Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Эмоциональные состояния человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Эмоции - это такие состояния, как удивление, гордость, отвращение, тоска, гнев, восторг, страх, печаль, грусть, радость. Все эти эмоции и чувства проявляют психическую деятельность человека. Зависят эти эмоции от особенностей отражаемых предметов. Возникают они лишь в процессе познания и деятельности человека, в определенных психических переживаниях и воздействуют на ее протекание. Также эмоции проявляются в мимике лица и изменениях пульса. На предложенные жизнью ситуации мы всегда реагируем эмоционально. Так, при веселье и радости у нас проявляются громкая речь, смех, мы поем, танцуем и прыгаем от радости. В случае тоски и печали все, наоборот: у нас появляются слезы, замедляются движения, мы чувствуем слабость.

Актуальность курсовой работы. Среди широкого круга вопросов, которые относятся к проблеме психологического портрета личности по невербальным особенностям речи, особый интерес представляют тематики, связанные с изучением невербального поведения личности, его интерпретации, опознания, восприятия. В процессе взаимодействия людей значительную роль играет невербальное поведение. Поэтому в настоящее время так актуальна проблема изучения особенностей невербальной коммуникации человека.

Речь, являясь одним из важных средств выражения, обладает существенным психодиагностическим потенциалом. По речи человека можно многое узнать о нем. Научные исследования в области распознавания индивидуальных особенностей человека по речи стремятся найти ее устойчивые характеристики. Возможно при этом два пути: исследовать формально-динамические характеристики речи (громкость, модуляции голоса, темп, особенности коммуникации) и содержательные характеристики.

В отечественной психологии изучению невербальных особенностей речи посвящено довольно много исследований (Лабунская В.А., Горелов И.Н., Манеров В.Х.). Также проблемой невербального поведения занимались зарубежные психологи, которые собрали большой экспериментальный материал, предоставивший возможность сформулировать целый ряд теоретических положений (К. Изард, У. Фризен, Д. Фаст)

К характеристикам, по которым судят об изменении речи, относят точное и свободное выражение эмоций и мыслей, лексическое богатство, чистоту звучания голоса, логическое ударение, четкость дикции, интонационное оформление.

Сегодня психологическая наука отмечает наличие значительных индивидуальных различий в точности, успешности опознания невербального поведения, что требует как теоретически, так и экспериментальных прикладных исследований.


В настоящее время идея о некоторой автономии невербального поведения находит подтверждение в работах современных психологов, в которых они наделяются, кроме функций дополнения и замещения речевого высказывания такими функциями, как регуляция межличностных отношений, репрезентация эмоциональных состояний.

Цель исследования. Исследовать психологический портрет личности по невербальным особенностям речи.

Задачи исследования.

1. Изучить эмоции, их функции и проявления.

2. Рассмотреть невербальное поведение: структуру и функции.

3. Исследовать невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

Объект исследования. Коллектив детского сада «Тополек» в количестве 30 человек.

Предмет исследования. Психологический портрет личности по невербальным особенностям речи.

Методы исследования. В исследовании использовались комплексные методики, которые включали наблюдения, беседы, тесты, анализ невербальных особенностей речи. Были использованы методики: «карта контроля состояния речи», изучение эмоциональной экспрессии, определение типа темперамента.

Гипотеза исследований. Изучение невербальных особенностей речи позволит составить психологический портрет личности.

Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования можно использовать на курсах повышения квалификации, на учебно-методических собраниях. Практические рекомендации можно использовать в общеобразовательных учреждениях с целью повышения эффективности обучения.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА

1.1. Эмоции: определение, функции, проявления

В процессе существование человека появилась особая форма проявления отражательной функции мозга - эмоции. Они являются одним из основных механизмов регуляции состояния организма и деятельности человека.


Эмоция – это нечто, что переживается как чувство, которое направляет, организует и мотивирует действия, мышление и восприятие. Это разные психические явления, которые выражают отражающих в форме непосредственного переживания, неприятных или приятных ощущений, отношения человека к людям и к себе и результаты его деятельности. Выражаются эмоции звуками, восклицаниями, жестами и мимикой.

Страсти, аффекты, чувства, настроения - являются основными классами эмоций. Возникают эмоции не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению в целом к ситуации. Меняться они могут достаточно быстро и довольно интенсивно протекать.

Подразделяются все эмоции на положительные (приятные) и отрицательные (неприятные) эмоции. Положительные эмоции - это те эмоции, которые выражаются эффективно и высвобождаются (например, гордость, веселье, счастье, радость), а к негативным те, которые человек отрицает и избегает (горе, злость, грусть, страх), однако число видов отрицательных эмоций в несколько раз превосходит количество видов положительных эмоций. [1, с.115]

В нашей жизни эмоции играют важную роль. Заключается основная роль эмоций в том, что благодаря им мы лучше понимаем друг друга, даже не пользуясь речью, мы можем сообщать друг другу о своих состояниях (при помощи жестов и мимики) или оценивать выражения лица кого-либо, определять по нему эмоциональные состояния (удивление, отвращение, страх, печаль, гнев, радость).

При общении это способствует взаимопониманию. Также эмоции важны для управления поведением человека. Эмоциональные движения человека сообщают ему информацию о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит. Маурер утверждал, что «эмоции являются одним из ключевых, фактически незаменимых факторов в тех изменениях поведения или его результатов, которые мы называем «научением».

Следовательно, можно сделать вывод, что именно эмоции определяют, что для человека значимо, а что нет в данный момент, и тем самым помогает ему в различных жизненных ситуациях. Эмоции - это ничто, ни поступки, ни мысли, ни слова не выражают так верно, ясно и четко нас самих, как наши чувствование.

Часто эмоции в психологии определяются как сложное состояние чувств, влияющие на поведение и мышление.

Также эмоциональность связана с другими психологическими явлениями, как мотивы, характер, личность, темперамент. Эмоции сопровождают нас по жизни постоянно. Мы не понимаем, что на какие-либо события реагируем так, а не иначе. Поэтому попробуем проследить появление эмоциональных состояний с разных точек зрения ученых, психологов и философов. [2, с.88]


Теория Джемса - Ланге

«Телесные изменения прямо следуют за восприятием волнующего факта, а чувство, которое они в нас вызывают, и есть эмоция».

Джеймс и Ланге считали, что определенные физические состояния характерны для разных эмоций – волнения, гнева, страха, восторга.

Согласно этой теории событии развиваются так: мы грустим, потому что расстроены, плачем; приведены в ярость, потому что наносим удары, злые или оскорблены; мы боимся, потому что дрожим, испугались.

Иными словами, сначала в организме под воздействием внешних стимулов происходят характерные изменения для эмоций и лишь затем появляется сама эмоция.

Теория Линдсея - Хебба

Данная теория дополняет существующие представления о связи эмоций с поведением. В соответствие с данной теорией эмоции являются сенсорным эквивалентом, активирующим системы мозга.

Определяются эмоциональные состояния воздействием ретикулярной формации ствола головного мозга. Возникают эмоции в результате выполнения или нарушения в структурах нервной системы.

В своей работе Дональд Олдинг Хебб показал, что для достижения успешного результата деятельности, человеку необходим наилучший, средний уровень эмоционального возбуждения.

Теория Шехтера - Зингера

  1. Восприятие повышения уровня активации симпатической нервной системы;
  2. Познавательные действия, связанные с интерпретацией ситуации в свете прошлого опыта.

Шехтер считал, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения. Качество или тип эмоции зависит от того, как человек оценивает ситуацию, в которой это происходит.

По Шехтеру физиологическое возбуждение может испытываться, как веселье или как страх в зависимости от трактовки ситуации.

Он показал, что именно мотивация и память человека вносят вклад в эмоциональные процессы. Данная теория, которая предложена С. Шехтером, получила название когнитивно – физиологической теории.

Теория П. В. Симонова. Информационная теория эмоций.

Оригинальную работу о причинах появления эмоций показал П. В. Симонов. Он считает, что эмоции появляются из-за недостатка или избытка сведений, которые необходимы для удовлетворения потребности. По П. В. Симонову, уровень эмоциональной ситуаций определяется силой потребности и величиной недостатка прагматической информации, которые необходимы для достижения цели. Связана информационная теория эмоций с павловским направлениям к изучению психической деятельности мозга.


1.2. Эмоциональные состояния человека

В основном под эмоциональными выражениями выделяют шесть видов эмоций: гнев, страх, отвращение, удивление, радость, печаль.

Гнев - это чувство, возникающие, когда человек с помощью запугивания пытается заставить других людей делать то, что он хочет. Однако гнев для отношений имеет разрушительный характер и собственного психологического здоровья. Но благодаря гневу человек бессознательно ощущает свою власть. Чувством гнева управлять довольно сложно. У человека гнев выражается в том, что лицо горит или краснеет, на лбу и на шее надуваются вены.

У человека при гневе мышцы напрягаются, и он может чувствовать себя раздраженным. Зубы и рот крепко сжаты. Человек ощущает свою силу и хочет наносить удары. Он готов к мгновенному действию. Чем сильнее гнев, тем более энергичным и сильным чувствует себя человек. Гнев - это источник психологической силы, необходимой в некоторых жизненных ситуаций. [3, с.268]

Страх - это эмоция большой силы, оказывающей существенное воздействие на поведение и мышление человека. Он указывает на опасность, которую необходимо избежать. Все люди испытывают страх, независимо от возраста и социального положения. Причины страха – это ситуации или события, являющиеся сигналом опасности.

У человека страх выражаются по-разному: тревожностью, паникой, запуганностью и ужасом. Человек при страхе чувствует полную незащищенность, неуверенность и угрозу, возникает чувство опасности. Следовательно, страх - это наиболее опасная из всех эмоций. Сильный страх способен привести человека к смерти.

Однако страх не является только злом. Он может быть предупреждающим сигналом и способен менять поведение человека.

Отвращение является отрицательным эмоциональным состоянием. Отвращение в некоторых отношениях близко связано с гневом. Однако оно не так опасно, как гнев.

Подобно ощущение отвращения чувству тошноты и плохого вкуса. Обозначает выражение «отвращение» нечто отвратительное на вкус.

Человек стремиться отстраниться от объекта отвращения или изменить данный объект так, чтобы он перестал вызывать отвращение. Вызывает отвращение желание физического избавление от чего-либо или кого-либо. Таким образом, человек при отвращении переживает глубокое неудовольствие

Удивление является самой кратковременной эмоцией. Это быстро проходящая реакция на неожиданное и внезапное событие. Причиной его становится именно неожиданное и внезапное событие.