Файл: Государственное регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Наличие в Российской Федерации правовой основы, создающей гарантии для существования свободной и здоровой конкуренции, а именно антимонопольного законодательства призвано стремиться к идеальной модели социально-ориентированной рыночной экономики, которая заключается в создании благоприятных условий для развития конкурентной среды, равенстве участников экономических отношений, свободе в принятии ими решений в вопросах правил поведения на рынке, недопустимости произвольного вмешательства третьих лиц, в дела участников товарного рынка, в беспрепятственной возможности входа и выхода на товарный рынок.

Государственное регулирование в области конкуренции на товарных рынках осуществляются путем определения организационных и правовых основ поддержки и развития конкуренции, предупреждения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции.

В научной литературе исследованием вопроса о государственном регулировании конкуренции и ограничении предпринимательской деятельности занимались такие авторы как: Беляева О.А; Губин Е.П; Хохлов В.А.

Правовые основы государственного регулирования конкурентных отношений определяются:

  • Конституцией Российской Федерации (далее Конституция РФ) [2];
  • Гражданским кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ) [3];
  • Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ) [4];
  • Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ) [5];
  • Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции») [9];
  • И другие федеральные законы, и законы РФ, регулирующие отношения, влияющие на конкуренции на товарных рынках в РФ.

Актуальность данной темы заключается в том, что в связи с ростом количества субъектов хозяйствующей деятельности на товарном рынке участились случаи создания монополии на тот или иной товар. Таким образом, законодатель создает единую систему правового регулирования конкурентных отношений, обеспечивая единообразие дальнейшего применения антимонопольного законодательства.

Цель работы: проанализировать ограничения монополистической деятельности на товарном рынке.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

  • Проанализировать литературу по теме исследования;
  • Рассмотреть порядок, условия и предпосылки применения ограничений монополистической деятельности;
  • Изучить гарантии, предоставляемые хозяйствующим субъектам для осуществления их деятельности на товарных рынках.

В исследовании были применены следующие методы:

- метод анализа литературы;

- метод анализа нормативно-правовой базы;

- метод сравнения.

Глава I. Общая характеристика законодательства о конкуренции и антимонопольного законодательства

§1. Нормативно-правовое регулирование конкуренции и

монополистической деятельности

Нормативно-правовое регулирование конкуренции и монополистической деятельности основано на нормах Конституции РФ и содержится в антимонопольном законодательстве, принятых в соответствии с антимонопольным законодательством подзаконных нормативно-правовых актах.

Конституция РФ устанавливает определяющие положения, регламентирующие основы соблюдения конкурентного правопорядка, а именно:

- ст. 8 Конституции РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции;

- п. 2 ст. 34 Конституции РФ вводит запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию;

- п. «ж» ст. 71 Конституции РФ определяется, что установление правовых основ единого рынка находится в ведении Российской Федерации, и, следовательно, антимонопольное законодательство имеет федеральный уровень;

- ст. 74 Конституции РФ говорит о том, что не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Так, Российская Федерация как правопреемница СССР является участницей Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. [1]. Одним из направлений сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств является сотрудничество в антимонопольной сфере. В частности, в целях гармонизации отношений в области поддержки и развития конкуренции был подписан Договор о проведении согласованной антимонопольной политики (Москва, 25 января 2000 г.) [20, с. 359].


Антимонопольное законодательство основывается на Конституции РФ и состоит из федеральных законов, которые распространяются на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках и рынках финансовых услуг Российской Федерации.

Основным законодательным актом, входящим в состав антимонопольного законодательства, является ФЗ «О защите конкуренции». Данный ФЗ определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, ограничения конкуренции органами власти на товарных рынках в Российской Федерации, и действует на всей территории Российской Федерации. Действие ФЗ «О защите конкуренции» может носить может распространяться на территории других государств в случае, если действия (соглашения), совершаемые (заключаемые) за пределами территории Российской Федерации, приводят к ограничению конкуренции на рынках в Российской Федерации.

Определенные особенности имеет действие данного ФЗ по кругу лиц. Так, под действие норм ФЗ подпадают: хозяйствующие субъекты, органы власти, за исключением федерального органа законодательной власти, органов судебной власти, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации. Кроме того, положения ФЗ «О защите конкуренции», относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются на группу лиц.

Особенности предусмотрены и в отношении действия данного ФЗ по сфере регулируемых отношений. В частности, ФЗ «О защите конкуренции» не распространяется:

- во-первых, на отношения, связанные с объектами исключительных прав, за исключением случаев, если соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции либо приобретение, использование и нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности могут привести к недобросовестной конкуренции;

- во-вторых, на отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках.

ФЗ «О защите конкуренции» является основным в структуре антимонопольного законодательства, но нормы антимонопольного регулирования содержатся и в иных законодательных актах, прежде всего в ГК РФ. Так, ст. 10 ГК РФ, определяя пределы осуществления гражданских прав, устанавливает, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке. В случаях совершения таких деяний суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права.


При характеристике антимонопольного законодательства необходимо учитывать и тот факт, что определенные сферы экономической деятельности функционируют в условиях государственной либо естественной монополии и подвержены специальному законодательному регулированию. В частности, сферы деятельности субъектов государственных монополий определены в нескольких законодательных актах. В их числе: Федеральный закон от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях») [7]. ФЗ «Об акционерных обществах» [6] и ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее ФЗ «О РЦБ») [14]– регулируют отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финан­совых услуг. ФЗ «О естественных монополиях» [8] и другие Федеральные законы, регулирующие монополистическую деятельность.

Подзаконные нормативные правовые акты развивают отдельные положения антимонопольного законодательства. Правовой формой таких нормативных актов являются постановления Правительства РФ и приказы федерального антимонопольного органа. Так, например, Постановление Правительства «О правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации» [15]. Приказ ФАС «Об экспертнном Совете при Федеральной антимонопольной службе по развитию конкуренции в сфере рыбохозяйственного комплекса» [17]. Приказ ФАС «Об утверждении методики расчёта значений показателей эффективности деятельности руководителя Федеральной антимонопольной службы в сфере развития конкуренции» [18]. Постановление Правительства «Об утверждении условий признания доминирующим положения кредитной организации и правил установления доминирующего положения кредитной организации» [16].

Следует также обратить внимание, что полномочия антимонопольного органа, которые в настоящее время осуществляет Федеральная антимонопольная служба, определены законами о конкуренции и конкретизированы в подзаконном нормативном акте. Федеральная антимонопольная служба осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими органами власти и организациями.

Таким образом, нормативно-правовое регулирование конкуренции и монополистической деятельности основано на Конституции РФ, ФЗ «О защите конкуренции» как основном антимонопольном законе, и ряде других Федеральных законов, а также на подзаконных нормативно-правовых актах, таких как Постановления Правительства РФ и Постановления и Приказы ФАС России, что в свою очередь обуславливает качественное и своевременное реагирование данными органами на нарушения в сфере антимонопольного законодательства.


§2. Защита конкуренции и понятие монополистической

деятельности

Антимонопольное законодательство – совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, предупреждение и пресечение правонарушений.

Основным нормативным актом, регулирующим антимонопольное законодательство России, является Конституция РФ. В ст. 8 Конституции РФ законодатель гарантирует поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности. Более широко конституционные принципы существования и поддержания конкуренции раскрываются в нормах ГК РФ.

Таким образом, статьями 9 и 10 ГК РФ законодатель установил, что граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им гражданские права исключительно по своему усмотрению, но, несмотря на это, законодатель устанавливает необходимые ограничения этой свободы. Такие ограничения выражаются в следующем: не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, также в ограничении злоупотребления доминирующим положением на рынке.

В развитие названных общих норм приняты специальные антимонопольные законы и законы, содержащие антимонопольные правила:

- ФЗ «о защите конкуренции»;

- ФЗ «о рекламе» [13];

- ФЗ «о естественных монополиях»;

- ФЗ «о рынке ценных бумаг»;

- Закон РФ «о защите прав потребителей» [10] и др.

Монополистическая деятельность – противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) субъектов предпринимательства (хозяйствующих субъектов и финансовых организаций), направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции [24, с. 224].

Монополистическая деятельность является правонарушением, ее следует рассматривать как противоположность конкуренции. При этом конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Монополии в России — это зачастую бывшие ведомства и крупные промышленные предприятия. Примером первых является концерн «Газпром», который перенес системы организации и хозяйствования, используемые министерствами, на рыночные отношения. Бывшие крупные государственные предприятия после их преобразования в акционерные общества также получили большие экономические преимущества и в основном заняли доминирующее положение.