Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике ( Особенности современной монополии как формы организации бизнеса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Другим известным экономистом, А. Маршаллом, были вообще доказаны преимущества монополии как единственной крупной фирмы, которая может более экономично работать, по сравнению с тем, когда такой же объем производства поделен между большим количеством мелких производителей в условиях конкуренции.[19] В качестве сильной стороны крупных компаний (как последствий формирования монополий) им названа возможность использования преимуществ крупномасштабной кооперации. Также А. Маршалл полагал, что предложение товара в условиях свободной конкуренции формирует даже более высокие цены, чем в условиях монополии. Однако он указывал и на такую специфику, как поведение монополии. Им была решена проблема максимизации монопольного дохода методом сравнения совокупного дохода и совокупных издержек компании. Суммарная выгода монополии, по его мнению, включала монопольный доход и потребительский излишек. Маршалл не считал монополию рыночной структурой, серьезно влияющей на эффективность экономики.

Таким образом, «абсолютным злом» монополия не может являться в силу своей определенной «полезности» в экономике.

Действительно, «чистые монополии» в современной экономике встречаются очень редко: мы чаще можем наблюдать отрасли с монополистической конкуренцией — когда имеется достаточно большое число фирм-продавцов дифференцированной продукции, которые осуществляют ценовой контроль над продажной ценой производимых ими товаров.[20] Такая конкуренция может быть внутриотраслевой, межотраслевой или межстрановой.

Можно привести довольно много примеров таких видов монополистической конкуренции. Так, внутриотраслевая внутристрановая монополистическая конкуренция связана с наличием на рынке нескольких крупных компаний, которые конкурируют между собой, не исключая наличия на рынке и мелких компаний. Такая ситуация в России и в мире в целом наблюдается в розничной торговле, в торговле нефтепродуктами — это наиболее яркие примеры. Внутриотраслевая межстрановая конкуренция бывает связана с тем, что если в одной стране есть компания-монополист, то в другой стране может быть аналогичная компания, продающая тот же продукт, что создает монополистическую конкуренцию на мировом рынке (это очень характерно для рынка нефти, газа, наиболее сложной электроники).[21] В качестве примера межотраслевой монополии можно привести ОАО «РЖД», которое всегда представляют «естественным монополистом», конкурировать с которым практически невозможно (все железные дороги в России принадлежат ему). Однако с железнодорожными перевозками успешно конкурируют автомобильные и даже авиационные, что уже давно стало реальностью.[22] Аналогично и ответом на рост цен со стороны компаний — монополистических конкурентов на рынке нефтепродуктов становится переориентация части потребителей на газ как основное топливо для автомобилей.[23]


То есть современная монополия — это не та «чистая монополия», которую описал Курно, это и не классическая «дуополия», описанная им же, и даже не олигополия. Это, скорее, доминирующая по объему продаж на рынке компания. Таких компаний может быть ни одна, ни две, а достаточно большое, хоть и ограниченное, множество. Между этими компаниями существует конкуренция, которая может быть и ценовой (что не дает монопольным структурам необоснованно завышать цены), и неценовой (что часто может быть направлено на сокращение издержек и рост качества товаров, работ, услуг). В результате деятельность монополистических структур может даже стать полезной для потребителей, которые получают более высокое качество при низких (порою ниже, чем при совершенной конкуренции) ценах.

1.3. Особенности государственной монополии в экономике

В отличие от естественных монополий, существовавших в силу объективных причин (невозможность конкуренции)[24], государственные монополии устанавливаются государством для обеспечения публичных интересов. Введение государственных монополий представляет собой ограничение принципа свободы экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности, установленное законом[25].

Сущность государственной монополии раскрывается через монополию государства на производство и реализацию товаров массового потребления, также на экономическое пространство, в пределах которого реализуется институциональная, экономическая, военно-стратегическая деятельность. Основным признаком государственного монополизма является наличие исключительного права государства на осуществление хозяйственной деятельности. Поэтому, государственную монополию считают одной из форм воздействия на экономические отношения, прямым средством осуществления государственного управления[26].

При анализе понятия государственная монополия необходимо учитывать многоаспектность и многозначность содержания данного термина. В широком значении государственная монополия представлена набором монопольных функций, которые реализуются государством в современной экономике (монополию государства на экономическое пространство, на применение насилия, на выполнение функций гаранта исполнения контрактов). В узком смысле слова, государственная монополия - это монопольные права государства на осуществление хозяйственной деятельности в определенных сферах экономики.[27] Данная монополия представляет собой важный инструмент государственного регулирования экономики.


Государственную монополию можно рассматривать с трех позиций[28]:

1. Как экономическую категорию, которая определяется как специфическая система производственных отношений, представляющая собой особый элемент экономической системы общества.

2. Как институт экономики, который характеризуется как совокупность правил, норм, методов и способов функционирования объектов государственной монополии.

3. Как субъекта хозяйствования - специально созданную организацию для реализации установленных целей. Для достижения поставленных целей экономические организации стремятся к рациональному поведению и тем самым становятся факторами стабилизации рыночной среды.

Являясь экономической категорией, государственная монополия отражает определенные взаимосвязи и отношения, возникающие по поводу обеспечения интересов общества между экономическими субъектами: государством, хозяйствующими организациями, гражданами на всех стадиях производства. Экономическая сущность государственной монополии выражается в исключительной компетенции государства на осуществление хозяйственной деятельности в стратегически важных отраслях экономики и в установленном законом ограничении принципов свободы экономической, хозяйственной деятельности.[29] Государство, устанавливая монополию в определенных экономических сферах, решает вопросы национальной безопасности, благосостояния граждан, при этом обеспечивает постоянный источник дохода в государственный бюджет.

В зависимости от уровня проявления государственной монополии существует иерархия ее субъектов. На макроэкономическом уровне субъектом государственной монополии выступает государство, либо открытое акционерное общество, контрольный пакет акций которого принадлежит государству. Микроуровень, в свою очередь, представлен государственными хозяйствующими субъектами, которые должны получить сертификаты, лицензии и другие разрешительные документы на осуществление монопольной деятельности.[30]

Государственная монополия также связана и с другими категориями экономики: общественным производством, спросом и предложением, собственностью, прибылью.[31]

Таким образом, экономическая сущность государственной монополии выражена в реализации исключительной компетенции государства, воздействии на экономические отношения, осуществлении государственного управления.


Раскрыть суть государственной монополии невозможно без исследования функций государства в современной экономике. Среди основных экономических функций государства можно выделить стабилизацию экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста, для реализации которых государство проводит политику, направленную на преодоление спада производства, обеспечение национальной безопасности, благосостояния граждан, поддержание общественного порядка.[32] Тем самым государство разрабатывает методы эффективного управления в масштабах всей страны. В сферу деятельности государства также входит и регулирование цен, поскольку динамика и уровень цен в стране отражают состояние национальной экономики, влияют на структуру хозяйства, уровень жизни населения. В связи с этим государство вынуждено влиять на цены, используя различные методы воздействия. К примеру, государство проводит политику ценообразования, устанавливая цены на некоторые товары и услуги, вводя тарифы на электроэнергию, железнодорожные перевозки[33]. Для осуществления поставленных задач государство, как общественный институт, обладает политико-правовой монополией, являющейся прямым средством осуществления государственного управления и инструментом контроля управляемых объектов. Так, исключительно государство обладает монополией на применение принуждения, выступая представителем и носителем общественных интересов, разрешая и предотвращая противоречия и конфликты между различными слоями населения.[34]

Следует отметить, что объекты регулирования государственной монополии достаточно разнообразны и не относятся ни к одному типу государственного регулирования.[35] Государство, принимая решение об установлении монополии в различных секторах экономики, преследует стратегические цели, исходя из интересов и проводимой политики. Например, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, психотропных и наркотических средств принятие решения об установлении монополии государства является вопросом политической воли. А в сфере военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами и внешней торговли оружием введение государственной монополии обеспечивает национальную внешнеполитическую безопасность, обороноспособность государства, которые отражают потребность в сохранении своего суверенитета и обуславливают необходимость наличия эффективных механизмов государственного управления, среди которых важную роль играет институт государственной монополии.[36] Также государственная монополия существует в области здравоохранения, она используется в производстве лекарственных средств для решения социальных проблем общества, в космической отрасли. Кроме этого, государство стремится наиболее рационально перераспределить доходы и ограниченные ресурсы, обеспечить производство общественных товаров и услуг и качественное распоряжение государственной собственностью.


К основанию для введения и установления частичной или полной монополии государства на производство и продажу отдельных видов товаров можно отнести увеличение за счет этого доходов государственного бюджета. Для наглядности рассмотрим предприятия, которые функционируют в нефтегазовой сфере. Данный сектор экономики представляет собой главный источник прибыли, обеспечивающий пополнение государственного бюджета России.[37]

Наша страна осуществляет поставки нефти и газа в больших количествах многим зарубежным странам, имеющим не настолько крупные запасы нефтегазовых месторождений. Объемы настолько огромные, что прекращение поставок может привести к остановке функционирования многих предприятий по всему миру, которые использую нефть и газ в качестве сырья.[38] Для того чтобы не допустить возникновения серьезных проблем, страна вынуждена осуществлять полный контроль за ситуацией, происходящей на рынке. Стоит отметить, что государству намного легче и выгоднее контролировать лишь одно из государственных предприятий, нежели десятки коммерческих организаций, причем наличие большого количества частных структур не привело бы к улучшению качества продукции. В связи с этими доводами, государственная монополия в РФ остается необходимым условием и эффективным механизмом осуществления контроля в стратегически важных секторах экономики государства.[39]

В настоящее время ситуация, сложившаяся на рынке, особенно остро ставит вопрос о необходимости государственного вмешательства в экономические процессы. Эта проблема является актуальной в связи с прохождением особого этапа мирового экономического развития, обусловленного наличием глобализационных процессов, транснационализации и макроэкономической нестабильности большого количества стран.[40]

Возникновение государственных монополий происходит в результате регулирующего воздействия государства путем установления определенных сфер предпринимательства в качестве монополий для защиты интересов общества и государства. Установление монополии государства связано с реализацией целей рыночной стратегии правительства страны, для этого государство становится единственным какого-либо товара на рынке.[41]

Наиболее лучший эффект страна получает вследствие деятельности предприятий, находящихся в отрасли естественной или государственной монополии. Эти предприятия либо находятся в собственности государства, либо крупные пакеты их акций принадлежат правительству.[42]