Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Эмоциональные состояния человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обычно быстро говорящие делают более короткие паузы, иногда их речь даже воспринимается как слишком плотная, без пропусков, а потому и более трудная для восприятия. В клинике встречается даже патология динамики речи, как «болезненная поспешность речи», свойственная многим весьма одаренным людям.

Медленно говорящие, напротив, растягивают паузы. Их речь становится тягучей, к ней достаточно трудно приспособиться, создается представление о намеренном затягивании времени.

Очень интересно проявляются в речи показатели тревожности, особенно в ситуациях публичного выступления.

Обычно даже опытные выступающие – лекторы, артисты, политики – испытывают определённое волнение, связанное с ответственностью, желанием проявить себя с положительной стороны, боязнью насмешек, неудач, провала. Это волнение иногда принимает запредельные формы, может закрепиться как стиль поведения, например, в виде логоневрозов, логофобий, даже логонемоты (открываю рот – не могу сказать ни слова от страха).

Элементом кинесической подструктуры невербального поведения является поза. Поза – это положение человеческого тела, типичное для должной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способно принять человеческое тела, около 1000.

Одним из первых указывает на роль позы человека, как одного из невербальных средств общения, регуляции процесса межличностного отношения, А. Шефлен.

В целом позы могут выполнять в общении две функции: расчленять поток речи на единицы и регулировать межличностные отношения в диаде. Именно с помощью поз можно создать относительно окружающих мысленный барьер, определить ориентацию партнёров относительно друг друга. Изменение позы, их синхронизация свидетельствует об изменениях отношений между общающимися.

Ещё одним элементом кинесической подструктуры невербального поведения являются жесты. Под жестом обычно понимают движения рук или кистей. В психологии сложилась традиция изучения жестов как паралингвистических средств.

Но жест в процессе общения не только сопровождает речь. На основе жестов можно заключить об отношении человека к какому-то событию, лицу, предмету.

Жест может также сказать о желании человека, о его состоянии. Особенности жестикуляции человека могут послужить основанием для вывода о каком-то качестве воспринимаемого человека. [8, с.168]

Жесты могут быть типичными для данного человека и совсем нехарактерными для него, выражать его случайные состояния. По мнению исследователей, жест несет информацию не только о качестве психического состояния, сколько об интенсивности его переживания.


Особая роль среди элементов невербального поведения отводится мимике. Лицо является важнейшей характеристикой физического облика человека.

Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состоянии человека. Обычно мимику анализируют:

1)  по линии её произвольных и непроизвольных компонентов

2)  на основе её физиологических параметров (тонус, сила, комбинация мышечных сокращений, симметрия – асимметрия, динамика, амплитуда)

3)  в социальном и социально-психологическом плане (межкультурные типы выражений, выражения, принадлежащие определённой культуре)

4)  в феноменологическом плане («топография мимического поля»)

5)  в терминах тех психических явлений, которым данные мимические знаки соответствуют

Следующий элемент невербального поведения человека, его кинесической подструктуры – походка. Она имеет ряд черт: ритм, скорость, длина шага, давление на поверхность.

В феноменологическом плане походка обычно трактуется как «ровная», «плавная», «уверенная», «твёрдая», «виноватая».

Характер походки связывается людьми с физическим самочувствием и возрастом, с состоянием человека. Походка является для индивидуума значимым признаком и входит в структуру образа о другом человеке.

Во взаимоотношениях людей она выполняет ряд функций: индикативную (свидетельствует о текущем состоянии субъекта), коммуникативную (регулирует пространство общения). Походка существенно дополняет наши представления о другом человеке.

Попытки найти связь между чертами личности и её походкой принесли огромное количество результатов. Эти результаты получены при сопоставлении физических характеристик походки и качеств личности, выявленных с помощью тестов.

Например, по мнению ряда исследователей, большие шаги малорослого человека означают стремительность, граничащую с напористостью и энергией.

Следующий элемент кинесической подструктуры является физиогномика. Физиогномика рассматривает психические свойства в связи со строением лица и черепа, а также туловища и конечностей. Соотношение строения тела и психики человека исследовалось в науке Э. Кречмером и было опубликовано в его труде «Строение тела и характер».

Физиогномика является основанным на опыте учением об особенностях длительных, статических, физический проявлений человека, если они могут быть истолкованы как признаки его характерных психических особенностей.

Согласно физиогномике общий вид лба дает представление о моральных качествах человека и его характере. По строению, высоте и степени выпуклости делают вывод об основополагающей предрасположенности человека. Относительно положения и формы глаз в физиогномике имеются свои толкования.


Например, близко расположенные друг к другу глаза должны означать «идеализм, доходящий до фанатизма». Форма носа в физиогномике считается тесно связанной с врожденными склонностями, силой и темпераментом.

Рассмотрим элемент кинесической подструктуры – контакт глаз. Зрительный контакт представляет собой коммуникативный мостик к слушателю. Согласно выражению глаз, он свидетельствует о проявлении внимания и уверенности говорящего. Он даёт возможность наблюдать за реакцией слушателя или за отсутствием проявления у говорящего внимания.

Прикосновения в виде поглаживаний выполняют в общении функцию одобрения, эмоциональной поддержки.

Использование личностного в общении такесической системы невербального поведения определяются многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства.

Такесическая структура выполняет в общении роль индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся, поэтому неадекватное использование личностью такесической структуры невербального поведения может привести к многочисленным конфликтам. Наиболее часто встречаемой интерпретацией касательных контактов со своим телом является желание почувствовать защищенность, заботь и нежность.

Рассмотрим использование в общении ольфакторноц системы. Система запахов не обладает такой дифференцирующей силой, как кинесическая, просодическая, такесическая структуры вербального поведения, так как обоняние в общении с людьми имеет приниженное значение, чем оптическая и акустическая системы отражения.

Эта структура невербального поведения человека является показателем общего уровня культуры человека.

Психологи не располагают достаточными данными о том, как влияют особенности запаха индивида на формирование образа и понятия о нём. Система запахов также мало изучена в контексте невербального поведения.

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА


2.1. Выбор и обоснование методик исследования невербальных проявлений эмоциональных состояний человека

Термин «экспрессия» используется для описания того компонента эмоций, который проявляется в основном в мимических комплексах, а также в позе речи. Число исследований, в которых используются экспериментальные приёмы, направленные на регистрацию выразительного поведения, быстро увеличиваются в последние десятилетия.

В нашем исследовании была использована методика изучения эмоциональной экспрессии: вопросник по эмоциональной экспрессии (ВЭЭ). Эта методика разработана Л.Е. Богиной в лаборатории А.Е. Ольшанниковой и представляет собой вопросник из 48 предложений.

Методикой выявляются 8 экспрессивных каналов выражения эмоций: громкость голоса, темп речи, образность речи, двигательная активность, лишние движения, мимика.

Кроме того, путём комбинации вопросов выделяются три фактора экспрессивности: внешняя выразительность эмоций, активность поведения под влиянием эмоций и нарушение речи и поведения под влиянием эмоций.

Для диагностики психических свойств человека по невербальным особенностям речи в нашем исследовании были использованы методики: «карта контроля состояния речи».

Эта методика позволяет оценить индивидуальную предрасположенность к речевой тревожности, выходящей за пределы средних нормативных показателей. Она построена на показателях самооценки, что дает возможность контролировать и корректировать свое собственное речевое поведение.

В исследовании был использован тест «Какой у вас тип темперамента» (адаптация более сложно сконструированного теста – опросника А. И .Щебетенко).

2.2. Проведение исследования и анализ полученных результатов

При проведении нами Методики изучения эмоциональной экспрессии: вопросник по эмоциональной экспрессии (ВЭЭ) были получены следующие результаты, которые отображены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты по Методики изучения эмоциональной экспрессии: вопросник по эмоциональной экспрессии (ВЭЭ)

наиболее выраженные экспрессивные каналы

1

громкость речи, образность речи, двигательная активность

2

интонация, мимика

3

недифференцирован

4

темп речи

5

лишние движения, интонация, образность речи

6

мимика, сбой речи

7

интонация, громкость речи

8

образность речи, интонация

9

мимика

10

двигательная активность, мимика

11

темп речи, громкость речи

12

интонация, образность речи

13

образность речи, интонация

14

недифференцирован

15

мимика, двигательная активность

16

громкость речи, образность речи, лишние движения

17

громкость речи

18

интонация, лишние движения

19

громкость речи, темп речи

20

мимика, лишние движения

21

темп речи

22

лишние движения, сбой речи

23

лишние движения, мимика

24

громкость речи, интонация

25

темп речи, интонация

26

двигательная активность, мимика

27

громкость речи, интонация

28

темп речи, двигательная активность, мимика

29

сбой речи, мимика, лишние движения

30

мимика, двигательная активность


Следующей проведенной нами методикой стала Методика «Карта контроля состояния речи», результаты которой отражены в таблице 2.

уровень речевой тревожности

1

средний

2

средний

3

высокий

4

средний

5

средний

6

высокий

7

средний

8

средний

9

высокий

10

средний

11

средний

12

высокий

13

средний

14

средний

15

высокий

16

средний

17

высокий

18

средний

19

средний

20

средний

21

средний

22

высокий

23

высокий

24

средний

25

средний

26

средний

27

средний

28

средний

29

высокий

30

высокий

Как видно из таблицы, у 20 (66,6%) испытуемых уровень речевой тревожности средний, а у 10 (33,4%) испытуемых высокий. Более наглядно, это отображено в процентном соотношении на рисунке 1.

Рисунок 1. Процентное соотношение результатов Методика

«Карта контроля состояния речи»

Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний.

Сильно подвижная мимика свидетельствует о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достичь маниакальных размеров.

По очень сильной мимической игре мы можем судить о быстро сменяющих друг друга внутренних переживаниях, а также об оживленном, эмоциональном многогранном и активном восприятии происходящего.

Наблюдается также беспрерывная жестикуляция и речь, неустойчивая эйфория и поверхностная деловитость, а также беспорядочность мыслей.

Очень интересно проявляются в речи показатели тревожности, особен­но в ситуациях публичного выступления. Эта ситуация редко для кого без­различна. Обычно даже опытные выступающие – лекторы, артисты, поли­тики – испытывают определенное волнение, связанное с ответственнос­тью, желанием проявить себя с положительной стороны, боязнью насмешек, неудач, провала.