Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Монополистическая конкуренция).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. С отказом от командно-административной системы и началом в России рыночных преобразований роль государства стала меняться. В качестве одного из субъектов экономического кругооборота оно стало выполнять не свойственные ему раньше функции, регулирующие товарные отношения. А в связи с тем что Россия прошла период переходной экономики чрезвычайно быстро, процессы формализации отношений между рынком и государством происходили как с учетом мирового опыта, так и на базе отношений личного и управленческого характера, свойственных командно- административной системе.

Правовые рамки государственного регулирования цен на жизненно необходимые товары и услуги, поддержки конкуренции, ограничения рыночной власти крупных компаний выстраивались в России с учетом мирового зарубежного опыта, который приобретался развитыми странами на протяжении многих лет. Так, в США опыт антимонопольного регулирования насчитывает более 100 лет после принятия в 1890 г. первого антимонопольного закона — Акта Шермана (Sherman Act), состоящего из семи статей. И ни одна из них до настоящего времени не отменена, хотя в них вносились многочисленные поправки.

Целью данной работы является изучение монополистической конкуренции, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты монополизации рынка;

- провести анализ фирмы на монополистическом рынке обуви.

Объект исследования – обувная компания «Центр обувь».

Предмет исследования – монополистическая конкуренция на обувном рынке.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области конкуреции, материалы периодических изданий и сети Интернет.

Глава 1 Теоретические аспекты процесса монополизации рынка

1.1 Монополистическая конкуренция

Исходные положения теоретического анализа исследуемой проблемы были заложены в работе Э. Чемберлена «Теория монополистической конкуренции» (1933) и П. Самуэльсона «Монополистическая конкуренция — революция в теории» (1967). Экономическое поведение фирм здесь определяется структурой рынка — монополистической конкуренцией, имеющей общие черты и с монополией, и с конкуренцией:


  • большое число продавцов;
  • каждый имеет малую долю на рынке;
  • свободный или лёгкий вход на рынок и уход с него;
  • доступ к информации;
  • производимые блага связанные, но не однородные, не гомогенные.

На монопольно-конкурентном рынке фирма, предлагающая блага, выгодно отличающиеся от продукции конкурентов, может и не учитывать действия других фирм, их реакции на её экономическое поведение. Однако возможны и другие варианты действий фирм на данном рынке.

Если рассмотреть экономическое поведение фирм на таком рынке в рамках институционального подхода как взаимодействие «принципала — агента», то это будет выглядеть следующим образом. В качестве принципала будет выступать та фирма, которая имеет наиболее привлекательные для покупателя условия предоставления продукции, сильную дифференциацию продукции, что позволяет ей устанавливать цены в определённых интервалах. Чем больше этот интервал цен и чем дольше фирма может удерживать его на рынке, тем в большей степени она выполняет роль принципала — регулирующего, контролирующего центра, на которого в своей деятельности если не ориентируются, то обращают внимание другие фирмы-конкуренты. Роль принципала связана с наличием у фирм тех или иных проявлений конкурентного монополизма, и, хотя они присущи в различных сочетаниях тем или иным фирмам, на рынке монопольной конкуренции всегда есть фирма или несколько фирм, у которых их экономическое положение как монополистов более благоприятное, чем у других фирм. В такой ситуации другие фирмы, как более слабые конкуренты, имея менее выраженные конкурентные позиции, фактически выполняют иные функции, становятся в какой-то мере зависимыми. Это позволяет утверждать, что они выполняют роль агентов (зависимых, контролируемых субъектов), при этом зависимость связана не с прямым контролем их объёмов производства, ассортимента, а с уровнем дифференциации товара, его качеством, условий предоставления производимых благ, т. е. способов неценовой конкуренции. Именно в сфере монополистической конкуренции складываются взаимоотношения фирм как принципала и агента, и в своём экономическом поведении фирмы стремятся перейти от роли агента к роли принципала, что делает данный рынок очень подвижным, неустойчивым.

1.2 Монополизация рынка

Экономическое поведение фирмы связано с анализом её возможностей осуществлять инновации.


Новизна производимых и предлагаемых фирмами благ сегодня превращается в один из определяющих факторов конкурентоспособности фирмы и становится самостоятельной ценностью. Среди факторов, обеспечивающих её, важным является научно-технический прогресс. Его результаты, достижения позволяют расширить разнообразие самих товарных рынков, обеспечивать это расширение внутри существующих рынков, делать товары и услуги доступными различным индивидам. Индивидуализация товаров, их различаемость, многофункциональность (напр., часы с компьютером) являются слагаемыми успеха фирмы на рынке монополистической конкуренции. Триада «качество — обслуживание — цена» — наиболее предпочтительные ориентиры для фирмы в условиях монополистической конкуренции.

Рациональное экономическое поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции достигается при тщательном анализе текущих потребностей и прогноза их в будущем для своих реальных и потенциальных потребителей. Существуют различные факторы, которые изменяют потребности индивидов, потребителей благ. И если на монополистическом рынке нет необходимости постоянного и глубокого анализа потребностей субъектов, т. к. производимый товар уникален, не имеет близких заменителей и востребован, то на рынке монополистической конкуренции существует огромное многообразие товаров в каждом виде (ткань, обувь и т. д.) и именно производимые этими фирмами блага удовлетворяют различные потребности субъектов. Поэтому этот вид рынка предполагает иное отношение фирм к потребителю, и их экономическое поведение нацелено на обеспечение конкурентоспособности товаров, услуг, наилучшее удовлетворение запросов потребителей.

Появление новых предприятий в отрасли на рынке монополистической конкуренции может привести к росту общего объёма производимых благ, увеличению предложения, что при сохранении спроса со стороны покупателей может привести к снижению цен и получаемых доходов. Поэтому фирмы-производители стремятся к дифференциации продукции, отвечающей индивидуальным предпочтениям потребителей и созданию собственных каналов распределения (предприятия-производители открывают собственные фирменные магазины по продаже продукции — автосалоны, мебельные, продовольственные магазины и т. д.). Если отдельные покупатели отдают предпочтение кому-либо из производителей, продавцов того или иного блага, такой рынок называется неоднородным, в отличие от однородного рынка, на котором отдельному покупателю практически безразлично, у кого из продавцов продукцию какого производителя он приобретает (рынок сельскохозяйственной продукции). Выделение потребителем той и иной группы товаров и услуг, предпочтения их общей товарной массе может быть связано с множеством причин, среди которых отметим главные:


  • соответствие данного товара запросам со стороны покупателей, их потребностям; при этом чем выше степень этого соответствия, тем более предпочтительно данное благо; это может быть высокая степень надёжности (оборудование, бытовая техника), экономичности, долговечности, эстетичности, комфорта (мебель), дизайна, экологичности и т. д.;
  • степень дифференциации товара — потребитель имеет широкий выбор и на основе собственных критериев выбирает тот или иной товар (сорт пива, сигарет и т. д.);
  • привлекательность сервисных услуг — доставка на дом, гарантийное обслуживание, гибкая система скидок и т. п.;
  • доверие к продукции той или иной фирмы, в основе которого могут формироваться как привычки, традиции потребителей, так и его собственный опыт, гарантии тех, кто уже пользовался данным благом; это может быть высокое качество товара, соответствующее его цене, его многофункциональность, а также безупречная репутация фирмы в глазах потребителя;
  • удобство приобретения товара — близкое местоположение фирмы, производящей товары или предоставляющей услуги.

На рынке монополистической конкуренции существуют фирмы, производящие услуги (а не товары), и между ними также возникают различные виды конкуренции. Однако здесь есть своя специфика.

Если качество товара фиксируется до его эксплуатации потребителем (паспорт изделия), его можно увидеть визуально (дизайн), осязать, обонять и т. д., проверить при покупке, иметь гарантию при эксплуатации, то качество услуг определяется самим процессом их предоставления и оценивается потребителем не до, а после предоставления услуги (медицинские, парикмахерские и т. д.).

Если потребитель предпочитает тот или иной товар по объективным характеристикам (технические данные), то процесс предоставления услуги неотделим от субъекта, осуществляющего эту деятельность, и для потребителя значима личность субъекта, предоставляющего услуги, контакт с ними, поэтому в оценке качества услуг сильны субъективные, личностные оценки потребителя.

Если в товарах существует взаимозаменяемость, то в услугах такого явления практически не наблюдается, более того, услуги специализированные (хирургические) нельзя заменить на другие (офтальмологические). В отношении услуг может действовать лишь принцип комплексности (оздоровительные процедуры), а это предопределяет возможность выбора потребителем определённого спектра их и, следовательно, создаёт конкурентную среду.

Максимизация прибыли в долгосрочный период это необходимое условие успешной и стабильной успешной деятльности компании, расширения своей деятельности. Получение экономической чистой прибыли позволяет увеличить и обновить материальную и техническую базу, поднять капиталоемкость компании, обеспечить рост доходов за счет увеличения объема сбыта.


В отличие от краткосрочного, долгосрочный период характеризуется тем, что изменения касаются как переменных, так и постоянных издержек предприятия. Неограниченные (условно ограниченные) временные сроки допускают изменение объема мощностей и  расширение производства с одной стороны (МС), и увеличение объема выпускаемой  продукции Q, с другой. В этом отношении предприятие имеет более широкое поле возможностей для гибкого реагирования на условия конкурентной среды.

Отрицательные стороны монополий:

- возможность перекладывать издержки компании-производителя на конечного покупателя, не имеющего возможности оказывать влияние на производителя. Это достигается увеличением цен, что снижает жизненный уровень населения;

- блокирование научно-технического прогресса из-за отсутствия конкуренции;

- экономия монополистом собственных средств за счет снижения качества производимой продукции и услуг;

- замена экономического механизма формой административной диктатуры.

Но у монополии есть и свои положительные стороны:

- укрупнение масштабов производства приводит к снижению издержек и экономии ресурсов;

- в случае экономического кризиса монополистические объединения держатся дольше других компаний и раньше них начинают выходить из кризиса. За счет этого сдерживается спад производства и безработица;

- часто продукция монополистических фирм отличается высоким качеством, за счет чего они и завоевывают господствующее положение на рынке;

- благодаря монополизации может повышаться эффективность производства. Ведь только крупное предприятие имеет достаточно средств для проведения различных исследований и разработок.

Глава 2 Анализ монополизации рынка обуви

2.1 Рынок обуви

Планирование стратегии маркетинга обувного торгового предприятия должно осуществляться с учётом современного состояния рынка обуви. Объективная оценка объёма обувного рынка затруднительна из-за отсутствия достоверной статистической базы, а также фактическим присутствием на рынке неучтённого производства и «серого» импорта Ориентировочные показатели приведены в табл. 1[1].

Таблица 1 Оценка объема рынка обуви, фигурирующая в СМИ