Файл: Основы построения рынка ценных бумаг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государство - эмитенты. Государство законодательно определят порядок эмиссии, обращения и учета ценных бумаг, систему налогообложения, контролирует выполнение законов участниками рынка и сбор налогов. Эмитент размещает свои ценные бумаги в соответствии с установленными правилами. Инвесторы есть неявными участниками отношений «государство - эмитенты», потому что действующее законодательство направлено на обеспечение прав инвесторов.

Государство - инвесторы. Государство устанавливает нормы, контролирует их выполнение и осуществляет сбор налогов. Инвесторы платят налоги, покупают и продают ценные бумаги и требуют от государства обеспечения своих прав.

Эмитенты - инвесторы. Эмитенты размещают свои ценные бумаги и используют собранные средства для развития бизнеса, имея при этом определенные обязательства перед инвесторами. Интересы эмитентов по развитию бизнеса и интересы инвесторов по получению дохода противоположные.[31]

Профессиональная деятельность на фондовом рынке - это предпринимательская деятельность по перераспределению финансовых ресурсов с помощью ценных бумаг и организационном, информационном, техническом, консультационном и другом обслуживании выпуска и обращения ценных бумаг.

Профессиональную деятельность, в том числе посредническую деятельность по выпуску и обращению ценных бумаг, осуществляют юридические лица исключительно на основании специальных разрешений (лицензий), выдаваемых в установленном действующим законодательством порядке.

Основные особенности создания и деятельности профессиональных участников, а также их признаки отражены в Законе о рынке ценных бумаг.

Основными институтами, которые осуществляют управленческую деятельность на фондовом рынке, выступают: фондовые биржи и торгово-информационные системы; депозитарно-клиринговая система; институт независимых регистраторов.

Фондовые биржи и торгово-информационные системы уже стали неотъемлемой частью рынка ценных бумаг. Эти структуры предназначены организовывать торговлю ценными бумагами.

Участниками фондового рынка являются также банки. Они имеют право выпускать, покупать, хранить ценные бумаги, проводить с ними другие операции, а также оказывать брокерские, консультационные и другие услуги. Банки охватывают весь спектр возможных операций с ценными бумагами как за собственный счет, так и по поручению клиентов.

На сегодня в России действуют 11 фондовых бирж. Но основной оборот приходится на 5 бирж: Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), Российская Торговая Система (РТС), Московская фондовая биржа (МФБ), Санкт-Петербургская валютная биржа (СПВБ), Фондовая биржа «Санкт-Петербург» (ФБ СПб).[32]


Фондовая биржа выполняет три основных функции: 1) посредническую - создает достаточные и всесторонние условия для торговли ценными бумагами эмитентам, инвесторам и финансовым посредникам; 2) индикативную - заключается в оценке стоимости и привлекательности ценных бумаг; 3) регулятивную - организация торговли ценными бумагами.

Благодаря биржевым торгам определяется реальная цена государственного имущества, которое приватизируется.

Биржевые торги, кроме привлеченных средств, существенно оживляют фондовый рынок России, стимулируя развитие внебиржевого обращения акций с участием профессиональных участников фондового рынка - торговцев ценными бумагами.[33]

2 Методы регулирования рынка ценных бумаг

2.1 Зарубежный опыт регулирования рынка ценных бумаг

В международной практике принято выделять две модели регулирования рынка ценных бумаг:

1. Регулировка рынка преимущественно является функцией государственных органов. Лишь небольшая часть полномочий по контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников рынков ценных бумаг. Такая система существует во Франции.

2. Передача максимально возможного объема полномочий саморегулирующимся организациям (объединениям профессиональных участников рынков ценных бумаг), при этом за государством сохраняются основные контрольные позиции. В данном случае значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а традициям, которые сложились, системе согласований и переговоров. Данная модель принята в Великобритании.[34]

Идея государственного регулирования фондового рынка зародилась еще в конце ХІХ века. В то время в странах, где рынки были достаточно высоко развиты, при министерствах финансов начали создаваться специальные подразделения, называемые департаментами, в функции которых входил контроль за рынком ценных бумаг. В 30-е годы ХХ века департаменты стали превращаться в отдельные структуры государственной власти.

Структура государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг, зависит от принятой модели рынка (банковской, небанковской) и степени централизации управления в стране и автономии регионов. В странах с федеративным устройством часть полномочий государства на рынке ценных бумаг принято передавать территориям. Государственные органы по регулированию рынка ценных бумаг могут функционировать на национальном, межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях.[35]


В странах с развитым рынком ценных бумаг в государственном регулировании фондового рынка принято выделять два подхода:

1) рестрикционное регулирование, представляющее собой систему взаимосвязанных методов по упорядочению процессов заключения сделок на основе обязательных правил и требований, при этом невыполнение последних влечет установленные меры ответственности.

2) стимулирующее государственное регулирование, в основу которого положены методы по активации определенных процессов на рынке ценных бумаг.

Рассмотрим некоторые подходы к организации государственного регулирования рынка ценных бумаг.

Североамериканская (США) национальная система регулирования фондового рынка считается наиболее развитой в мире. В ее основу положен рестрикционный подход к государственному регулированию. Особенностью данной системы является опор на самоорганизацию рынка ценных бумаг и органам государственного регулирования отведено минимум функций. Существующая сегодня американская система была создана в 1934 г. с принятием Закона о фондовых биржах. На основе этого закона Конгрессом США была создана Комиссия по ценным бумагам и биржам, которая является органом государственного надзора с ограниченными судебными полномочиями. Комиссия имеет исполнительные, квазиисполнительные и квазисудебные полномочия.[36]

Система регулирования фондового рынка США состоит из 3 уровней:

1. Законодательная власть - Конгресс. Контроль за индустрией ценных бумаг осуществляют Комитет по надзору за банками, Сенат и Комиссия по торговле Палаты Представителей.

2. Государственные исполнительные органы, в которые входят:

- Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам

- Комиссия по товарным фьючерсам

3. Саморегулируемые организации, состоящие из:

- Национальной ассоциации фондовых бирж,

- 8 бирж,

- Законодательный совет по муниципальным ценным бумагам,

- 15 клиринговых агентств,

- Корпорации защиты инвесторов в ценные бумаги, которая выполняет специфическую регулятивную функцию.[37]

В Великобритании сложилась иная практика государственного регулирования фондового рынка. Он регулируется различными государственными учреждениями. Так, Министерство финансов контролирует выполнение Закона о финансовых услугах, выполнение фондовой биржей своих функций в качестве официального учреждения, занимающегося листингом ценных бумаг. Банк Англии регулирует и контролирует рынок государственных облигаций, лицензирует деятельность депозитарных учреждений, а также совместно с Комиссией по ценным бумагам и фьючерсов лицензирует маркет-мейкеров, осуществляющих операции с государственными ценными бумагами. Совет по ценным бумагам и инвестициям - специальный орган, который наделен полномочиями по регулированию фондового рынка по решению Министерства финансов и постановлением британского парламента. [38]


Степень реализации защиты инвестора является критерием государственного регулирования рынка ценных бумаг в Германии. Еще с начала ХХ века полномочия государства используются с целью приведения биржевого дела согласно общественным интересам. В Германии государственный надзор является средством контроля, а не управление.

Система регулирования рынка ценных бумаг Германии состоит из 4 уровней:

1. Федеральные органы

2. Органы биржевого надзора федеральных земель

3. Комитеты по контролю на фондовых биржах

4. Управление внутреннего контроля коммерческих банков и других участников рынка.[39]

Традиционно регулирование фондового рынка в Германии было децентрализовано и осуществлялось специальными земельными органами. Надзор за соблюдением правил поведения на рынке ценных бумаг, контроль инсайдерской торговли, проверку соблюдения обязанностей по раскрытию информации и публикации материалов осуществляет Федеральное ведомство по надзору за торговлей ценными бумагами [15, 673].

Значение зарубежного опыта регулирования рынка ценных бумаг очень большое во всем мире, и этот опыт обязательно должен быть принят во внимание при разработке системы государственного регулирования российского фондового рынка.[40]

2.2 Решения проблем современного рынка ценных бумаг в России

Российский фондовый рынок имеет смешанную модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций выступают Центральный банк РФ и небанковские государственные органы во главе с ФСФР России, с одной стороны, и саморегулируемые ассоциации профессиональных участников РЦБ, с другой стороны. В России стихийно сложилась смешанная, полицентрическая модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие финансовые институты. Эта модель отличается от американской, где существуют серьезные ограничения по операциям с ценными бумагами (в частности, для коммерческих банков).[41]

Дальнейшее развитие фондового рынка зависит от конкретных мер государства в сфере развития финансовой системы. Эффективная реструктуризация финансовой системы, дальнейшее развитие фондового рынка исключительно на основе саморегуляции рыночных отношений невозможны. Это объясняется тем, что рыночные отношения в недавно образованных рынках еще полностью не сформировались. Поэтому темпы развития фондового рынка, его качественные аспекты, а также раскрытие его инвестиционного потенциала, зависят от конкретных мер государственной политики в сфере финансового сектора.[42]


Таким образом, будущее развитие фондового рынка невозможно без реформирования большинства составляющих рынка и устранения препятствий, мешающих этому развитию. Должна быть переосмыслена и существенно повышена роль фондового рынка в привлечении инвестиционных ресурсов и направления их на обновление производственного потенциала, создание условий для становления мощных институциональных инвесторов.

С целью качественной перестройки фондового рынка РФ и направление его на реализацию задач инвестиционно-инновационной сферы, политика государства должна быть сосредоточена на следующем: разъяснение потенциальных возможностей, налаживание тесного сотрудничества в рамках международных организаций с целью создания позитивного имиджа российского фондового рынка среди зарубежных и отечественных инвесторов; четкое определение прав и обязанностей эмитентов и инвесторов, повышение требований к корпоративному управлению, согласование законодательства в соответствии с международными нормами и современными требованиями развития капитала в РФ; либерализация валютного регулирования с целью доступа отечественных предприятий к международным рынкам капитала и упрощение доступа к внутреннему рынку зарубежных инвесторов; расширение количества финансовых инструментов, доступных для инвесторов, полноценное внедрение в оборот производных ценных бумаг; развитие национальной депозитарно-клиринговой системы, создание единого центрального депозитария корпоративных ценных бумаг, совершенствования учета прав собственности на ценные бумаги, внедрение международных стандартов учета прав собственности на ценные бумаги и развитие системы обращения ценных бумаг и деривативов, упрощение процедуры проведения расчетов по сделкам с ценными бумагами с участием нерезидентов; изменение механизма приватизации акций предприятий, находящихся в государственной собственности, с первоочередной продажей через организованную биржу небольших пакетов акций с целью оценки реальной рыночной стоимости предприятия и создания условий для роста его капитализации; разработка и внедрение нормативно-методического инструментария эмиссии частных инвестиционных ценных бумаг для розничной продажи индивидуальным инвесторам; согласование нормативной базы и регулирования рынка финансовых услуг в соответствии с мировыми стандартами; осуществление эмиссии государственных долговых ценных бумаг, в частности муниципального уровня, для розничной продажи, с целевым направлением средств на развитие; концентрация торговли ценными бумагами на организованном рынке, деятельность которого соответствует международным стандартам.[43]