Файл: "Адаптация персона в организациях разных типов".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение 

Каждый руководитель в процессе работы с персоналом сталкивается с проблемой адаптации новых сотрудников в компании.

Адаптация является одним из элементов системы управления персоналом предприятия. Несмотря на это, адаптационным мероприятиям в компании подчас уделяется минимум внимания, так как временные и организационные ресурсы службы персонала инвестируются преимущественно в развитие систем оценки и обучения. Чаще всего профессиональная адаптация рассматривается как процесс приобщения человека к труду в рамках определенной профессии, включения его в производственную деятельность, усвоения им условий и достижения нормативов эффективности труда. Однако адаптацию нельзя рассматривать только как овладение специальностью. Она предусматривает также приспособления новичка к социальным нормам проведения, действующим в коллективе, установление таких отношений сотрудничества работника и коллектива, которые в наибольшей мере обеспечивают эффективный труд, удовлетворение материально-бытовых и духовных потребностей обеих сторон.

Целью моей курсовой работы является изучение адаптации как одной из актуальных проблем в управлении персоналом.

Задача моей курсовой работы -помочь специалистам и руководителям подготовить эффективную систему адаптации персонала

4

Глава 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ РАЗНИХ ТИПОВ.

1.1Психологические подходы к понятию и сущности адаптации .

Адаптация (от лат. adaptatio - приспособление) - это процесс приспособления работника к изменяющимся условиям внешней среды, производства, труда, обмена, жизни. Понятие «адаптация» – одно из ключевых в научном исследовании живого организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в результате длительной эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Понятие «адаптация» возникло в 19 веке и использовалось вначале главным образом в биологии. Проблема адаптации впервые выдвинута и обоснована биологами Ж. Б. Ламарком, Ж. СентИлером, Ч. Дарвином. Представители биологии рассматривали адаптацию как прямое приспособление живых организмов к окружающей среде. В ходе развития науки проблема адаптации вышла за рамки биологии и стала проникать в медицину, социальную психологию и социологию .В настоящее время это понятие применяется не только к различным сторонам жизнедеятельности организмам, но и к личности человека и коллективному поведению. Современное представление об адаптации основывается на работах И. П. Павлова, И. М. Сеченова, А. А. Ухтомского, Н. Е Введенского, И. В. Дывыдовского, П. К. Анохина, Г. Селье, З. Фрейда, Г. Гартмана Ж. Пиаже, А. В. Петровского, Ф. Б. Березина, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, А. Г. Маклакова и др. Подчеркивая значимость и необходимость разработки рассматриваемого вопроса, И. П. Павлов отмечал, что правильно «понятая…идея о приспособлении или целесообразности представляет собой неисчерпаемый источник для различных научных гипотез, служит постоянной научной темой, дает могучий толчок к дальнейшему изучению вопросов о сущности жизненных явлений» .


В современной литературе многообразие определений адаптации отталкиваются от результатов исследования фактов жизнеспособности организмов (включая человека), т. е. не выходят за рамки конкретных наук, как правило, биологии и медицины. Так, в Философской энциклопедии можно найти такое определение адаптации: «Адаптация – это приспособление, т. е. нахождение соответствия 7 (а так же процесс, приводящий к такому соответствию) между живой системой (или ее частью) и внешним по отношению к ней условиям» [82, с. 5].

Биологические определения встречаются в энциклопедиях, справочниках, учебных пособиях, монографиях. В Большой советской энциклопедии предлагается следующее определение адаптации: «От позднелат. adaptation –

5

приспособление прилаживание – это процесс приспособления функций и строения организма (особи, популяции, вида) и их органов к условиям среды» [81, с. 34].

Несмотря на существование многочисленных определений понятия «адаптация» существует несколько форм проявления этого феномена, которые позволяют

утверждать, что адаптация, с одной стороны, динамическое образование,

непосредственный процесс приспособления к условиям внешней среды, а с другой - свойство любой живой само регулируемой системы [34, с. 17].

Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе организм – среда

возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношение меняется постоянно, также постоянно осуществляется и процесс адаптации [10].

Все сказанное позволяет выделить несколько аспектов в определении различных сторон адаптации:

а) адаптация используется для обозначения процесса, при котором организм приспосабливается к новой среде;

б) адаптация используется для обозначения отношения равновесия (гомеостаза), которое устанавливается между средой и организмом;

в) адаптация понимается как свойство живого организма;

г) под адаптацией понимается результат приспособительного процесса (появление новых свойств, умений, изменение строения органов и т.п.);

д) адаптация связывается с какой-то целью, к которой стремиться организм.

В адаптации человека особую роль играет психическая адаптация. Психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды [10].


Поскольку основной средой, с которой взаимодействует человек, является социальная среда, то часто в отношении вопроса адаптации человека говорят о социально-психологической адаптации [10, 66 и др.]. Существуют различные подходы к понятию «социально-психологической адаптации».

6

При рассмотрении проблем социально-психологической адаптации человека это понятие получило различные трактовки в психологических концепциях .

    1. Психоаналитическое понимание адаптации. Опирается на представления

3. Фрейда, заложившего основы теории адаптации.

Социальная среда рассматривается как изначально враждебная личности и ее стремлениями адаптация трактуется как процесс установления гомеостатического равновесия между личностью и требованиями внешнего окружения (среды).

Процесс социально-психологической адаптации в психоаналитической концепции можно представить в виде обобщенной формулы: конфлик -тревога–защитные реакции [66]. Вслед за 3. Фрейдом психоаналитическую концепцию адаптации разрабатывал немецкий психоаналитик Г. Гартман. Он признает большое значение конфликтов для развития личности, но отмечает, что не всякая адаптация к среде, не всякий процесс научения и созревания являются конфликтными. Процессы восприятия, мышления, речи, памяти, творчества, моторное развитие ребенка и многие другие могут быть свободны от конфликтов. Гартман вводит термин «свободная от конфликта сфера Я» для обозначения той совокупности функций, которая в каждую данную минуту оказывает воздействие на сферу психических конфликтов.

Социально-психологическая адаптация, согласно Г. Гартману, включает как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу Я, отсутствия оптимального взаимоотношения личности и среды вследствие доминирования неконструктивных реакций или несостоятельности конструктивных подходов наступает дезадаптация [66, с. 178–184].

Процесс социально-психологической адаптации в когнитивной психологии личности можно представить формулой: конфликт–угроза-реакция приспособления. В процессе информационного взаимодействия со средой личность сталкивается с информацией, противоречащей имеющимся у нее установкам (когнитивный диссонанс), при этом переживается состояние дискомфорта (угроза), которое стимулирует личность на поиск возможностей снятия или уменьшения когнитивного диссонанса:

• попытки опровергнуть поступившую информацию;


• смена собственных установок, изменение картины мира;

• поиск дополнительной информации с целью установления согласованности между прежними представлениями и противоречащей им информацией [66].

В рамках когнитивно-ориентированной генетической психологии, изучая процессы адаптации в живой природе, Ж. Пиаже обратил внимание на то, что они естественным образом распадаются на процессы двух типов:

7

• аккомодации - приспособления организма к среде;

• ассимиляции - изменения самой среды и ее приспособления к организму.

Под ассимиляцией Ж. Пиаже понимает восприятие и интеграцию опыта

в соответствии с уже существующими, сформированными ранее структурами индивида.

К аккомодации относится изменение, расширение и дифференциация опыта в соответствии с особенностями, новыми требованиями окружающего мира. Если есть несоответствие предыдущего опыта и новой информации возникает конфликт, вследствие которого нарушается равновесие между ассимиляцией и аккомодацией.

Именно восстановление равновесия является, в данной концепции двигателем развития и лежит в основе процесса адаптации. Чем на более высокой ступени развития стоит организм, тем более рельефно проявляются процессы ассимиляции.

В зарубежной психологии значительное распространение получило определение адаптации ,они считаю что;

• состояние, при котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды – с другой – полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природой или социальной средой;

• процесс, посредством которого это гармоническое состояние достигается. Таким образом, социально-психологическую адаптацию бихевиористы понимают как процесс изменений (физических, социально-экономических или организационных) в поведении, социальных отношениях или в культуре в целом.

Цель этих изменений – улучшение способности выживания групп или индивидов. В данном определении присутствует биологический оттенок, указывающий на связь с теорией эволюции и внимание преимущественно к адаптации групп, а не индивида [66, 67]

Таким образом, независимо от различий в представлениях об адаптации в различных зарубежных концепциях можно отметить, что личность выступает в ходе социально-психологической адаптации как активный субъект этого процесса, отличие состоит в том, что представители разных подходов указывают на различные механизмы процесса адаптации.

Многообразие подходов в зарубежной и отечественной психологии не ограничивается пониманием адаптации только как процесса, но и как личностного свойства (адаптивности).


По мнению отечественных психологов (Ф. Б. Березин, И. С. Кон, А. Н. Ле- онтьев, А. Г. Маклаков и др.) регуляторами адаптации человека являются мышление, воля, способности, знания, опыт, индивидуально-психологические особенности .

8

Таким образом, отечественные психологи, также подчеркивают активность личности в процессе адаптации, отводя ведущую роль таким образованиям как мотивационная, познавательная и волевая сфера человека.

При этом адаптация понимается как более широкая интегративная характеристика личности.

В описании процесса адаптации фигурируют такие понятия, как «пре- одоление», «целенаправленность», «развитие индивидуальности», «само- утверждение».

В зависимости от структуры потребностей и мотивов личности формируются следующие типы адаптационного процесса:

• тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на социальную среду;

• тип, определяющийся пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентации группы.

Как отмечает А. А. Реан, существует еще и третий тип адаптационного процесса, являющийся наиболее распространенным и наиболее эффективным с точки зрения адаптации.

Это вероятностно-комбинированный тип, основанный на использовании обоих вышеназванных типов. При выборе того или иного варианта личность оценивает вероятность успешной адаптации при разных типах адаптационной стратегии. При этом оцениваются:

а) требования социальной среды их сила, степень ограничения целей личности, степень дестабилизирующего влияния и т. п.;

б) потенциал личности в плане изменения, приспособления среды к себе

[67, с. 213–220].

Адаптивность – тенденция соответствия между целями и результатами деятельности. Различия в трактовке целей человека обуславливают разные варианты возможной адаптивной направленности: гомеостатический вариант (адаптивный исход состоит в достижении равновесия), гедонистический вариант (адаптивный исход – наслаждение, избегание страдания), прагматический вариант (адаптивный исход заключается в практической пользе, успехе). При этом неадаптивность указывает на наличие противоречий между намерениями человека и его деяниями, замыслом и воплощением, побуждением к действию и его итогами. Это противоречие неизбежно и не устранимо полностью. Следовательно, неизбежен и неустраним источник человеческой активности, источник человеческой жизни [43, 82, с. 213–214].

9

Большинство отечественных психологов выделяют два уровня адаптированности личности: полная адаптированность и дезадаптированность.