Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Взаимоотношение между общей и конкурентной средой).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 3
Пример таблицы макросреды приведен в приложении 6.
Финансовый анализ
Финансовое состояние фирмы зачастую рассматривается как основополагающий фактор её привлекательности. Именно поэтому анализ сильных и слабых сторон в финансовом состоянии фирмы является очень важным.60 Данный анализ осуществляется с помощью анализа баланса и отчета о прибылях и убытках компании. Инструментами анализа являются показатели платежеспособности, финансовой устойчивости, доходности и оборачиваемости. «Показатели текущей платежеспособности показывают отношение наличных, безналичных и других краткосрочных активов к обязательствам компании».61 Основные показатели текущей платежеспособности: коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент критической ликвидности и коэффициент текущей ликвидности. Показатели финансовой устойчивости определяют степень использования компанией займов и кредитов, а так же её независимость от кредиторов.62 Основные показатели текущей ликвидности: величина собственного оборотного капитала, коэффициент автономии, коэффициент финансового риска, коэффициент финансовой устойчивости, коэффициент маневренности собственного капитала, коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами и коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами. «Показатели доходности показывают комбинированный эффект ликвидности активов, управления активами, и управление обязательствами на деятельность компании».63 Основные показатели доходности: рентабельность всего капитала, общая рентабельность, рентабельность собственного капитала и рентабельность продаж. «Показатели оборачиваемости определяют эффективность использования и управления фирмой своими активами».64 Основные показатели оборачиваемости: коэффициент оборачиваемости всего капитала, : коэффициент оборачиваемости собственного капитала, : коэффициент оборачиваемости оборотных активов, : коэффициент оборачиваемости кредитных задолженностей, а также коэффициент оборачиваемости в днях всех активов.
Методики расчетов приведены в приложении 7.
Полученные коэффициенты сравниваются с теми же прошлых лет для получения информации о развитии компании, а также со средними показателями по отрасли для получения информации о результате деятельности компании по сравнению со всей отраслью и, в частности, с её конкурентами.
Матрица анализа слабых и сильных сторон
Матрица анализа слабых и сильных сторон позволяет суммировать и проанализировать основные слабые и сильные стороны компании. Так же как и матрица анализа возможностей и угроз матрица анализа слабых и сильных сторон не является объективным инструментом, так как построена на предположениях аудитора. Для того чтобы построить данную матрицу в первую очередь нужно определить сильные и слабые стороны компании. Затем каждой из сторон нужно придать определенный вес в соответствии с важностью для компании от 1 - 100%, всего 100%. Следующий шаг – это ранжирование каждой сильной и слабой стороны в соответствии с сегодняшней деятельности компании. 5 – очень хорошо, 4 - хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – не удовлетворительно, 1- очень плохо. Затем следует подсчет результатов с помощью суммирования произведений веса на рейтинг. 5 – сильные стороны значительно перевешивают слабые, 4 – сильные стороны не значительно перевешивают слабые, 3 – слабые и сильные стороны сбалансированы, 2- слабые стороны перевешивают сильные и 1 – слабые стороны значительно перевешивают сильные. Последний шаг это составление комментариев к каждой из сторон в соответствии с деятельностью компании.65
Вес |
Рэйтинг |
Результат |
Коментарии |
||
1 |
|||||
2 |
|||||
3 |
|||||
4 |
|||||
5 |
|||||
6 |
|||||
7 |
|||||
… |
|||||
1 |
|||||
2 |
|||||
3 |
|||||
4 |
|||||
5 |
|||||
6 |
|||||
7 |
|||||
… |
Источник: Thomas L. Wheelen, J.David Hunger. (1995). Strategic Management (5th ed.). New York: Addison-Wesley Publishing Company, pp. 136.
Пример матрицы анализа слабых и сильных сторон приведен в приложении 8.
SNW – АНАЛИЗ
SNW – АНАЛИЗ – это усовершенствованный анализ слабых и сильных сторон. SNW – Strength (сильная сторона), Neutral (нейтральноя сторона), и Weakness (слабая сторона). В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW – АНАЛИЗ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S».66
Для составления SNW – анализа необходимо заполнить следующую таблицу:
Наименование стратегической позиции |
Качественная оценка позиции |
|||||||
Сильная (S) |
Нейтральная (N) |
Слабая (W) |
||||||
1 |
Стратегия организации |
|||||||
2 |
Бизнес-стратегии (в целом), в том числе |
|||||||
2,1 |
Бизнес 1 |
|||||||
2,2 |
Бизнес 2 |
|||||||
2,3 |
Бизнес 3 |
|||||||
2,4 |
Бизнес 4 |
|||||||
2,5 |
Бизнес 5 |
|||||||
3 |
Оргструктура |
|||||||
4 |
Финансы, как общее финансовое положение |
|||||||
4,1 |
Финансф как состояние текущего баланса |
|||||||
4,2 |
Финансы как уровень бух. Учета |
|||||||
4,3 |
Финансы как финструктура |
|||||||
4,4 |
Финансы как доступность инвестиционных ресурсов |
|||||||
4,5 |
Финансы как уровень финансового менеджмента |
|||||||
5 |
Продукт как конкурентноспособность в целом |
|||||||
5,1 |
Продукт 1 |
|||||||
5,2 |
Продукт 2 |
|||||||
5,3 |
Продукт 3 |
|||||||
5,4 |
Продукт 4 |
|||||||
5,5 |
Продукт 5 |
|||||||
6 |
Структура затрат (в целом), в том числе |
|||||||
6,1 |
Бизнес 1 |
|||||||
6,2 |
Бизнес 2 |
|||||||
6,3 |
Бизнес 3 |
|||||||
6,4 |
Бизнес 4 |
|||||||
6,5 |
Бизнес 5 |
|||||||
7 |
Дистрибуция как система реализации продукции (в целом), в том числе |
|||||||
7,1 |
Как материальная структура |
|||||||
7,2 |
Как уменеие торговать |
|||||||
8 |
Информационная технология |
|||||||
9 |
Инновации как способ к реализации на рынке продуктов |
|||||||
10 |
Способность к лидерству в целом, в том числе |
|||||||
10,1 |
Способность к лидерству 1 ого лица |
|||||||
10,2 |
Способность к лидерству всего персонала |
|||||||
10,3 |
Способность к лидерству как совокупность объективных факторов |
|||||||
11 |
Уровень производства в целом, в том числе |
|||||||
11,1 |
Качество материальной базы |
|||||||
11,2 |
Как качество инженеров |
|||||||
11,3 |
Как качество рабочих |
|||||||
12 |
Уровень маркетинга |
|||||||
13 |
Уровень менеджмента |
|||||||
14 |
Качество торговой марки |
|||||||
15 |
Качество персонала |
|||||||
16 |
Репутация на рынке |
|||||||
17 |
Репутация как работодателя |
|||||||
18 |
Отношения с органами власти (в целом), в том числе |
|||||||
18,1 |
С федеральным правительством |
|||||||
18,2 |
С правительством субъекта федерации |
|||||||
18,3 |
С органами местного самоуправления |
|||||||
18,4 |
С системой налогового контроля |
|||||||
19 |
Отношения с профсоюзами (в целом), в том числе |
|||||||
19,1 |
с корпоративными |
|||||||
19,2 |
с отраслевыми |
|||||||
20 |
Оношение со смежниками |
|||||||
21 |
Инновации как исследования и разработки |
|||||||
22 |
Послепродажное обслуживание |
|||||||
23 |
Степень вертикальной интегрированности |
|||||||
24 |
Корпоративная культура |
|||||||
25 |
Стратегичесике альянсы |
|||||||
Дополнительные стратегические позиции (с учетом специфики организации) |
||||||||
26 |
||||||||
27 |
||||||||
28 |
||||||||
29 |
||||||||
30 |
Источник: Попов С.А. (1999) Стратегическое Управление. Москва: Инфра – М. стр. 72-74.
Таблица анализа микросреды
Таблица анализа микросреды предназначена для выявления и анализа всех заинтересованых сторон в деятельности компании. Её аналог – это таблица анализа макро среды. Для того чтобы составить данную таблицу необходимо в первую очередь определить ключевых игроков в организации. Затем нужно определить потенциальное влияние каждого из них на организацию. Следующим шагом нужно разбить всех игроков на сильные и слабые стороны компании, после чего оценить их важность для организации. Последним шагом будет определение приоритетных целей для компании.67
Пример матрицы анализа слабых и сильных сторон приведен в приложении 9.
SWOT – анализ
«SWOT – анализ обычно применяется для сопоставления данных анализа внутренней и внешней среды организации и сведения их в единое целое, что позволяет получить общую картину действительности».68 На данный момент мы уже имеем анализ возможностей и угроз, а также анализ слабых и сильных сторон компании, поэтому сейчас нужно только сопоставить эти два анализа, для того чтобы получить общую картину положения предприятия. Так как SWOT – анализ дает общую картину в нем не нужно давать веса характеристикам и ранжировать их.
Таблица SWOT – анализа приведена ниже.
№ |
Factors |
Internal |
External |
Positive |
Strengths |
Opportunities |
|
1 |
|||
2 |
|||
3 |
|||
4 |
|||
5 |
|||
6 |
|||
7 |
|||
8 |
|||
9 |
|||
10 |
|||
Negative |
Weaknesses |
Threats |
|
1 |
|||
2 |
|||
3 |
|||
4 |
|||
5 |
|||
6 |
|||
7 |
|||
8 |
|||
9 |
|||
10 |
Источник: Strategic Planing [1999]. Environmental Scan. [Online]. Available:
http://www.mapnp.org/library/plan_dec/str_plan/str_plan.htm#anchor320862
SWOT: Strategic Planning Process Worksheet
Заключение
Анализ внутренней и внешней сред — это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная, что происходит во внешнем окружении и не развивая свои внутренние компетентные стороны, компания очень скоро начнет терять конкурентное преимущество, а затем может просто исчезнуть с рынка.
В силу вышесказанного можно сделать вывод, что единственно правильным вариантом поведения компании для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является уделение повышенного внимание осуществлению анализа внешнего и внутреннего окружения. Это подразумевает проведение комплексного анализа, который может быть проведен с использованием вышеперечисленных методик, который дает достаточно ясное и объективное представление о конкурентном положении компании. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений.
Список литературы
- Gregory G. Dess, Alex Miller. (1993). Strategic Management. New York: McGraw-Hill, Inc. pp. 39; Strategic Planing [1999]. Environmental Scan. [Online]. Available:
http://www.mapnp.org/library/plan_dec/str_plan/str_plan.htm#anchor320862
- Gregory G. Dess, Alex Miller. (1993). Strategic Management. New York: McGraw-Hill, Inc. pp. 45
- Fred R. David. (2001). Strategic Management (8th ed.). New Jersey: Prentice Hall. Pp. 80
- Fred R. David. (2001). Strategic Management (8th ed.). New Jersey: Prentice Hall. Pp. 82
- William G. Nickelles, & Marian Burk Wood (1997). Marketing. New York: Worth Publishers. pp. 79
- William G. Nickelles, & Marian Burk Wood (1997). Marketing. New York: Worth Publishers. pp. 83
- Gregory G. Dess, Alex Miller. (1993). Strategic Management. New York: McGraw-Hill, Inc. pp. 49
- О.Виханский (2 Издание). (2002). Стратегическое Управление. Москва: Гордерике стр. 58-89
- Константинов Г.Н. (2002). Современная конкуренция и новые задачи менеджмента (лекция семинара в рамках Высшей Школы Экономики). Иркутск.
- О.П. Глудкин., И.М. Горбунов., А.П. Гуров., Ю.Б. Зорин (1999). Всеобщее Управление Качеством Москва: Радио и связь рр.333-334, 338
- William G. Nickelles, & Marian Burk Wood (1997). Marketing. New York: Worth Publishers. pp. 85-93
- Junior Achievement (1999) Прикладная Экономика Москва: ПРИН-ДИ р. 139
- William G. Nickelles, & Marian Burk Wood (1997). Marketing. New York: Worth Publishers. pp. 114-115
- Мехоношин К.А. (2002). Конкурентная Среда (лекция). Иркутск
- Gregory G. Dess, Alex Miller. (1993). Strategic Management. New York: McGraw-Hill, Inc. pp. 55-61; Мехоношин К.А. (2002). Конкурентная Среда (лекция). Иркутск
- William G. Nickelles, & Marian Burk Wood (1997). Marketing. New York: Worth Publishers. pp. 100
- Identifying Strategic Groups in Services Through Cluster [No date] Online. Available: www.sbaer.uca.edu/Research/1995/SMA/95swa009.htm; Some Dimensions for Strategic Groups [No date] Online. Available: http://www.bus.iastate.edu/demarie/courses/MGT478/strategic%20groups.htm
- Константинов Г.Н. (2002). Современная конкуренция и новые задачи менеджмента (лекция семинара в рамках Высшей Школы Экономики). Иркутск.
- Strategic Groups, Exit Barriers and Strategy Decision Constraints in High Tech Companies [No date] James L. Hoyt., Online. Available: