Файл: Планирование эксплуатационной программы гостиничного хозяйства (Планирование эксплуатационной программы гостиницы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Целью данной курсовой работы является исследование самого института экономики гостиничного и ресторанного бизнеса. Проведя все необходимые изучения, необходимо чётко усвоить весь структурно-функциональный комплекс планирования эксплуатационной программы гостиничного хозяйства, организационная форма которой является экономика гостиничного бизнеса.

Полученные знания станут существенным подспорьем в понимании экономической стороны российского бизнес-сообщества, структурной единицей которого является фонд ресторанного хозяйства. Для достижения поставленной цели исследования необходимо обозначить задачи, которые послужат «путеводной звездой» в изучении данного вопроса:

— Планирование эксплуатационной программы гостиницы Изначально представляется целесообразным обозначить общие положения планирования. В этой задаче подлежит раскрытию понятия гостиничного и ресторанного бизнеса и других смежных с этими положений.

— Планирование затрат гостиничного хозяйства

На основе изученных выше вопросов необходимо исследовать типы затрат гостиничного и ресторанного хозяйства. Как известно задачей финансов гостиницы является формирование денежных фондов и использование их в целях осуществления своей производственно – обслуживающей и финансовой деятельности, извлечение прибыли, обеспечение финансовой стойкости.

— Анализ основных фондов ресторанного хозяйства. Одна из важнейших глав данного исследования т.к. рациональное использование материально техничных и трудовых ресурсов ресторана – это совокупность средств, методов, факторов и принципов которые обеспечивают снижение затрат на единицу ресторанной продукции. Меры касательно экономного использования материально – техничных и трудовых ресурсов ресторана можно поделить на производственно - технические и организационно - экономические.

гостиница планирование затрата турист

1. Планирование эксплуатационной программы гостиницы

Эксплуатационная программа гостиницы – это предоставленный гостиницей объем услуг в натуральном и стоимостном выражении. Для номерного фонда эксплуатационная программа в натуральном выражении – это количество место – дней проживания. В процессе составления эксплуатационной программы определяются основные показатели деятельности гостиниц, которые позволяют дать реальную оценку возможностям номерного фонда:


  1. Единовременная вместимость, определяется путем умножения количества номеров каждой категории на количество мест в каждом номере.
  2. Общее годовое количество место – дней в гостинице определяется умножением показателя единовременной вместимости на число календарных дней в году. Полученный показатель характеризует максимальную пропускную способность гостиничных мест.
  3. Поскольку на практике максимальная загрузка невозможна, в связи с возникновением простоев на капитальный ремонт и реконструкцию, то рассчитывается фактическая пропускная способность с учетом простоев. Так число место – дней простоев номеров, вследствие проведения капремонта, определяется умножением вместимости номеров, которые нуждаются в капремонте на среднюю продолжительность проведения таких робот. Так как нет нормативов ремонтных работ, то число простоев определяется делением часов нужных на проведение таких работ на среднюю продолжительность смены и умножением на численность работников. В результате фактическая пропускная способность гостиницы определяется как разность между максимальной пропускной способностью и количеством место – дней капремонта.
  4. Коэффициент использования пропускной способности определяется путем деления фактической пропускной способности на максимальную пропускную способность.
  5. Среднее время проживания определяется путем деления числа оплаченных место – дней на число гостей.
  6. Коэффициент использования номерного фонда определяется путем деления числа оплаченных места – дней на фактическую пропускную способность.
  7. Средняя стоимость гостиничного места определяется путем деления выручки на число оплаченных место – дней.

На показатель эксплуатационной программы гостиницы влияют следующие факторы:

  • разрядность;
  • количество мест и номеров;
  • структура номерного фонда;
  • структура туристов;
  • продолжительность проживания;
  • сроки проведения ремонта.

Ряд оперативных показателей деятельности гостиницы целесообразно рассчитывать не исходя из числа место – дней, а на основе количества номеров:

  1. Коэффициент заполняемости номерного фонда определяется путем деления общего числа занятых номеров на общее количество номеров. В случае расчета коэффициента за месяц числитель дроби умножается на количество дней занятых, а знаменатель на количество всех номеров гостиницы.
  2. Коэффициент занятости гостиничных мест определяется путем деления числа занятых мест на число свободных мест.
  3. Среднее количество туристов приходящихся на один проданный номер определяется путем деления общего числа туристов на количество проданных номеров.

Мп • t + Mк • t

Мпл = Т ,

где

  • Мп и Мк число мест на начало и конец планируемого периода соответственно;
  • Т – количество месяцев в планируемом периоде;
  • t – период наличия соответствующих мест.

Пропускная способность в планируемом периоде определяется путем умножения среднего количества мест в планируемом периоде на длительность планируемого периода.

Таким образом, эксплуатационная программа гостиницы на планируемый период будет равна умножению максимальной пропускной способности гостиницы планируемого периода на планируемый коэффициент ее использования.

На каком бы уровне ни осуществлялось планирование туризма, оно подчиняется одинаковому поэтапному процессу, в котором суще­ствует пять основных фаз:

  • предварительный ситуационный анализ;
  • детальное исследование и подробный ситуационный анализ;
  • промежуточные выводы по ситуационному анализу;
  • постановка целей, разработка стратегии, постановка задач.

Туристское планирование должно быть всеобъемлющим и учиты­вать все составные части туризма, а также общие планы территориаль­ного развития. Его основой должны стать интересы общества, то есть необходимо обеспечить максимальное участие местного населения в принятии решений по вопросам планирования и развития туризма. Базисная концепция планирования связана с организацией некото­рых решений в будущем для достижения определенных целей. Как пра­вило, процесс планирования включает в себя следующие этапы:

1. Подготовительный этап.

2. Постановка целей и задач.

3. Диагностика.

4. Анализ и синтез.

5. Формирование политики и плана.

6. Рекомендации.

7. Осуществление плана.

8. Мониторинг.

Подготовительный этап. На этой стадии необходимо принятие соответствующими органами управления решения о развитии туризма на основе планируемого и контролируемого подхода. Определяются рамочные условия по всем аспектам планирования.

Постановка целей и задач. Этап целеполагания или постановки целей является одним из важнейших для эффективного планирования. [4; с. 34]

Исходя из условия, что рыночные отношения основаны на доми­нанте горизонтальных связей в виде сетевых структур (ассоциации, хол­динги, концерны и т. д.) при сохранении ряда вертикальных (админи­стративных) структур (комитеты, фонды имущества, налоговая полиция и др.), кардинальным образом изменяется подход к разработке перечня целей. Методической предпосылкой к формированию системы стратеги­ческих целей развития туризма является необходимость осуществления стратегического видения будущего состояния отрасли, главных стра­тегических ориентиров, частных целей и задач, конкретизирующих цели развития туризма.


Во - первых, формирование стратегических целей развития туризма должно происходить в контексте общих целей общественного разви­тия, главной среди которых является обеспечение качества жизни насе­ления не ниже принятых общегосударственных минимальных соци­альных стандартов.

Во - вторых, исходной базой разработки целей развития туризма должно быть видение будущего состояния отрасли представителями раз­личных секторов туристской отрасли, общественности, органов управ­ления и пр.

В - третьих, в практической части туристская деятельность может быть ориентирована как на отдельные стратегические цели, так и на их совокупность, которая должна быть структурирована, определе­ны стратегические задачи, более конкретные, выполнение которых приводит к желаемому результату. При этом основная задача состоит в удовлетворении потребностей людей, нуждающихся в различных туристских продуктах, при рациональном использовании всех имею­щихся туристских ресурсов и обеспечении устойчивого развития туризма.

В - четвертых, основными методами участия заинтересованных сто­рон в разработке общественных целей и способов их осуществления для развития туризма являются следующие: проведение общественных семинаров, обследований местных жителей, открытых слушаний, про­ведение общественных форумов, метод номинальной группы.

Основным требованием, предъявляемым к блоку целей и задач, яв­ляется обеспечение реальности. Цели должны быть конкретными и до­стижимыми, сбалансированы по экономическим, социальным и эколо­гическим аспектам. [4; с. 35]

Диагностика. Это этап сбора данных, где информация собирается как из первичных, так и из вторичных источников. В качестве необхо­димой информационной базы предплановых исследований использу­ется весь комплекс статистических показателей, характеризующих хозяйственную деятельность на исследуемой территории, а также факто­логический материал относительно всех факторов, оказывающих влия­ние на состояние и тенденции развития туризма. [4; с. 36]

Инструменты маркетинга для сбора информации могут использо­ваться по следующей схеме:

  • сегментирование населения города по степени доступности раз­личных форм и видов туризма. Спрос на туристские услуги в значитель­ной мере характеризует такой фактор, как уровень дохода. Проведе­ние сегментирования по вышеуказанному критерию позволит выбрать наиболее оптимальные для населения конкретного региона виды туриз­ма в зависимости от финансовых возможностей каждой группы, выя­вить малообеспеченный сегмент потребителей и для него разработать особую программу поддержки;
  • измерение величины и характеристик потоков посетителей горо­да. Здесь прослеживаются тенденции туристских прибытий в регион как международных, так и внутренних туристов, анализируются спе­цифические характеристики туристов, посещающих регион, при не­обходимости проводятся специальные обследования туристов. Полу­ченная информация позволит выработать ряд мер по привлечению въездных посетителей и ляжет в основу исследования востребованно­сти существующего туристского предложения; предоставит возмож­ность выявить и описать значимые позитивные и негативные факторы, влияющие на привлечение туристских потоков, как, например, при­влекательный или непривлекательный имидж туристского центра в на­правляющих странах, как влияет политическая нестабильность, преступность; какова удаленность туристского центра от основных направляющих стран и стоимость проезда;
  • исследования в области туристского предложения территории. При этом для оценки туристского предложения целесообразно исполь­зование ресурсно-отраслевого подхода. Он предполагает проведение оценки основных видов туристских ресурсов по категориям: наличия, местоположения, доступности, привлекательности, состояния и удоб­ства использования, емкости и пропускной способности, безопасности, проблемам и перспективам использования. В рамках данного подхода собирается и систематизируется информация по элементам, составляю­щим туристский потенциал территории. При этом оценки должны быть дифференцированными для различных форм и видов туризма;
  • исследование и выявление факторов, формирующих спрос на туристский продукт территории, и оценка уровня спроса при различных количественных значениях этих факторов. Существует большое число факторов, в различной степени влияющих на потребление туристского продукта. В этой связи необходимо определить ряд факторов, прису­щих данному региону, а также динамику изменения количественных значений этих факторов. При этом важно произвести оценку влияния существующих и потенциальных конкурирующих туристских центров на динамику посещения исследуемого региона;
  • исследования процесса туристского потребления на основе сбора данных о туристских расходах, что позволит в дальнейшем прогнозиро­вать валовые и чистые доходы в иностранной и местной валюте; произведен­ный доход; эффект мультипликации; прямую, косвенную и генерирован­ную занятость; вклад туризма в доходы региона и государства.

На основании полученных данных проводится комплексная оцен­ка достигнутого уровня развития туризма, анализируются актуальные проблемы использования потенциальных возможностей и важнейших направлений его развития.

Анализ и синтез. Полученные в рамках ресурсно-отраслевого и маркетингового подходов сведения и материалы должны быть оценены комплексно и синтезированы. Анализ необходим для того, чтобы уста­новить наличие информации о возможностях, проблемах и целях отрас­ли туризма, которые действующие лица, организации и учреждения счи­тают важными. Это стандартный процесс, состоящий из следующих элементов:

  • поиски планов, программ, статистической информации и т. д.;
  • анализ документов;
  • анализ прессы, интервью с экспертами. [4; с. 37]

При необходимости эта информация может быть дополнена объективными и субъективными данными рынка (опросы прохожих, анкетирование семей и организаций и пр.).

В ходе информационного анализа проводятся исследования и при­нимаются решения по следующим основным вопросам:

  • определение имеющих отношение к делу достижений и сферы дей­ствия результатов работ с целью установления основных областей дея­тельности;
  • подробное описание рынков и областей деятельности с указани­ем необходимых данных и документов, а также дополнительной пер­вичной статистической информации;
  • учет факторов внешней среды, влияющих на развитие туризма на данной территории и определяющих границы, в которых могут иметь место последствия этих влияний;
  • маркетинг, являясь результатом конкуренции, требует критиче­ского изучения конкурентов и их влияния и значения, включая срав­нения сильных и слабых сторон с собственными проблемами и возмож­ностями.

Результатом аналитического этапа планирования является диффе­ренцированный по отдельным областям деятельности проблемно-потен­циальный профиль туристской отрасли в рамках исследуемой террито­рии, а также уточненное перечисление настоящих и будущих целей, осуществляемых стратегий и выполняемых мероприятий.

Разработка политики и плана. Разработка политики и плана туристского развития требует рассмотрения множества ранее изученных и проанализированных элементов. Важным моментом является интеграция туризма в общую политику и план развития данного региона. [4; с. 38]

При разработке туристской политики необходимо учитывать, что она может принимать разнообразные формы. При этом основными вопросами являются следующие: