Файл: Адаптация персона в организациях разных типов (Психологические подходы к понятию и сущности адаптации).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ РАЗНИХ ТИПОВ.
1.1 Психологические подходы к понятию и сущности адаптации .
Психоаналитическое понимание адаптации.
Адаптация персонала в организации и ее виды .
1.4 Стратегии и этапы адаптации .
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ К НОВОЙ РАБОТЕ .
2.1 Мотивация сотрудников в период адаптации .
ГЛАВА 3.УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ.
3.1 Система управления организацией.
3.2 Адаптация персонала к изменившимся условиям профессиональной деятельности
Большинство отечественных психологов выделяют два уровня адаптированности личности: полная адаптированность и дезадаптированность.
А. Н. Жмыриков предлагает учитывать следующие критерии адаптивности:
• степень интеграции личности с макро- и микросредой;
• степень реализации внутриличностного потенциала;
• эмоциональное самочувствие [66, с. 111].
В концепции общего адаптационного синдрома Г. Селье (совокупность адаптационных реакций организма человека и животных, носящих общий за- щитный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и продол- жительности неблагоприятные воздействия) конфликт рассматривается как следствие несоответствия потребностей личности ограничивающим требованиям социальной среды. В результате этого конфликта происходит актуализация состояния личностной тревоги, что, в свою очередь, включает защитные реакции, действующие на бессознательном уровне (реагируя на тревогу и нарушение внутреннего гомеостаза, Эго мобилизует личностные ресурсы). Так, степень адаптированности личности при данном подходе определяется характером ее эмоционального самочувствия. Вследствие этого выделяются два уровня адаптации: адаптированность (отсутствие у личности тревоги) и неадаптированность (ее наличие) [66, с.120-121].
Важнейшим показателем дезадаптации (неадаптивности) является нехватка «степеней свободы» адекватного и целенаправленного реагирования человека в условиях психотравмирующей ситуации вследствие 14 прорыва строго индивидуального для каждого человека функционально-динамического образования – адаптационного барьера. У адаптационного барьера две основы – биологическая и социальная.
В состоянии психического напряжения происходит приближение барьера адаптированного психического реагирования к индивидуальной критической величине. При этом человек использует все резервные возможности и может осу- ществлять особенно сложную деятельность, предвидя и контролируя свои поступки и не испытывая тревоги, страха и растерянности, препятствующих адекватному поведению. Длительное, и особенно резкое, напряжение функциональной активности барьера психической адаптации приводит к его перенапряжению, что проявляется в преневротических состояниях, выражающихся лишь в отдельных, наиболее легких нарушениях (повышенная чувствительность к обычным раздражителям, незначительная тревожная напряженность, беспокойство, элементы заторможенности или суетливости в поведении, бессонница и др.). Они не вызывают изменений целенаправленности поведения человека и адекватности его аффекта, носят временный и парциальный характер [67].
Если же давление на барьер психической адаптации усиливается и все его резервные возможности оказываются исчерпанными, то происходит надрыв барьера – функциональная деятельность в целом, хотя и продолжает определяться прежними «нормальными» показателями, однако нарушенная целостность ослабляет возможности психической активности, а значит, сужаются рамки приспособительной адаптированной психической деятельности и появляются качественно и количественно новые формы приспособительных и защитных реакций.
В частности, наблюдаются неорганизованное и одновременное использование уровня производительности и качества труда в более короткие сроки.
Можно привести определение адаптации Эдгара Штейна: «процесс познания нитей власти, процесс достижения доктрин, принятых в организации, процесс обучения, осознания того, что является важным в этой организации или ее подразделениях» .
Заключая вышесказанное, в рамках различных концепций адаптация трактуется
динамическом и статическом аспектах. Можно утверждать, что если развитие
организма (личности) это стратегия жизни, то адаптация это тактика .
Основными критериями адаптированности выступает степень интеграции
личности и среды, эмоциональное самочувствие, личностную конформность,
состояние удовлетворенности и другие. Выделяются два уровня
адаптации: адаптированность и неадаптированность (дезадаптированности).
Адаптация подразумевает способы приспособления, регулирования, гармонизации взаимодействия индивида со средой. В процессе адаптации человек выступает как активный субъект, который адаптируется к среде в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно самоопределяется. Процесс адаптации предполагает проявление различных комбинаций приемов и способов, стратегий социальной адаптации.
Адаптация персонала в организации и ее виды .
Адаптация персонала – это процесс ознакомления и приспособления только что начавших работать в компании работников. Он касается условий и содержания их будущей трудовой деятельности, а также той социальной и корпоративной среды, которая устоялась в организации. Интересно, что понятие адаптации может относиться не только к тем сотрудникам, которые были наняты извне, но и к персоналу, уже работающему в компании, в случае если они переходят на новую должность (смена должности может происходить либо в результате повышения, либо в результате перехода в другой отдел).
В самом общем виде адаптация -”процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды” Термин адаптация чрезвычайно широк и применяется в различных областях науки. В социологии и психологии выделяют социальную и производственную адаптацию. В определенной мире эти два вида адаптации пересекаются друг с другом ,но каждая из них имеет и самостоятельные сферы приложения :социальная деятельность не замыкается на производстве ,а производственная -включает технические ,и биологические, и социальные аспекты.
С позиции управления персоналом наибольший интерес представляет производственная адаптация. Именно она является инструментом в решении такой проблемы, как формирование у нового рабочего требуемого у многих «степеней свободы» действия, что ведет к сокращению границ адекватного и целенаправленного поведения человека, т. е. невротическим расстройствам [10, с. 201-221]. Симптомы расстройства адаптации не обязательно начинаются сразу и не исчезают немедленно после прекращения стресса.
Реакции адаптации могут протекать:
1) с депрессивным настроением;
2)с тревожным настроением;
3) со смешанными эмоциональными чертами;
4)с нарушением поведения;
5) с нарушением работы или учебы;
6) с аутизмом (без наличия депрессии и тревоги);
7) с физическими жалобами;
8) как атипичные реакции на стресс [43, с. 220-221].
Расстройства адаптации включают в себя следующие моменты:
а) нарушение в профессиональной деятельности (включая
школьное обучение), в обычной социальной жизни или во взаимоотношениях
с другими;
б) симптомы, выходящие за рамки нормы и ожидаемых реакций на стресс .
Таким образом, социально-психологическая адаптация личности подразумевает
способы приспособления, регулирования, гармонизации взаимодействия
индивида со средой. В процессе адаптации человек выступает как активный
субъект, который адаптируется к среде в соответствии со своими потребностями
интересами, стремлениями и активно самоопределяется.
При этом можно выделить виды адаптационного процесса, критерии, и уровни адаптивности личности.
Адаптация подразумевает под собой наличие отдельных видов, подходящих для различных ситуаций :
В первую очередь выделяются социальный тип или получение необходимой информации о всех ценностях организации, наличии или отсутствии лидеров (как в формальных, так и неформальных группах) и действующей системе личных и деловых взаимоотношений. Целью этой разновидности является идентификация сотрудника либо со всем коллективом, либо с одной из групп. Динамику этого процесса определяют личностные свойства работника, его характер, стиль деятельности, воспитание, уровень притязаний, степень совпадения культур прежнего и нового коллективов. В каждой компании свой уникальный внутренний климат, корпоративная культура, которая оказывает влияние на работу персонала, его эмоции и настроение.
Социально-психологическая адаптация направлена на то, чтобы человек не только осознавал идеалы организации и четко соблюдал принятые правила и нормы поведения, но и ощущал свою принадлежность к компании. Она может быть связана с немалыми трудностями: обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой препятствий; переоценка значения теоретических знаний и инструкций и недооценка важности живого человеческого общения, практического опыта. В рамках социально-психологической адаптации рекомендуется проводить мероприятия по сплочению коллектива, например совместные поездки на природу, экскурсии, корпоративные праздники. Это позволит поближе познакомиться с новыми сотрудниками в неформальной обстановке, может быть, даже раскрыть их творческий потенциал. Способствует ускорению адаптации грамотное руководство, заботящееся о сплочении коллектива и знающее, как этого добиться.
Второй вид – это организационная адаптация: освоение работником своей роли и определение его места в выполнении ключевых процессов компании. В рамках этого типа происходит ознакомление с деятельности отдельного подразделения, его местом в компании, существующей системой управления и функционирования фирмы в целом. Основной задачей является понимание того, соответствует ли он занимаемой должности, а компания — его ожиданиям.
Профессиональная адаптация – это освоение профессиональных навыков и знаний, характерных именно для компании, в которой начал работать сотрудник.
Профессиональная адаптация проводится в форме наставничества или тренингов и должна способствовать тому, чтобы сотрудник не снизил уровень своей профессиональной успешности. Более успешную адаптацию человека в иной профессиональной среде обеспечивает высокий уровень универсальности профессиональных навыков, языка и объекта деятельности.
Наименее выгодные условия для адаптации содержат профессии, где навыки, язык и объект тесно связаны с одной определенной культурой, традицией или идеолог
Целью является достижение им полноценного понимания своих обязанностей
и механизмов их эффективного выполнения.
Наконец, психофизиологическая адаптация подразумевает процесс приспособления к изменяющимся психическим (а в некоторых случаях и физическим) нагрузкам, ритму труда и т. п. В рамках это вида необходимо определить оптимальные условия труда для работника, которые позволяют ему повышать результативность. При этом существует два основных направления адаптации в целом – это первичная, осуществляющаяся для новых молодых кадров (чаще всего без опыта работы), и вторичная, характерная для людей с опытом, которые поменяли место работы или должность по каким-либо причинам.
Все виды адаптации не существуют изолированно друг от друга, а теснейшим образом взаимосвязаны, поэтому управление процессом адаптации требует разработки единой системы мероприятий, обеспечивающих ее быстроту и успешность .
1.4 Стратегии и этапы адаптации .
Стратегия социальной адаптации как способ гармонизации индивида со средой, способ приведения все ответствие его потребностей, интересов, установок, ценностных ориентаций требований окружения должна рассматриваться в контексте жизненных целей и жизненного пути человека. В связи с этим необходимо рассмотреть такой спектр понятий, как «образ жизни», «история жизни», «картина жизни», «жизненный план», <<жизненный путь>.>, «стратегия жизни», «стиль жизни», «жизненный сценарий».
В.А. Ядов отмечает, что социально-психологический анализ образа жизни призван выявить механизмы саморегуляции субъекта, связанные с его отношением к условиям жизни и деятельности, с его потребностями и жизненными ориентациями, а также с его отношением к социальным нормам.
К.А.Абульханова-Славская выделяет основные принципы изучения личности в процессе жизнедеятельности, сформулированные С. Л. Рубинштейном и Б. Г. Ананьевым:
-принцип историзма, где включение личности в историческое время позволяет рассматривать биографию как ее личностную историю;
-генетический подход, дающий возможность выделить разные основания для определения этапов, ступеней ее развития в жизни;
- принцип связи развития и жизненного движения личности с ее трудовой деятельностью, общением и познанием.
В основу принципа историзма была положена идея Ш. Бюлер, которая предложила провести аналогию между процессом жизни личности и истории
и объявила жизнь личности индивидуальной историей. Индивидуальную, или личную, жизнь в ее динамике она назвала жизненным путем личности и выделила ряд аспектов жизни, чтобы проследить их в динамике:
- последовательность внешних событий как объективная логика жизни; - логика внутренних событий – смена переживаний, ценностей – эволюция внутреннего мира человека;
- результаты деятельности человека.
Движущей силой личности Ш. Бюлер считала стремление к самоосуществлению и творчеству. Как подчеркивала К. А. Абульханова-Славская, понимание жизненного пути Ш. Бюлер содержало главное: жизнь конкретной личности не случайна, а закономерна, она поддается не только описанию, но и объяснению.