Файл: Государственное регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Монополия заключается в определенном привилегированном положении субъекта предпринимательства на рынке, дающем ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия оборота товаров на данном рынке (в основном цену); это доминирующее положение одного или нескольких субъектов предпринимательства (группы лиц) на соответствующем рынке [22, с. 290].

Установить полный запрет предпринимательских монополий государство не может, и поэтому лишь ограничивает их деятельность различными способами. Так, само по себе наличие монопольного (доминирующего) положения не является правонарушением, однако злоупотребления в определяемых законом формах индивидуального поведения монополиста и соглашений не допускаются.

В определенных случаях установление условий абсолютной монополии является оправданным и экономически целесообразным.

Прежде всего, речь идет о сферах естественных монополий (железнодорожные магистрали, газоснабжение) и государственной монополии (производство и продажа оружия, необработанных драгоценных металлов и камней и т.д.) [19, с. 97].

Осуществление государственной монополии регламентируется федеральными законами «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [12], «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», «Об оружии» [11] и т.д. По своему содержанию деятельность, выступающая объектом государственной монополии, является предпринимательской и осуществляется субъектами предпринимательства, специально уполномоченными государством.

Выполнение функций по реализации антимонопольного законодательства и контролю за ним возложено на антимонопольные органы: Федеральную антимонопольную службу России и антимонопольные службы субъектов РФ. В соответствии с законом они выявляют нарушения антимонопольного законодательства, принимают меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекают к ответственности за такие нарушения; предупреждают монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства и др.

Законодательством предусмотрены составы монополистической деятельности, которые проявляются в форме индивидуального поведения монополиста путем злоупотребления своим доминирующим положением и в форме соглашений хозяйствующих субъектов.

Ст. 9 ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает, что на равнее с категорией хозяйствующего субъекта законодатель использует понятие группы лиц, которая рассматривается подобно предпринимателю как единый субъект рынка. Установленные законом запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, также распространяются на действия (бездействие) группы лиц.


Итак, монополистическая деятельность это противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) субъектов предпринимательства (хозяйствующих субъектов и финансовых организаций), направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, что напрямую соединяет её с понятием защиты конкуренции, как основной задачи ФАС России.

Глава II. Виды монополистической деятельности и конкуренции

§1. Доминирующее положение

Антимонопольное законодательство использует правовую категорию, общий правовой режим «доминирующее положение» для регулирования и контроля различной степени монополизации рынков.

Однако неправомерным является только злоупотребление доминирующим положением, которое считается одним из видов монополистической деятельности [22, с. 288].

Следует выделять два основных критерия для определения доминирующего положения субъекта предпринимательства на рынке: качественный и количественный (вспомогательный) критерии.

Качественный критерий содержит указание на сущность поведения субъекта предпринимательства на определенном рынке. Так, в соответствии с ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Помимо качественных характеристик доминирующее положение хозяйствующего субъекта имеет и количественные характеристики. Доля субъекта на рынке определенного товара должна превышать 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим. В исключительных случаях антимонопольным органом может быть установлено доминирующее положение хозяйствующего субъекта с долей на соответствующем рынке менее 50%, но не ниже 35%, исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок [26, с. 245].


По общему правилу субъект не может быть признан монополистом, если доля его на соответствующем рынке менее 35%. Исключением является случай, когда доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

  • совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50%, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70%;
  • в течение длительного периода относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;
  • реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении, рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Закрепленная в ФЗ «О защите конкуренции» доля товара на рынке, позволяющая рассматривать ее владельца как занимающего доминирующее положение, объясняется многими факторами; например, состоянием экономики, сложившейся структурой рынка и прогнозируемой ее динамикой, реальной возможностью государства контролировать состояние товарного рынка.

Таким образом, для полноценной оценки доминирующего положения хозяйствующего субъекта антимонопольным органом должны быть проанализированы и использованы как количественные, так и качественные характеристики, и критерии положения предпринимателя на рынке. Нередко случаи включения в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, выступают объектами спора между предпринимателями и антимонопольными органами.

ФЗ «О защите конкуренции» также определяет иные негативные факторы, которые могут повлиять на конкуренцию, а значит, на нормальное функционирование рынка, — это, например, индивидуальные действия (бездействия), а также различные соглашения, ограничивающие, устраняющие и не допускающие конкуренцию. Они также являются противозаконными, но не относятся к составам монополистической деятельности в отличие от ранее действовавшего законодательства.


Таким образом, доминирующее положение на товарном рынке — это такое положение хозяйствующего субъекта, которое в силу качественных, либо количественных критериев может оказывать немалое влияние на данный товарный рынок. Однако каждый такой критерий можно оспорить через органы ФАС России, как основного антимонопольного органа, разрешающего споры, возникающие по существу доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке.

§2. Индивидуальная монополистическая деятельность

Под индивидуальной монополистической деятельностью понимается деятельность, которая заключается в злоупотреблении хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на товарном рынке.

Данная монополистическая деятельность проявляется в следующих формах:

  • установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
  • изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;
  • навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);
  • экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
  • экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
  • экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;
  • установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;
  • создание дискриминационных условий;
  • создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
  • нарушение установленного законодательством порядка ценообразования [21, с. 75].

Однако хозяйствующий субъект всегда имеет право представлять доказательства, что его действия являются допустимыми. Все указанные требования не распространяются на действия по осуществлению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средства индивидуализации.

Таким образом, индивидуальная монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке, которое может проявляться в различных видах. Однако, как и в любом ином виде монополистической деятельности хозяйствующему субъекту необходимо будет доказать есть ли доминирующее положение и допустимы ли действия такого субъекта.

§3. Коллективная монополистическая деятельность

Под коллективной монополистической деятельностью понимаются соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. Так, согласно п. 1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:

  • установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
  • повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
  • разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
  • отказ от заключения договоров с определёнными продавцами / покупателями;
  • экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
  • навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);
  • сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;
  • созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
  • установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги [21, с. 76].