивирует его к достижению текущей и долгосрочной цели.

Соответственно руководитель - это лицо, которое направляет других людей и управляет ими в их совместной деятельности, направленной на достижение поставленной цели.

2.3 Управление людьми

Одним из основных инструментов современного руководства выступает налаживание эффективных связей между работниками. Руководитель должен тонко реагировать на настроения и мысли, которые возникают в трудовом коллективе, он должен в совершенстве обладать способностью убеждать и добиваться поддержки своих решений и избранного им курса со стороны подчиненных, коллег, высшего руководства, контрагентов.

Современное руководство действует, исходя из необходимости изменений в организации. Конечный успех этих изменений можно обеспечить, лишь учитывая структуру потребностей, ее специфику, динамику. Налаживание связей выступает средством, с помощью которого руководитель-менеджер может знать и воспринимать разные мнения, способствующие выработке нового курса.


Итак, решающее значение для руководства имеют эффективные связи и способность побуждать людей к действию.

Характерные черты современного руководителя по сравнению с его предшественниками такие:

  • ориентация на людей. Больше времени посвящает взаимодействию с людьми и меньше времени проводит в офисе, разрабатывая невероятные планы;
  • отношение к выполнению. Наряду с ориентацией на людей делает упор на выполнении. Выполнение требует сочетания специальных навыков и знаний в области управления с практическим использованием их для направления персонала на выполнение задач;
  • дух соперничества. Современный руководитель должен уметь добиваться успеха в условиях острой конкуренции. Давление, которое создает международная конкуренция, меняет формулу успеха руководителя. Не трудовой стаж или образование, а лишь умение оправдывать ожидания высшего руководства является решающим фактором в деятельности современного менеджера;
  • внешняя перспектива. Управленческое мастерство должно быть направлено на любого, кто имеет отношение к успеху;
  • ориентация на системы. Сложность современных отношений требует, чтобы руководитель стал специалистом в области управления системами;
  • прагматизм, гибкость и способность иметь дело с неопределенностью. Стремление к разработке чистых принципов, которые могут привести руководителя к успеху, не имеет смысла. Успешному руководителю свойственна гибкость в принятии решений, они понимают, когда важно не следовать тому, что уже было в прошлом сделано;
  • ориентация на будущее. Тем, кто находится на более низком уровне корпоративного управления, как правило, необходима перспектива в пределах нескольких месяцев. Высшее руководство должно предусмотреть будущее по крайней мере на десятилетие.

Основные факторы, которые способствуют эффективному руководству организацией, следующие:

  • поддержка. Поведение внушает подчиненному чувство собственной значимости;
  • гармонизация отношений. Поведение, поощряет членов коллектива к развитию тесных, устраивающих всех, взаимоотношений;
  • акцент на достижении цели. Поведение, стимулирует энтузиазм в достижении групповой цели или совершенства в работе;
  • содействие работе. Поведение, способствующее достижению цели с помощью программ, координации и планирования, а также обеспечение необходимыми ресурсами - инструментами, материалами, техническими средствами. [4, с. 421]

Форма и масштабы этих факторов зависят от того, какой стиль руководства выбирает управляющий. Выяснение содержания руководящей деятельности в предпринимательской организации предполагает исследование основ руководства, в частности лидерства, влияния и власти.