Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике ( Особенности современной монополии как формы организации бизнеса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Проблема конкуренции и ее эффективности всегда находятся в центре внимания абсолютно любого государства. Данный вопрос активно обсуждается в промышленных и правительственных кругах, в связи с тем, что конкурентный рынок постоянно совершенствуется, представляет собой динамично развивающийся организм. Являясь неотъемлемой частью рыночной экономики и важнейшим инструментом в механизме регулирования общественного воспроизводства, конкуренция способствует рациональному использования ресурсов и росту благосостояния. Отсутствие конкуренции производителей на стабильном рынке сбыта, гарантированность заказов приводят к не самым лучшим последствиям - выпадению из мирового технологического пространства, обрекающему общество на долговременное производство и потребление неконкурентоспособных продуктов.

На прошедшем 28 марта 2017 года съезде Ассоциации российских банков (АРБ) развернулась острая дискуссия о конкуренции в банковской среде. Острота полемики была связана с тем, что стало очевидным противостояние крупнейших банков, занимающих доминирующее положение и получающих поддержку от государства, и остальной части банковского сектора, на стороне которого выступает АРБ.

Конкуренция выгодна для субъектов рынка, поскольку она стимулирует повышение качества услуг, снижение издержек, повышение качества. Невыгодна конкуренция субъектам, имеющим преференции на рынке. Официальные нормативные документы утверждают существование в банковском секторе конкурентной среды, однако качественные и количественные показатели групп банков свидетельствуют о монополизации банковского рынка.

В этой связи, с учетом огромной роли банковской сферы для финансовой системы страны, тема исследования процессов монополизации в данной сфере представляет огромный интерес и значение.

Объектом исследования курсовой работы выступает банковский рынок России. Предмет исследования – процессы монополизации на данном рынке.

Целью курсовой работы является изучение монополии и монополизации на примере банковской сферы РФ. Задачи курсовой работы обусловлены целью и заключаются в следующем:

- рассмотреть понятие и причины появления монополий;

- выявить роль монополии и монополизма в современной экономике;

- обозначить особенности государственной монополии в экономике;

- провести основных факторов, приводящих к монополизации банковского рынка России;

- исследовать проявления монополизма на банковском рынке России.


Для изучения темы использовались различные научные статьи и монографии авторов, указанных в списке источников. Особую помощь при написании работы оказала серия статей В.Я. Вишневера и А.Ю. Латышева.

Методы исследования. При обосновании теоретических положений и разработке практических аспектов использовался научный инструментарий, в частности, такие методы исследования, как наблюдение, сравнение, анализ и синтез, системный подход.

Практическая значимость работы определяется тем, что ее положения можно использовать при изучении студентами дисциплины «Теория отраслевых рынков», а также при написании дипломной работы по проблематике исследования.

Структура работы соответствует требованиям и включает: введение, теоретическую и практическую главы, заключение, список использованных источников и приложения.

1. Особенности современной монополии как формы организации бизнеса

1.1. Понятие, сущность и виды монополий

Прежде чем приступить к анализу понятия государственная монополия и его проявлениям в банковской сфере, следует рассмотреть сущность монополизма как экономической категории. Монополия - это тип структуры рынка, при котором всю отрасль производства контролирует только один продавец, предлагая свою продукцию множеству покупателей, действующих независимо друг от друга.[1] Для монополии характерны следующие особенности: фирма-монополист производит уникальный продукт, не имеющий заменителей, вход в отрасль блокирован, таким образом, существование монополии препятствует возникновению и развитию стихийных рынков, подрывая свободу конкуренции.[2]

В России первые монополии возникли в 80-х годах 19 века в результате непосредственного вмешательства государства, которое способствовало их созданию и функционированию в отраслях, удовлетворявших общественные и государственные нужды (металлургия, транспорт, машиностроение, сахарная и нефтяная промышленность). Вследствие чего, стали образовываться государственные монополии, действовавшие при прямой поддержке правительства (например, "Продпаравоз", военно-промышленные монополии).[3] Таким образом, государство непосредственно использует монопольную власть для максимально эффективного распределения имеющихся факторов производства и достижения положительного эффекта от масштаба производства.


Термин «монополия» (с греческого monos — «один», и poleo — «продаю») — достаточно известное в экономической теории определение для рыночных структур, которые противопоставляются рынку «чистой конкуренции». Понимание монополии как рыночной структуры достаточно похоже у разных экономистов. Еще А. Смит в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» определил ее как ситуацию, при которой продавец имеет исключительное право на продажу.[4] Р.-П. Макафи определяет монополию как структуру рынка, характеризующуюся появлением на нем только одного производителя или поставщика данного товара или услуги, который контролирует предложение и цены при наличии большого количества покупателей.[5] Им же монополия характеризуется возникновением барьеров, которые препятствуют другим компаниям входить на рынок (такими барьерами могут быть законодательство, затраты, «административный ресурс» и пр.). Еще одним условием возникновения монополии может стать наличие определенного продукта, который не имеет хорошего или близкого заменителя. В книге Р.А. Познера под монополией тоже понимается фирма (либо ситуация на рынке, где действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов, выпускающая товары или оказывающая услуги, которые не имеют полноценных близких заменителей[6].

Важно отметить, что монополия, наряду с совершенной конкуренцией, монополистической конкуренцией, олигополией, в экономической теории называется рыночной структурой. Естественно, можно предположить, что целью создания монополии как рыночной структуры является максимизация прибыли для бизнеса. Максимизация прибыли в условиях монополии достигается за счет возможности установления высокой цены, обеспечивающей и покрытие собственных издержек, и получение необходимой нормы прибыли.

На практике можно выделить следующие виды организации монополий: картель, синдикат, трест, концерн и конгломерат (холдинг). Именно такая классификация, в частности, приводится работе А. В. Кузнецова.[7] Однако эта классификация достаточно общая и рассматривается в целом ряде иных работ, в том числе зарубежных.[8] Таким образом, можно назвать такие формы монополий:

1) картель (низшая форма монополии, когда абсолютно независимые продавцы производят ценовой сговор, устанавливая завышенную цену на товары или услуги, следят за соблюдением ценовой политики);


2) синдикат (форма монополии низшего уровня, когда юридически независимые предприятия объединяются в систему снабжения и сбыта);

3) трест (более высокая форма монополии, которая характеризуется потерей независимости предприятий, входящих в трест, контролем над ними «головной компании», полным управлением, снабжением, сбытом, производственными процессами и единой корпоративной стратегией);

4) концерн (одна из высших форм монополии, когда предприятия, входящие в концерн, формально являются независимыми, но имеют значительную долю собственности одной компании; этой компанией осуществляется управление предприятиями концерна; часто предприятия концерна связаны друг с другом технологически, но легко могут быть отчуждены основным собственником без юридической реорганизации — после продажи контрольного пакета акций);

5) конгломерат, или холдинг (также высшая форма монополии, которая внешне похожа на концерн, но предприятия в ее рамках не связаны технологически друг с другом; хотя компания-владелец может проводить единую политику при управлении ими, но и может легко отчуждать их, объединять в другие монопольные структуры и т. п.; современным финансовым капиталом часто используется данная форма монополии).[9]

Особенности основных типов монополии видны также на рисунке.

Рисунок 1. Виды монополий и их особенности

В условиях глобализации формируются и международные концерны, и холдинги, перерастающие зачастую в транснациональные компании (ТНК), уже являющиеся мировыми монополиями.[10]

Причины появления монополий различны. На рисунке ниже представлены некоторые из них.

Рисунок 2. Виды монополий и их особенности

1.2. Роль монополии и монополизма в современной экономике

Отношение к монополии как к рыночной структуре, ее роли в экономике у разных экономистов явно неоднозначное — от отрицательного (хотя и не явно) до положительного.[11]

В частности, на рисунке ниже представлены отрицательные ее стороны.


Рисунок 3. Общественные потери монополизации

Вообще, «чистая монополия», в теории А. О. Курно (создана в 1838 г.), должна добиваться максимизации прибыли, когда предельный доход (дополнительный доход, получаемый при продаже дополнительной единицы товара) равен предельным издержкам (дополнительные издержки на производство дополнительной единицы товара).[12] Модель «дуополии» того же Курно предполагала работу на рынке двух продавцов, которые приспосабливают свои объемы выпуска к заданным покупателями ценам, и точка равновесия достигается, когда дуополисты продают равные количества товара по цене, средней между монопольной ценой и ценой совершенной конкуренции.

На практике применение «чистой монополии» и «дуополии» Курно возможно лишь в очень незначительном числе случаев (в проведении аукционов, например, когда рынок можно назвать организованным). Если бы «чистая монополия» существовала на практике, она бы имела возможности постоянно увеличивать цену на товары, обеспечивая себе максимум прибыли. Да и «дуополия» как модель характеризовалась бы высокой ценой. Другое дело, что на практике при наличии явлений, близких к подобным моделям, или возникают иные участники, предлагающие более низкие цены (в том числе и «подпольно»), или постоянный необоснованный рост цен приводит к нахождению альтернативы товарам, продаваемым монопольными структурами.[13]

Марксистско-ленинская теория называет ее существенной и основной чертой рыночной экономики конца XIX — начала XX в., логично завершающей эпоху «капитализма свободной конкуренции». При этом Марксом выделены собственно монополия («капиталистическая»), «естественная монополия» (этот термин используется и ныне другими теоретиками), а также случайная монополия. Капиталистическая монополия, по его мнению, формируется посредством концентрации производства и развития конкуренции (как следствие этих процессов).[14] А цель такой монополии — в получении добавочной монопольно высокой прибыли (то есть путем завышения цен на продаваемую продукцию). «Естественная монополия» связана с наличием частной собственности на редкие факторы производства (в основном природные ресурсы) и никак не связана с развитием конкуренции и уровня производства. Здесь монополия позволяет установить монопольную цену, которая превышает цену производства и стоимости товара.[15] «Случайная монополия» формируется только по причине случайного соотношения спроса и предложения [5. С. 194-195] не в пользу покупателя или продавца. Маркс обосновал то, что монополия противоречит конкуренции, но, в то же время, причиной ее появления и является конкуренция.[16] Монополия производит конкуренцию, конкуренция производит монополию. Монополисты конкурируют между собой, конкуренты становятся монополистами... Синтез заключается в том, что монополия может держаться лишь благодаря тому, что она постоянно вступает в конкурентную борьбу.[17] Эта теория поддерживалась и В. И. Лениным, который утверждал, что «монополии, вырастая из свободной конкуренции, не устраняют ее, а существуют над ней и рядом с ней, порождая этим ряд особенно острых и крупных противоречий, трений, конфликтов».[18] То есть в рамках марксисткой теории монополия — с одной стороны, негативное явление (позволяющее «завысить» цены и получить максимум прибыли капиталисту), а с другой — не особо «разрушающее» конкуренцию явление, существующее в рамках конкуренции, а ряд монополий конкурируют и между собой.