Файл: "Проблема развития социальной группы".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Если бы и хотел этого, ты не можешь отделить твою

жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него.

Мы все сотворены для взаимодействия.

Марк Аврелий

На протяжении всей жизни ,находясь в постоянном диалоге с другими людьми, мы стараемся понять социальный мир вокруг нас и включены в многочисленные формы взаимодействия с ним. Само человеческое сознание по своему происхождению есть социальный феномен.

Другой фундаменальный факт, который определяет проблематику социальной психологии,-это факт принципиальной несводимости поведения, мыслей и чувств группы людей к простой сумме индивидуальных проявлений кождого из членов этой группы. Люди, объединенные в группу , ведут себя не так ,как вел бы себя в аналогичной ситуации каждый по отдельности. Членство человека в группе оказывает влияние даже на протекание его физиологических реакции. В.Вундта (1900-1920) ознаменовал разделение психологии на две ветви — экспериментальную и социальную. Итак, человек является субъектом социального мира,и именно этот план его бытия изучает социальная психология

Любая группа спасобна не только возбуждать своих членов, но также делает их неиндентифицируемыми.

3

Глава 1 Проблема развития социальной группы .

1.1Социальная психология групп.

Социальный мир состоит из общностей людей, объединенных совместной деятельностью . В каждый момент времени человек действует в кооперации с другими людьм. Даже в том случае, когда человек выполняет какую -то деятельнсть в одиночку, можно предположить, что ее результат будет разделен с другими людьми. группа называеться контактной ,поскольку действует в едином пространстве и времени),так и последовательным и разнородным.Таким образом , основным критерием существования группы является не простое соприсутствие людей, а их включенность в общую деятельность.

Важнной характеристикой социальной группы является наличие групповых норм. Групповые нормы -это правила функционирования группы,на которых должны ориентироваться все ее участники.В составе групповых норм выделяются явние (писаные) и неявные (неписаные) нормы.Так, например , любая организация имеет свой устав, в котором сформулированы цели и задачи ее деятельности. К писаным нормам можно отнести правила движения, законодательство, религиозные предписания.Вместе с тем у сотрудников организации могут быть нигде не зафиксированные специально, новместе с тем обязательные для выполннения правила поведения.


Для слаженного фукционирования группы крайне важно, чтобы все ее члены в действительности прониклись групповыми нормами.Поэтому в большинсстве групп практикуются особые ритуалы посвешения.Люди , проходящие ритуал посвящения, должны продемонстрировать знание групповых нор и заявить о своей приверженности им.Так ,солдаты после обучения азам воинской специальности, принимают присягу; абитуриенты ,успешно выдержавшие экзаменационные испытания, проходят ритуал посвящения в студенты; свадебные торжества служат ритуалом вхождения в семейную группу. Ритуалы подобного рода обычно наполнены символическими действиями: новобранец целует знамя в знак верности Родине, молодожены обмениваются кольцами, чтобы показать, что теперь они навеки <звенья одной цепи>,и т.д.

Группавые нормы обязательно включают в себе ценностный аспект, который может быть не представлен непосредственно в деятельности, но стоит за ней.Например,члены церковной общины,занимающейся сбором пожертвований на благотворительные нужды, разделяют ценностное представление о том ,что <<душа спасается добрыми делами>>.

При ошибке в следование групповых нормам человек подвергается санкциям.Санкции можно определить как особые нормы, принуждающие к соблюдению других норм. Санкции могут быть разделены на формальные и не формальные; позитивные и негативные.

Примером формальной позитивной санкции является вручение правительственной награды , формальной негативной -заключение в тюрьму, неформальной позитивной

4

— устная дружеская благодарность , неформальной негативной — бойкот одноклассников.

В группах можно выделяться специальный человек, который следит за выполнением норм и осуществляет санкции по отношению к <<отступникам>>. Члены группы испытывают противоречивые чувства к лицам ,которые реализуют негативные социальные санкции. С одной стороны ,они понимают, что от неотвратимости и суровости негативных санкций во многом зависит стабильность группы, а с другой стороны, жестокость,свойственная негативным санкциям,приписывается личности испполнителя.Наприсер ,в большинстве стран палач должен закрывать лицо , обыватели не допускают его к участию в общих праздниках и даже хоронят за пределами городского кладбища.

Согласно Д.Картрайту и А.Сандеру (D.Cartwright, A.Zander,1968),группавые нормы выполняют следующие функции в жизни группы.

  • Сохранение группы.
  • Создание соответствующего сектора социальной реальности.Например , минестерство образования разрабатывает образовательные стандарты ,которые описывают , каким конкретно объемом знаний и навыков должен владеть человек,чтобы поучить диплом психолога.Если бы такого стандарта не было ,психологом мог бы называть себя практически любой человек ,прочитавший популярную книжку по психологии.
  • Социальное продвижение группы в целом и ее членов. Нормы помогают группам стабильно реализовывать свои цели,так как вних закрепляются наиболее успешные стратегия и тактика деятельности.

  • Определение взаимоотношений с социальным окружением. Нормы предписываются ,как членам группы следует относиться к другим людям.Степень регламентации такого рода отношений может быть как достаточно мягкой ,так и предельно жестокой.Например, членам некоторых религиозных сект строго запрещается вступать в какие -либо контакты вне секты.В связи с этим люди, попавшие в секты ,прерывают связи даже с самыми близкими родственниками.

Важной групповой характеристикой является уровень групповой сплоченности, отражающей степень приверженности группе ее членов. При высокой сплоченности в группе наблюдается феномен <<ингруппового фаворитизма>>, который заключается в том , что при прочих равных предпочтение всегда отдается члену своей группы. Примером ярко выраженного ингруппового фаворитизма могу быть семейные отношения : пусть на свете есть много более талантливых и красивых детей ,но мать едва ли поменяет своего ребенка на кого -либо из них.

В качестве показателей групповой сплоченноси рассмотривают два фактора: 1)степень привлекательности группы для ее членов.

При этом чем больше в группе тех ,кто удовлетворен своим пребыванием в группе,

5

тем сплоченнее группа; 2) уровень взаимной симпатии членов группы.

Уровень сплоченности тем выше, чем большее количество членов группы предпочитают друг друга в качестве партнеров для различных форм деятельности.

Для измерения характеристик межличностных отношений в группе используют СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД, предложенный Дж. Морено (1892-1974). Суть метода социометрии заключается в том , что человек ставится в ситуацию выбора членов группы по тому или иному критерию. Например , для выявления структуры классной группы каждому члену группы можно задать вопросы такого типа: <<С кем из класса ты бы хотел пойти в поход?>>, <<С кем ты бы хотел сидеть за одной партой?>>, <<С кем бы ты хотел вместе готовить домашние задания?>> и т.д. Отвечая , нужно называть имена в порядке убывания значимости. На основе обработки полученных выборов делают вывод о том ,какое место занимает конкретный человек в системе отношений данной группы, имеет ли группа лидера (или лидеров), несколько <<плотными >> и <<непротиворечивыми>> (<<я тебя выбираю, а ты меня нет>>) являются взаимоотношения между участниками, т.е. Определить степень сплоченности группы и зоны конфликтов. Число и значимость (называют ли его на первом месте или ближе к концу ) выборов , которые получает каждый человек от других членов группы , характеризует его <<социометрический капитал>>. Результаты социометрии представляются в виде социограммы. Социометрический метод оказывается очень полезным для диагностики состояния группы ,но тем не менее не может ответить на вопрос, как и почему сложилась существующая система отношений.


В целом социальные группы можно классифицировать по различным основаниям. По общественному статусу выделяют формальные и неформальные группы. ФАРМАЛЬНЫЕ группы имеют заданную извне структуру и юридически фиксированный статус. Примером формальной группы является университет, так как он включает в себя систему факультетов, определенное количество студентов и преподавателей, строго иерархическую систему подчинения и допуска в группу новых членов и т. д. НЕФОРМАЛЬНЫЕ группы образуются на основе личных предпочтений и характеризуются большей структурной гибкостью, например межкафедральная иследовательская группа , работающая над определенной научной проблемой. Неформальные группы, развиваясь, могут превращаться в формальные. Например группа коллег со временем может стать формальной структурной единицей университета- лабораторией .

По уровню развития выделяют ВЫСОКООРГАНИЗОВАННЫЕ и НИЗКООРГАНИЗОВАННЫЕ ( диффузные) группы. Диффузныемгруппы в отличие от высокоорганизованных ,являются более или менее случайным объединением людей, которые еще не развернули совместную деятельность .

По мере разворачивания деятельности происходит все большая дифференциация членов группы, формируются устойчивые межличностные отношения ,вырабатывается общая стратеия функционирования группы, устанавливаются групповые нормы,т.е. группа развивается.

По наличию непосредственного кантакта между членами группы различают

6

первычные и вторичные группы .В первичных группах люди реально соприсутствуют во времент и пространстве, а во вторичных группах между участниками поддерживается черезряд опосредствующих звеньев.Примером первичной группы служит спортивная команада.Яркий пример вторичной группы -дипломатический корпус государства: послы государства находятся в разных уголках земного шара , но приэтом совместно осуществляют внешнюю политику государства.

По численности группы разделяют на большие (народ ,класс ,полпа) и малые группы ( семья, трудовой коллектив).Показано ,что психологические эффекты специфичны для больших и малых групп.

    1. Продуктивность групповой деятельности.

Поскольку люди включаются в уже сложившиеся или создают новые группы для того, чтобы действовать сообща, необходимо рассмотреть,действительно ли групповая деятельность более эффективна, чем индивидуальная.


Сведения по данному вопросу носят достаточно противоречивый характер. Описаны как явления социальной фасилитации (от англ.fаcilitate-облегчать),т.е. Улучшения выполнения деятельности в присутствии других , так и явления СОЦИАЛЬНОГО ТОРМОЖЕНИЯ, т. е. Ухудшения выполнения действия в присутствии других.

Р. Зайонц в 1965 г. вывел общее правило влияния наблюдателей на протекание деятельности: в том случае , когда задача проста и субъект ожидает, что хорошо справится с ней, наблюдается социальная фасилитация ,а в том случае , когда задача сложна и субъект не уверен в успехе, наблюдается социальное торможение. С чем же связан этот эффект? По мнению Р. Зайонца , присутствие публики вызывает у субъекта общее неспецифическое возбуждение,которое,в свою очередь,усиливает проявление доминирующих реакций (готовых, заученных реакций).Поэтому легкие задания выполняются <<на публике на одном дыхании>>. На выполнение же сложных заданий повышение возбуждения оказывает негативный эффект. Объяснение Зайонца схоже с моделью <<оптимума мотивации>>, предложенной Йерксом и Додсоном. Н.Коттрелл (N.Cottrell) в 1968 г.ввел пояснение в гиппотезу Зайонца. Он считал,что присутствие людей активирует субъекта не само по себе , а в связи с тем , что он ожидает оценки своей деятельности от других. Боязнь негативной оценки нарушает процесс выполнения сложного задания.

Более глубокое объяснение можно предложить на основе модели автоматической и контролируемой переработки информации Р. Шиффрина . Автоматические процессы носят экстенсивный характер.

Психика человека способна учитывать воздействие огромного количества стимулов , не доводя результаты их переработки до сознания. Действительно, мы принимаем определенные позы, перемещаемся в пространстве, оперируем с так называемыми <<подпороговыми >> стимулами, совершенно не осознавая этого. Большая часть информаАвтоматические процессы эволюционно более древние , ими располагают не только человек ,но и животные.

7

Контролируемые процессы переработки информации, наоборот ,осуществляются интенсивно. Объем такой контролируемой переработки крайне ограничен, однако управляемый характер процесса дает значительное преимущество в качестве переработки. [231] .Присутствие оценивающей публики заставляет субъекта перевести часть потока информации,которая обычно обрабатывалась автоматически, на контролируемый, сознательный уровень.

Теперь перейдем к ситуации, когда группа не просто наблюдает за действиями субъекта ,а имеет место по — настоящему совместная деятельность. Я. Штейнер (I. Steiner, 1976) поставил продуктивность совместной деятельности в зависимости от типа решаемой задачи. Штейнер разделяет следующие задачи.