Файл: Государственное регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами или иные согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции, в частности навязыванию невыгодных условий контрагенту, необоснованному установлению различных цен, тарифов, на один и тот же товар и т.д., если иное не установлено законом [21, с. 76].

Также, следует отметить, что согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, но отвечающие совокупности условий:

  1. результат таких действий соответствует интересам каждого из субъектов;
  2. действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующему субъекту, в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;
  3. действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных субъектов участвующих в согласованных действиях, т.к. они являются следствием объективных обстоятельств.

Все эти запреты не распространяются на согласованные действия хозяйствующих субъектов, совокупная доля которых на товарном рынке не превышает 20%, а доля каждого из них не превышает 8%. Также данные правила не распространяются на согласованные действия субъектов входящих в одну группу лиц, если один из субъектов контролирует другого.

Таким образом, коллективная монополистическая деятельность, как разновидность монополистической деятельности, это соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию, которые проявляются в различного рода действиях, приводящих в последствие к нарушению антимонопольного законодательства.

Исходя из содержания главы можно сделать вывод, что законодательно обозначены виды монополистической деятельности и на государственном уровне ведется борьба с незаконным ограничением конкуренции, однако в большинстве случаев достаточно трудно выявить и доказать преступные деяния недобросовестных хозяйствующих субъектов.

Глава III. Государственный контроль за монополистической деятельностью и ответственность за монополистическую деятельность


§1. Государственный контроль за монополистической

деятельностью

Государство осуществляет контроль за монополистической деятельностью с помощью различного рода нормативно-правовых актов. Основным из них является ФЗ «О защите конкуренции», который устанавливает контроль государства за монополистической деятельностью в рамках разрешения определенных условий:

  • создание препятствий для доступа на товарный рынок (ухода с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам или ограничения свободы их конкуренции;
  • изъятие товаров из обращения, ограничение производства, имеющих целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке, необоснованное и преднамеренное повышение (снижение) цен, а также принятие иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение;
  • установление (поддержание) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;
  • заключение и (или) исполнение договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора или невыгодных для данного контрагента при добросовестном исполнении договора, а также любое иное навязывание таких условий или отказ от заключения договора по причине отказа их принятия возможным контрагентом;
  • заключение соглашений, которые ограничивают свободу участников этих соглашений определять цены и (или) условия предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами, а также навязывание таких условий или отказ от заключения договоров по причине отказа принятия возможным контрагентом названных условий;
  • заключение соглашений, влекущих ограничение или установление контроля над производством, рынками сбыта товаров или развитием технического прогресса;
  • применение к хозяйственным партнерам неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции, в том числе включения в договоры дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
  • согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;
  • осуществление иных действий (бездействие), приводящих к указанным результатам [25, с. 247].

Государственным органам запрещается осуществлять деятельность и принимать акты законодательства, целью которых будет являться ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов, создание дискриминирующих условий деятельности отдельных субъектов, ограничение конкуренции или причинения вреда правам, свободам и законным интересам субъектов хозяйствования, такие как: необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов, устанавливать запреты на осуществление определенных видов деятельности, ограничивать право отдельных субъектов заключать сделки.


Таким образом, государственный контроль за монополистической деятельностью осуществляется через нормативно-правовые акты, которые создаются Правительством РФ, и ФАС России, и соответственно через органы Правительства и ФАС России и её территориальных органов, которые в свою очередь при наличии заявлений о нарушении антимонопольного законодательства проверяют и выявляются данные нарушения.

§2. Ответственность за монополистическую деятельность

За нарушения антимонопольного законодательства предусмотрены следующие виды ответственности: гражданско-правовая, административная и уголовная. Осуществление ответственности происходит в административном и судебном порядке. В частности, гражданско-правовая и уголовная ответственность могут быть возложены только судебными органами, меры административной ответственности применяются федеральным антимонопольным органом и его территориальными управлениями [20, с. 379].

Административно-правовая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства установлена в главе 19 КоАП РФ. Данные правонарушения посягают на порядок управления и определены ч. 2 ст. 19.5 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального антимонопольного органа, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 100 МРОТ или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 2000 до 5000 МРОТ [20, с. 379].

Следует учитывать, что штраф за нарушение антимонопольного законодательства, совершенное несколькими лицами, налагается отдельно на каждого нарушителя и не применяется к органам власти, иным организациям. Привлечение к ответственности лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не освобождает их от обязанности исполнять решения и предписания антимонопольного органа, представлять в антимонопольный орган ходатайства или уведомления для рассмотрения либо осуществлять иные предусмотренные антимонопольным законодательством действия (ч. 2 ст. 37 ФЗ «О защите конкуренции»).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 19.5 КоАП РФ, в соответствии со ст. 23.48 КоАП РФ рассматривают федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы. От имени этих органов рассматривать дела вправе: 1) руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители; 2) руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители.


Уголовно-правовая ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции применяется на основании ст. 178 УК РФ [20, с. 380].

Так, недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем установления или поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен, если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей. Квалифицирующие признаки данного преступления предусмотрены ч. 2, 3 ст. 178 УК РФ.

Кроме того, нормы УК РФ устанавливают запрет на принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179), незаконное использование товарного знака (ст. 180), незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183) [20, с. 379].

Таким образом, ФАС России, а также непосредственно суды могут привлекать лиц, нарушивших антимонопольное законодательство к одному из трёх видов ответственности гражданско-правовой, административной или же уголовной, а иногда при совокупности нарушений в нескольким видам сразу, что предусмотрено антимонопольным законодательством России.

Заключение

Таким образом, в рамках проделанной работы были проведены исследования поставленных задач. В частности:

• проанализирована литература по теме исследования;

• рассмотрен порядок, условия и предпосылки применения правовых норм ограничения монополистической деятельности;

• изучены гарантии, предоставляемые хозяйствующим субъектам для осуществления их деятельности на товарных рынках.

После изучения вышесказанного можно сказать, что антимонопольное законодательство является комплексом правовых актов, которые направлены на поддержание конкурентной среды, является гарантом защиты предпринимательской деятельности от монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Однако, не смотря на то, что предпринимательская деятельность контролируется антимонопольным законодательством, оно несовершенно из-за чего создание полноценной конкуренции в РФ, развитие рыночной экономики, продвижение отечественных товаров на мировой рынок замедленно.


Нарушение антимонопольного законодательства может привести к негативным последствиям для предприятий и их должностных лиц, а также нанести серьезный ущерб прибыли и государству.

Российское законодательство нуждается в дальнейшем совершенствовании. Четкая правовая регламентация рассмотренного выше на федеральном уровне позволит существенно ограничить нарушения законодательства и злоупотребления со стороны власти, даст возможность производителям эффективно защищать свои права и интересы.

В целом же становление антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности в России, в том числе формирование соответствующей правоприменительной практики, продолжается.

Таким образом, цель исследования курсовой работы по данной тебе, заключающая в изучении норм российского предпринимательского права и норм, направленных на ограничение монополистической деятельности на товарных рынках достигнута.

Задачи, поставленные при написании данной курсовой работы, выполнены.

Список использованной литературы

  1. Нормативно-правовые акты.
  2. Парижская конвенция «По охране промышленной собственности» от 20 марта 1883 г. // [Электронный ресурс] URL: http://www.wipo.int/treaties/ru/ip/paris/paris.html (дата обращения05.09.2017 г.), свободный.
  3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. // Российская газета. – 1993. – 25 дек.
  4. Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть I) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. // СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3101.
  5. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 января 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. - № 1 (ч.1). – Ст. 1.
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63- ФЗ // СЗ РФ. – 1996. - № 25. – Ст. 2954.
  7. Федеральный закон Российской Федерации «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ. // Российская газета. – 1995. – 29 дек.
  8. Федеральный закон Российской Федерации «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ. // СЗ РФ. – 1998. – № 13. – Ст. 1463.
  9. Федеральный закон Российской Федерации «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ. // Российская газета. – 1995. – 24 авг.
  10. Федеральный закон Российской Федерации «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ. // Российская газета. - 2006. – 27 июля.
  11. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-I. // Российская газета. – 2008. – 1 дек.
  12. Федеральный закон Российской Федерации «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ. // СЗ РФ. – 1996. - № 51. – Ст. 5681.
  13. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ. // Российская газета. – 2003. – 18 дек.
  14. Федеральный закон Российской Федерации «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ. // Российская газета. – 2006. – 15 марта.
  15. Федеральный закон Российской Федерации «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ. // Российская газета. – 1996. – 25 апр.
  16. Постановление Правительства РФ «О правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ» от 6 июля 2008 г. № 510. // СЗ РФ. – 2008. - № 28. – Ст. 3382.
  17. Постановление Правительства РФ «Об утверждении условий признания доминирующим положения кредитной организации и правил установления доминирующего положения кредитной организации» от 26 июня 2007 г. № 409. // СЗ РФ. – 2007. – № 27. – Ст. 3296.
  18. Приказ Федеральной антимонопольной службы России «Об Экспертном Совете при Федеральной антимонопольной службе по развитию конкуренции в сфере рыбохозяйственного комплекса» от 9 сентября 2013 г. // [Электронный ресурс] URL: http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_51185.html (дата обращения 05.09.2017 г.), свободный.
  19. Приказ Федеральной антимонопольной службы России «Об утверждении Методики расчета значений показателей эффективности деятельности руководителя Федеральной антимонопольной службы в сфере развития конкуренции» от 22 февраля 2013 г. № 103/13. // [Электронный ресурс] URL: http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_51117.html (дата обращения 05.09.2017 г.), свободный.
  20. Специальная литература.
  21. Алексеев В.Б. Особенности правового регулирования предпринимательства в РФ: учебное пособие / В.Б. Алексеев. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 176 с.
  22. Алексеева Д.Г. Российское предпринимательское право: Учебник / Д.Г. Алексеева [и др.]; под. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. – М.: Велби, Проспект, 2010. – 1072 с.
  23. Батыко В.Т. Предпринимательское право: Конспект лекций / В.Т. Батыко. – Таганрог ТТИ ЮФУ, 2011. – 116 с.
  24. Беляева О.А. Предпринимательское право: Учебное пособие / под ред. Б.В. Ляндреса. - 2-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ» ИНРФА-М, 2009. – 337 с.
  25. Варламова А.Н. Правовое обеспечение развития конкуренции: учебное пособие // А.Н. Варламова. – М.: Статут, 2010. – 301 с.
  26. Губин Е.П. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. – М.: Юрист, 2005. – 1001 с.
  27. Хохлов В.А. Российское предпринимательское право: Учебник / под ред. В.А. Хохлов. - М.: РИОР. 2009. – 448 с.
  28. Эриашвили Н.Д. Предпринимательское право: учебник / Под ред. Н.М. Коршунова, В.В. Алексия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 533 с.