Файл: Бухгалтерская отчетность организации: порядок ее составления и анализ (ООО «ЭЛЕГИЯ»).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты порядка составления и анализа показателей бухгалтерской отчетности
1.1 Общие требования к порядку составления бухгалтерской отчетности
1.2 Состав и содержание форм бухгалтерской отчетности
1.3 Аналитические возможности бухгалтерской отчетности
2. Порядок составления и анализ основных показателей бухгалтерской отчетности ООО «ЭЛЕГИЯ»
2.2 Этапы составления бухгалтерской отчетности
2.3 Анализ основных показателей ООО «ЭЛЕГИЯ»
2.3.1 Анализ бухгалтерского баланса ООО «ЭЛЕГИЯ»
2.2 Этапы составления бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская отчетность состоит из следующих этапов:
- Инвентаризация имущества – важный элемент бухгалтерской отчетности;
- Закрытие счетов в ООО «ЭЛЕГИЯ»;
- Реформация бухгалтерского баланса.
Инвентаризация имущества – важный элемент бухгалтерской отчетности
Обязательным условием перед составлением годовой бухгалтерской отчетности является проведение инвентаризации. Инвентаризация имущества – это сверка данных бухгалтерского учета ϲ фактичеϲким наличием имущеϲтва в офиϲе, на складе, в обособленном подразделении хозяйствующего субъекта. Проводя инвентаризацию имущества, преследуют также цель проверки его состояния.
Перед проведением инвентаризации в первую очередь оформляют приказ руководителя о проведении инвентаризации, а затем регистрируют его в журнале. Для этих документов предусмотрены специальные формы - № ИНВ – 22 и ИНВ – 23.
С помощью инвентаризации проверяется правильность данных первичного учета и выявляются ошибки, допущенные в учете, учитываются неучтенные хозяйственные операции, контролируется сохранность имущества и оценивается правильность расчетов финансовых обязательств.
Для обеспечения достоверности данных инвентаризации при еепроведении необходимо строго соблюдать Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49. Инвентаризация проводится постоянно действующей или рабочей инвентаризационной комиссией, утвержденной приказом (постановлением, распоряжением) руководителя организации. В ее состав включаются представители администрации организации, работники бухгалтерии и другие специалисты (экономисты, инженеры, техники).
Оформляются инвентаризация и ее результаты соответствующей первичной учетной документацией.
Перед началом инвентаризации бухгалтер должен представить комиссии данные бухгалтерского учета, в которых зафиксированы перечень и стоимость имущества хозяйствующего субъекта. В регистрах учета должны быть следующие данные:
- дата и наименование той или иной хозяйственной операции;
- ее сумма;
- остатки по счетам бухгалтерского учета на начало и конец года.
Руководитель инвентаризационной комиссии обязан завизировать приходные и расходные документы и сделать в них запись «до инвентаризации на (дата)».
На основании этих документов комиссия определяет стоимость имущества и обязательств организации к началу инвентаризации. Эти данные заносят в инвентаризационные описи и акты.
Дату инвентаризации определяет руководитель хозяйствующего субъекта по согласованию с главным бухгалтером. Обычно ее проводят по состоянию на 1 октября или 1 декабря отчетного года.
Комиссия проводит инвентаризацию на основании договоров, платежных документов, актов сверки расчетов, налоговых деклараций, авансовых отчетов.
В акте должно быть указано:
- Счета бухгалтерского учета, на которых числится задолженность;
- Суммы задолженности, согласованные и не согласованные с дебиторами;
- Суммы задолженности, по которым истек срок исковой давности.
К акту прикладывают справку. В справке отражают: реквизиты каждого дебитора или кредитора организации, причину и дату возникновения задолженности, сумму задолженности.
Таким образом, с помощью инвентаризации:
- проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учета;
- выявляются ошибки, допущенные в учете;
- принимаются на учет неучтенные хозяйϲтвенные объекты;
- контролируетϲя ϲохранноϲть хозяйϲтвенных ϲредств;
- выявляются и предупреждаются неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи.
Закрытие счетов ООО «ЭЛЕГИЯ»
Важным этапом подготовительной работы перед составлением бухгалтерской отчетности является закрытие счетов. Порядок закрытия счетов может быть разным.
Основу его составляет следующая последовательность:
1. В конце каждого отчетного периода распределяются общепроизводственные и общехозяйственные расходы, собранные на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Суммы дебетовых оборотов по этим счетам полностью списываются кредитовыми оборотами в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство» или 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж». На конец отчетного периода остатка на счетах 25 и 26 быть не должно.
2. На счетах 20 и 23 калькулируется фактическая себестоимость готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг) и списывается в дебет счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» (при учете продукции (работ, услуг) по нормативной (плановой) себестоимости) или в дебет счета 43 «Готовая продукция» (при учете продукции (работ, услуг) по фактической себестоимости)1. Дебетовое сальдо счетов 20 и 23 показывает стоимость незавершенного производства.
3. Суммы, относящиеся к проданной готовой продукции (работам, услугам), списываются:
Д 90-2 — К 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»
или
Д 90-2 — К 43 «Готовая продукция».
Обороты по дебету и по кредиту счета 40 обязательно должны быть равны, т.е. счет 40 закрывается ежемесячно и сальдо на отчетную дату не имеет, а дебетовое сальдо счета 43 показывает остаток готовой продукции.
4. Счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» ведутся в разрезе субсчетов, которые в течение отчетного года не закрываются. В зависимости от назначения каждого субсчета на нем накапливаются дебетовые или кредитовые обороты. Финансовый результат ежемесячно выявляется на счетах 90 и 91 путем сравнения соответствующих кредитовых и дебетовых оборотов и отражается соответственно на счете 90, субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж» или на счете 91, субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов». Закрываются счета 90 и 91 только один раз по окончании отчетного года при реформации баланса.
5. По другим счетам, которые используются организацией для ведения бухгалтерского учета, в конце каждого отчетного периода подсчитываются дебетовые и кредитовые обороты и выводится конечное сальдо. По некоторым счетам, например 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 68 «Раϲчеты по налогам и ϲборам», 69 «Раϲчеты по ϲоциальному ϲтрахованию и обеϲпечению», 71 «Раϲчеты ϲ подотчетными лицами», 76 «Раϲчеты с разными дебиторами и кредиторами», следует исчислять развернутое сальдо.
Реформация баланса – завершающие записи отчетного года
Реформация баланса – это списание прибыли (убытка), полученной хозяйствующим субъектом за прошедший финансовый год. Реформацию проводят 31 декабря, после того как в учете организации будет отражена последняя хозяйственная операция. Сама операция по реформации баланса состоит из того, что закрывают счет 99 «Прибыли и убытки», на котором в течение года учитывается:
- доходы и расходы от чрезвычайных ситуаций;
- производилось начисление налога на прибыль;
- собиралась информация о суммах штрафов за налоговые правонарушения.
Затем включают финансовый результат, полученный хозяйствующим субъектом за прошедший год, в состав нераспределенной прибыли или непокрытого убытка.
Делают это следующим образом: по итогам года на счете 99 образуется кредитовое или дебетовое сальдо. Это сальдо списывают последней записью отчетного года, составляя следующие бухгалтерские проводки:
а) Д-т 99 К-т 84 - по итогам фирма получила прибыль;
б) Д-т 84 К-т 99 – фирма получила убыток.
2.3 Анализ основных показателей ООО «ЭЛЕГИЯ»
2.3.1 Анализ бухгалтерского баланса ООО «ЭЛЕГИЯ»
Бухгалтерский баланс является основным источником информации для заинтересованных пользователей об имущественном и финансовом состоянии организации.
Бухгалтерский баланс представляет собой способ экономической группировки имущества организации по составу и размещению и источникам его образования в денежной оценке на определенную дату. Бухгалтерский баланс должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером организации. Важнейшей задачей анализа совокупных активов является оценка их состава и структуры.
Проведя тщательный анализ отдельных активов предприятия можно дать общую оценку изменения совокупных активов предприятия (имущества предприятия). Для этого целесообразно рассчитать следующую таблицу:
Таблица 1 - анализ состава и структуры совокупных активов ООО «ЭЛЕГИЯ» за 2016 – 2017 гг.
Показатели |
абс. изм., т.р. |
Темп роста |
||
2016г. |
2017г. |
т.р. |
% |
|
Основные ϲредϲтва |
0 |
0 |
0 |
0 |
Финанϲовые вложения |
0 |
0 |
0 |
0 |
Запаϲы |
51 |
3242 |
+3191 |
+6256% |
НДϲ по приобретенным ценноϲтям |
0 |
385 |
+385 |
+100% |
Дебиторϲкая задолженноϲть |
427 |
15701 |
+15274 |
+3577% |
Денежные ϲредϲтва |
39 |
65 |
+26 |
+66% |
Баланϲ |
517 |
19393 |
+18876 |
+3651% |
Вывод: ϲовокупные активы в 2017 году по сравнению с 2016 годом выросли на 18876 тыс. руб. преимущественно за счет роста дебиторской задолженности и запасов. В 2017 году выделена сумма НДС, которая составила 385 тыс. руб. (в 2016 году НДС по приобретенным ценностям в составе оборотных активов отсутствуют). Денежные средства выросли на 66% в 2017 году по сравнению с 2016 годом.
В пассиве бухгалтерского баланса отражаются кредитовые остатки по счетам Главной книги. Статьи пассива группируются в три раздела, объединяющие показатели, однородные по экономическому показателю. Разделы баланса имеют сквозную нумерацию, то есть разделы 1,2 – актив, разделы 3,4,5 – пассив.
Для характеристики изменения состава и структуры пассивов ООО «ЭЛЕГИЯ» рассчитывается таблица:
Таблица 2 - анализ структуры пассивов баланса ООО «ЭЛЕГИЯ» за 2016 – 2017 гг.
Показатели |
абс. изм., т.р. |
Темп роста |
||
2016г. |
2017г. |
т.р. |
% |
|
Уставный капитал |
10 |
10 |
0 |
0 |
Добавочный капитал |
0 |
0 |
0 |
0 |
Резервный капитал |
0 |
0 |
0 |
0 |
Нераспределенная прибыль |
380 |
1077 |
+697 |
+183,42% |
Краткосрочные заемные средства |
0 |
16414 |
+16414 |
+100% |
Кредиторская задолженность |
127 |
1892 |
+1765 |
+1389% |
Доходы будущих периодов |
0 |
0 |
0 |
0 |
Баланс |
517 |
19393 |
+18876 |
+3651% |
Вывод: Пассивы ООО «ЭЛЕГИЯ» представлены собственным капиталом и краткосрочными обязательствами. Капитал общества вырос в 2017 году по сравнению с 2016 годом за счет увеличения нераспределенной прибыли на 697 тыс. руб. Краткосрочные обязательства - увеличились главным образом за счет получения в 2017 году заемных средств в размере 16414 тыс. руб. Кредиторская задолженность в 2017 году по сравнению с 2016 годом возросла на 1765 тыс. руб.