Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Эмоциональные состояния человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Возникает оно внезапно, и не является ни отрицательным, ни положительным. Однако если человек испытывает приятное удивление, то он придет к его положительной оценке, если испытывает неприятное удивление, он может прийти к его отрицательной оценке.

Удивительными могут быть прикосновение, вкус, запах, звук, взгляд. У человека при удивлении широко раскрываются глаза, брови поднимаются, у лба морщины и рот становиться круглым или полуоткрытым.

Радость является одной из положительных эмоций, самым приятным состоянием. В жизнедеятельности человека радость имеет огромное значение. Это внутреннее чувство счастья, удовольствия и удовлетворения. Если человек испытывает радость, то он справится с трудностями, достигает своих целей, чувствует уверенности.

Радость облегчает повседневную жизнь. При радости у человека глаза блестят, при сильном смехе появляются слезы. Веселое настроение выражается в смехе, бесцельных движениях. Мы смеемся, прыгаем туда-сюда, поем, танцуем - все эти действия от радости.

Печаль является отрицательным эмоциональным состоянием. Понятие печали считается противоположным радости. Печаль - это скука, уныние, чувство горя, грусти.

Также это чувство грусти, испытываемое каждым человеком. Печаль чаще всего возникает, когда заканчивается веселье, когда мы недовольны своей жизнью, когда у нас нет цели или расстраиваемся вообще без повода. Но реальная причина печали в том, что нам хочется, чтобы нас пожалели и вновь вернули к состоянию веселья, радости и хорошего настроения.

Для того чтобы еще понять какую же роль эмоции играют в нашей жизни, необходимо рассмотреть основные функции эмоций. Психологи, отвечая на вопрос какую роль эмоции, играют в жизнедеятельности человека, выделяли:

1. Коммуникативная функция

2. Сигнальная функция

3. Мотивационно-регулирующая функция

4. Защитная функция

Коммуникативная функция. Коммуникативная функция в современной жизни эмоций является одной из важнейших. Заключается она в том, что эмоции несут в себе информацию о физическом и психическом состоянии человека, и люди с их помощью могут общаться друг с другом, передавая друг другу важную для их жизни информацию.

Благодаря эмоциям мы можем, не пользуясь речью, только наблюдая за изменениями эмоциональных состояний друг друга, судить о том, что происходит в психике. [4, с.117]

Сигнальная функция состоит в том, что возникают переживания, когда в окружающей среде или в организме человека происходят изменения.


Эмоциональные движения человека - пантомимика, жесты, мимика - выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека.

Когда в нашем организме всё в порядке, мы переживаем приятные эмоции. Если же в организме возникают какие-либо проблемы, то мы испытываем отрицательные эмоции.

Мотивационно - регулирующая функция проявляется в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут его регулировать и направлять.

При неспособности человека эмоции подсказывают, как следует действовать, как ему найти разумный и быстрый выход из сложившегося положения, и, слушаясь им, то есть своей интуиции, человек часто находит правильный выход из определенной ситуации.

Эта функция способна тормозить или активизировать деятельность человека. Эмоции, которые активизируют, называются стеническими, а те эмоции, которые её тормозят деятельность человека, астеническими.

Защитная функция заключается в том, что возникая, эмоция, как быстрая реакция организма, может защитить и предупредить человека об угрожающих ему опасностях. Эта функция связана с появлением страха.

1.3. Понятие, свойства, структура проявления невербального поведения

Невербальное поведение связано с внутренним миром личности. Функция его не сводится к сопровождению её переживаний. Невербальное поведение является внешней формой проявления и существования психического мира личности.

В связи с этим анализ структуры, содержания индивидуального невербального поведения – это ещё один из способов диагностики уровня развития личности как субъекта общения.

К элементам невербального поведения относятся все движения тела, ритмические, интонационные, высшие характеристики голоса, его пространственная и временная организация.

В основу выделения подструктур невербального поведения положены основные характеристики невербальных средств (время, пространство, движение), а также системы их восприятия и отражения: ольфакторная, тактильная, акустическая, оптическая. [5, с.116]

Рассмотрим невербальное поведение с той подструктуры, которая создает основные её свойства – движение – и отражает с помощью оптической системы субъекта.

Такой подструктурой невербального поведения является кинесика. Кинесика – это зрительно воспринимаемый диапазон движений, выполняющих экспрессивно-регулятивную функцию в общении, кинесика – это не только язык тела (взгляд, позы, мимика, жесты), а так же манера причесываться, одеваться.


К кинесике также относится движения, связанные с применением предмета: почерк, поскрипывание стулом, хлопанье дверью. Кинесика – понятие, которое используется для обозначения разных движений человека, однако чаще всего при изучении движений лица и рук. В этом случае большинство исследователей используют следующие понятия: выразительные движения, паралингвистика, экспрессия.

Экспрессия определяется как выразительное поведение человек. Все явления экспрессии подразделяются на следующие области изучения: выразительные движения и физиогномику.

Физиогномика – это экспрессия лица и фигуры человека, взятая безотносительно к выразительным движениям и обусловленная самим строением лица, черепа, туловища, конечностей.

Под выразительными движениями понимаются и широко разлитые периферические изменения, которые при эмоциях охватывают весь организм (пантомимика, мимика). Ещё одной подструктурой кинесики является движения глаз или «контакт глаз».

Способы обмена взглядом в момент беседы, организация визуального контакта в каждом отдельном случае – время фиксации – широко используется при исследовании так называемой атмосферы интимности в межличностном общении, взаимных установок общающихся лиц.

Согласно структурной схеме невербального поведения следующая система отражения невербального поведения человека – акустическая многочисленные характеристики голоса человека создают его образ, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.

Основная нагрузка в процессе восприятия голосовых изменений человека ложится на акустическую систему общающихся партнеров.

Характеристики голоса человека принято относить к просодическим и экстралингвистическим явления.

Экстралингвистика и просодика изучаются паралингвистикой, рассматривающей свойства голоса, которые не входят в систему собственно фонологических и замещающих сферу несловесных коммуникаций. К просодической структуре относятся явления высоты, тона, длительности, силы звука, ударения, тембра голоса.

Просодика – это общее название таких ритмико-интонациональных сторон речи, как длительность, высота, громкость голосового тона. Экстралингвистическая система – это включение в речь паузы психофизических проявлений человека (плач, кашель, смех, вздох, шёпот).

В качестве подструктуры просодической и частично экстралингвистической структуры невербального поведения выступает интонация (мелодия речи, её ритм, интенсивность, темп, тембр, фразовое и логическое ударение).


Следующая система отражения невербального поведения – тактильно-кинестезическая. Тактильно-кинестезические данные поступают от сенсорных рецепторов, которые находятся в суставах, сухожилиях, мышцах, коже и во внутреннем ухе.

Тактильно-кинестезическая система дает менее точную информацию о внешнем мире, о другом человеке по сравнению со зрением. Начиная с раннего возраста, физический контакт в виде прикосновений является важным источником взаимодействия личности с окружающим миром.

Далее рассмотрим использование в общении ольфакторной системы отражения, позволяющей выделить такую структуру невербального поведения, как запахи: естественные и искусственные.

Система запахов, являясь невербальным индикатором индивида, может служить дополнительной характеристикой складывающегося о нём образа.

С незапамятных времён известна «культура запахов» как специфическое средство социальной стратификации, как источник межличностных контактов, как характеристика функционально-ролевых отношений индивидов, как способ идентификации, установлении тождества, принадлежности к одной микро- или макро группе. [6, с.188]

Невербальное поведение личности в общении в межличностном познании выполняет функции:

1)  Создает образ партнера по общению.

2)  Выполняет функцию опережающей манифестации психологического содержания общения (относительно речи).

3)  Выступает в качестве способа регуляции пространственных параметров общения;

4)  Поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;

5)  Выступает в качестве маскировки «Я - личности»;

6)  Является средством идентификации партнёров по общению;

7)  Выполняет функцию социальной стратификации;

8)  Выступает в качестве показателей статусно-ролевых отношений;

9)  Выражает качество и изменение взаимоотношений партнёров по общению, формирует эти отношения;

10)  Является индикатором актуальных психических состояний личности;

11)  Выполняет функцию экономии речевого сообщения

12)  Выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного.

Темпо-ритмические особенности речи при говорении относится к числу достаточно сильных психодиагностических показателей, с давних времен и до наших дней интересующих многих исследователей.

Высказываются предположения, зачастую экспериментально подкрепленные, что речевая динамика определяется свойствами нервной системы, темпераментом, активностью и эмоциональностью говорящего. Эти предположения приобретают даже парадоксальную форму о совпадении темпа речи и темпа жизни.


С этой точки зрения скорость речи оказывается константной характеристикой, и в криминалистике, например, она входит в перечень опознавательных признаков. Можно сознательно ускорить или замедлить скорость речи, но как только представится возможность, каждый говорящий вновь переходит на персональный, свойственный ему и комфортный для него темп.

Достаточно много и более сдержанных, осторожных замечаний типа связи скоростных особенностей речи со сложностью излагаемой темы, степенью осведомленности о тех или иных вопросах (вряд ли в этом можно усомниться, слушая на экзамене ответы плохо знающего материал студента), знаниям языковой структуры (сравните скорость собственной речи на родном и неродном языке), эмоциональном состоянием (медленная тягучая речь в состояниях тоски и печали и быстрая, оживленная – при радостном оживлении). [7, с.198]

Речь, связанная с активным использованием языковых средств в акустической модальности, чрезвычайно разнообразна по видам (сравните монологическую-диалогическую речь), состоянием (спокойная – взволнованная речь), степеням владения языком (грамотная – неграмотная), условиям (межличностное или публичное выступление).

На основе наблюдений построены различные классификации говорящих типа: красноречивые – косноязычные, говорливые – молчуны, дельные – пустомели, бесцветные – яркие, равнодушные – душевные.

По активности и частоте использования разных языковых знаков можно разделить всех говорящих на многословных, предпочитающих речевые способы коммуникации («язык без костей», «рот не закрывается») им молчаливых, использующих речь мало и неохотно («слово клещами не вытянешь»). Это типично для выделения экстра - и интровертированных личностных особенностей.

При диагностике могут быть использованы и голосовые особенности. Так, говорящие громко и четко обычно воспринимаются как люди уверенные, занимающие высокие статусные позиции, иногда даже – как агрессивные.

Говорящие тихо и медленно соотносятся с людьми робкими, нерешительными, социально малозначимыми.

Темп речи, помимо продолжительности звучания слогов, включает в себя и паузы между словами и предложениями. Они могут быть нормальными лингвистическими маркерами, отделяющими один сегмент от другого.

В таких случаях их длительность не превышает 250 мс. Если же продолжительность пауз увеличивается, то они приобретают другое значение и становятся паузами нерешительности, заполненными посторонними звуками типа «м-м-м», «эээ» или даже ненужными словами типа «в общем», «ну это». Могут быть молчаливые паузы, свидетельствующие о собственных проблемах говорящего.