Файл: Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков (анализ системы налогообложения ПАО «Россельхозбанк»).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы налогообложения коммерческих банков
1.1. Коммерческий банк как субъект налоговых отношений
1.2. Особенности исчисления и уплаты налогов коммерческими банками
Глава 2. Анализ системы налогообложения ПАО «Россельхозбанк»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО «Россельхозбанк»
2.2. Анализ структуры и динамики налоговых платежей ПАО «Россельхозбанк»
Глава 3. Основные направления совершенствования системы налогообложения ПАО «Россельхозбанк»
По итогам анализа ПАО «Россельхозбанк», следует отметить, что банк является одним из ведущих банков России, одним из показателей надежности стал тот факт, что 100% акций РСХБ находятся в государственной собственности. Банк ведет умеренную политику на рынке ценных бумаг, об этом говорит отсутствие резкой динамики показателей, определяющих роль ценных бумаг в структуре баланса.
Основные нормативные показатели Россельхозбанка, находятся на допустимом уровне, так, например, показатель Н1, определяющий достаточность капитала, на 1 мая 2017 года составил 17%, что тоже в свою очередь указывает на стабильность банка.
Анализ доходов от операций с ценными бумагами, показал, что банк выбрал правильный путь, так как за период с 2016 г. по 2017 г. доходы банка возросли вдвое.
Таким образом, в рамках исследования проанализирована система налогообложения одного из крупнейших банков России - ПАО «Российский Сельскохозяйственный банк» (Россельхозбанк или РСХБ), лицензия Банка России № 3349 от 24.04.2000 г.
Начиная с года основания банк занимается выпуском акций и каждый год проводит эмиссию дополнительного выпуска.
При учреждении банка 24.04.2000 г. уставный капитал составлял 375 000 000 рублей, на сегодняшний день, благодаря эмиссии акций - 326 848 000 000 рублей, он состоит из 264 928 акций Банка, приобретенных акционерами, из них:
- 233 048 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 000 000 рублей каждая;
- 25 000 привилегированных именных акций банка номинальной стоимостью 1 000 000 рублей каждая;
- 6 880 привилегированных именных акций банка типа А номинальной стоимостью 10 000 000 рублей каждая.
Россельхозбанк, помимо акций, занимается эмиссией облигаций и собственных векселей.
Основную долю в налогах ПАО «Россельхозбанк» занимает НДС, а также налог на прибыль. Налоговые выплаты ПАО «Россельхозбанк» увеличились за 2015-2017 гг. на 65,39%, что связано с увеличением выпуска ценных бумаг.
Доходы РСХБ от операций с ценными бумагами за последний год значительно выросли, на это могли повлиять различные факторы, в том числе увеличение активных операций с ценными бумагами, которые были проанализированы ранее.
Банк ведет правильную политику на рынке ценных бумаг, ведь главная цель любого коммерческого банка - это получение прибыли, и Россельхозбанк очевидно достигает ее.
Глава 3. Основные направления совершенствования системы налогообложения ПАО «Россельхозбанк»
Определяя проблемы и особенности налогового регулирования банковской деятельности в ПАО «Россельхозбанк», следует отметить, что недостаточность раскрытия особенностей экономической сущности налогообложения результатов деятельности ПАО «Россельхозбанк» сдерживает развитие системы его налогообложения.
В теории налогов недостаточно обращается внимание на формулировку новых принципов, норм и правил перспективность развития системы налогообложения деятельности ПАО «Россельхозбанк» на основе приведения их в соответствие с законами динамически развивающихся экономических систем.
Изучение видов налоговых платежей, производимых ПАО «Россельхозбанк», показывает, что общеметодологические подходы к налогообложению его деятельности строятся на следующих положениях:
- банк как юридическое лицо должен уплачивать законно установленные налоги и сборы, исходя из признания принципов всеобщности и равенства налогообложения; при этом установление налогов опирается на принцип учета фактической способности налогоплательщика к уплате налога;
- механизм налогообложения формируется на принципах экономического обоснования: налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;
- механизм налогообложения реализуется на основе принципа обеспечения единства экономического пространства;
- механизм налогообложения основан на принципе индивидуальной ответственности, согласно которому никакое лицо (организация) не может взять на себя обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи за ПАО «Россельхозбанк»;
- механизм налогообложения должен функционировать на основе принципов полноты признаков налогообложения и определенности налогов; акты законодательства о налогах и сборах должны иметь четкие формулировки в отношении налогов и сборов, которые должен платить ПАО «Россельхозбанк»;
механизм налогообложения основан на принципах непротиворечивости и однозначности формулировок, поскольку все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика - ПАО «Россельхозбанк».
Анализ динамики платежей, осуществляемых ПАО «Россельхозбанк» в бюджеты, показал, что наибольшую долю среди уплачиваемых налогов занимает налог на прибыль, уплачиваемый в федеральный бюджет (таблица 3.1).
Таблица 3.1 – Налоговые платежи ПАО «Россельхозбанк» за 2015-2017 гг., тыс. руб.
Вид налоговых платежей |
2015 |
2016 |
2017 |
Налог на прибыль в федеральный бюджет |
249698,8305 |
268662,1 |
444351,306 |
Налог на прибыль в бюджет субъектов РФ |
1415639,492 |
1523149 |
2519199,853 |
НДС |
1498872,436 |
1612703 |
2667316,955 |
На имущество |
166465,887 |
179108 |
296234,204 |
Налог на операции с ценными бумагами |
66586,3548 |
71643,21 |
118493,6816 |
Одним из источников доходов ПАО «Россельхозбанк» выступают доходы от инновационной деятельности Банка. Данные доходы сбалансированы самим банком на основе внутренних и внешних социально-экономических условий, которые определяют направления развития инновационной деятельности Банка.
Усложнение экономических связей в рамках развития инновационного процесса в ПАО «Россельхозбанк» приводит к структурированию новых банковских и финансовых продуктов, которые формируют налоговую базу Банка. Структура банковских продуктов ПАО «Россельхозбанк», развивающих базу для целей налогообложения в зависимости от доходов, а также их динамика, представлены на рисунке 3.1.
Рис. 3.1. Банковские продукты ПАО «Россельхозбанк», тыс. руб.
В соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях отражение доходов и расходов предусматривается на основе использования метода «начисления», когда доходы и расходы, в том числе и доходы и расходы по инновационной деятельности, отражаются по факту совершения, а не тогда, когда уплачены денежные средства или эквиваленты.
На рисунке 3.2 представлена модель финансового управления доходами и расходами ПАО «Россельхозбанк» в целях определения проблемных зон налогообложения.
Финансовый механизм
Обременение платежами во внебюджетные фонды
Налогообложение, включая НО инновационной деятельности ПАО «Россельхозбанк»
Доходы ПАО «Россельхозбанк»
Доходы по процентным операциям
Доходы по операциям с ценными бумагами
Доходы от инновационных видов деятельности
Доходы от участия в капиталах кредитных и иных организаций
Доходы от операций с драгоценными металлами
Пассивы ПАО «Россельхозбанк»
Расходы ПАО «Россельхозбанк»
Расходы по процентным операциям
Расходы по операциям с ценными бумагами
Расходы от инновационных видов деятельности
Расходы от участия в капиталах кредитных и иных организаций
Расходы от операций с драгоценными металлами
Активы ПАО «Россельхозбанк»
Планирование Учет Контроль Анализ Регулирование
Финансовый мониторинг
Рис. 3.2. Модель финансового управления доходами и расходами ПАО «Россельхозбанк» в целях определения проблемных зон налогообложения
Следует обратить внимание на сделанный в модели акцент на обременение доходов и расходов ПАО «Россельхозбанк» налогами и иными платежами, в том числе включая и налогообложение инновационной деятельности анализируемого Банка.
Заключение
В рамках исследования определяется, что закрепление налогового мониторинга на законодательном уровне представляет собой переход налогоплательщиков, к которым относятся и коммерческие банки, а также государства на новый уровень взаимодействия, основу которого составляют доверительные отношения. Следует отметить, что процедура проведения налогового мониторинга на сегодняшний день разработана недостаточно, что предполагает необходимость проведения налогового контроля наряду с налоговым мониторингом. Данные процедуры будут способствовать повышению эффективности налогового администрирования в банке.
При рассмотрении налоговых систем ряда стран и при проведении анализа отклонения ставок по налогам в данных странах от ставок в РФ, следует прийти к выводу, что российские налоговые ставки ниже, чем в анализируемых странах.
Налоговая база дифференцируется по рассматриваемым налогам, тем не менее, налоговая нагрузка коммерческих банков в России ниже, чем в развитых странах. Следовательно, кредитные организации в России функционируют в более благоприятных условиях для ведения бизнеса. Тем не менее, российская система налогообложения банков имеет свои резервы и направления для совершенствования.
На банковскую деятельность со стороны налогового администрирования существуют три варианта воздействия: административное, законодательной и судебное.
Реализация административного воздействия возможна через систематизацию налогового контроля, через проведение налоговых проверок, а также через интерпретацию для налогоплательщиков основных норм налогового законодательства.
Например, кредитные организации могут столкнуться с повышением контроля над целевым использованием заемных ресурсов, которые выдаются как физическим, так и юридическим лицам. При этом банки должны формировать условия выгодности кредитов для предприятий, когда средства используются на расширение производственных мощностей, а также на увеличение количества рабочих мест.
С позиции кредитной организации, данная политика будет способствовать повышению процента возврата ссуд, а также ликвидации проблем, связанных с корректировкой налоговой базы по потерянным ссудам.
При использовании законодательного метода налоговые ставки могут изменяться, могут вводиться налоговые льготы, а также корректироваться налоговая база. В связи с этим необходимо формирование налоговой базы по налогу на прибыль коммерческих банков с тем, чтобы предоставить им возможности для развития, что окажет непосредственное влияние на развитие экономики страны в целом.
В рамках исследования анализируется система налогообложения одного из крупнейших банков России - ПАО «Российский Сельскохозяйственный банк» (Россельхозбанк или РСХБ), лицензия Банка России № 3349 от 24.04.2000 г.
Анализируемый в рамках исследования ПАО «Российский Сельскохозяйственный банк» перестал покупать ценные бумаги в портфель, оцениваемый по текущей справедливой стоимости (ТСС), так как на 01.01.2017 года объем этого портфеля равен 0,00.
Касательно портфеля, где учитываются вложения в ценные бумаги, удерживаемые до погашения, видно, что объем и доля в 2017 году стали меньше чем в предыдущие периоды. Продавать и переоценивать бумаги из этого портфеля нельзя, так что снижение объема ценных бумаг в этом портфеле происходит за счет погашения этих ценных бумаг.
Начиная с года основания банк занимается выпуском акций и каждый год проводит эмиссию дополнительного выпуска.
При учреждении банка 24.04.2000 г. уставный капитал составлял 375 000 000 рублей, на сегодняшний день, благодаря эмиссии акций - 326 848 000 000 рублей, он состоит из 264 928 акций Банка, приобретенных акционерами, из них:
233 048 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 000 000 рублей каждая;
25 000 привилегированных именных акций банка номинальной стоимостью 1 000 000 рублей каждая;
6 880 привилегированных именных акций банка типа А номинальной стоимостью 10 000 000 рублей каждая.
Россельхозбанк, помимо акций, занимается эмиссией облигаций и собственных векселей.
Основную долю в налогах ПАО «Россельхозбанк» занимает НДС, а также налог на прибыль. Налоговые выплаты ПАО «Россельхозбанк» увеличились за 2015-2017 гг. на 65,39%, что связано с увеличением выпуска ценных бумаг.