Файл: Роль кадровой службы в формировании и реализации кадровой стратегии.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
Основным показателем эффективности стратегии являются конкурентные преимущества, получаемые организацией в результате реализации выбранного варианта стратегии[40].
Глава 2. Теоретические аспекты деятельности кадровой службы
2.1. Понятие кадровая служба организации
Повседневная реализация кадровой стратегии и одновременно помощь руководству при выполнении им задач управления предприятием лежат в оперативной области управления кадрами. Стратегическое и оперативное управление персоналом на предприятии осуществляют менеджер по кадрам и линейные руководители. При этом менеджер по кадрам является главным носителем и распространителем предпринимательской культуры, а линейный руководитель несет ответственность за своих сотрудников, изучает положение дел в организации, дает заключения и информирует руководство[41]. Практика показывает, что число работников кадровых служб в среднем должно быть 1-2% персонала (норма 1 кадровик на 120 работников), кроме того, штат кадровой службы зависит от сложности и разнообразия работы, а также от сферы деятельности организации.
Кадровая служба (также HR, от англ. Human Resources) предприятия — совокупность специализированных подразделений в структуре предприятия (с занятыми в них должностными лицами — руководителями, специалистами, техническим персоналом), призванных управлять персоналом предприятия в рамках избранной кадровой политики[42].
В основные функции менеджера по кадрам в области стратегического и оперативного управления персоналом на предприятии входит[43]:
- помощь руководству в формировании и реализации кадровой стратегии предприятия (подготовка проекта стратегии, участие в обсуждении проекта, обеспечение практической реализации утвержденной стратегии);
- активное участие в разработке структуры предприятия (проведение кадрового планирования и регулирования численности персонала);
- обеспечение развития персонала (разработка общей технологии и прикладных методов первичного развития сотрудников, участие в реализации этого процесса, оценка его результатов; адаптация м мотивация как существующих так и вновь принятых);
- осуществление психологической поддержки персонала (разработка концепции психологической поддержки; выявление психологического портрета и личностных качеств сотрудников и вновь принятых ; мониторинг состояния психологического климата в коллективе и т. д);
- сбор и обработка информации о рынках труда, определение наиболее эффективного способа комплектования персонала (кадровый маркетинг);
- оценка кадрового состава, проведение аттестации и реализации управленческих решений, принятых по ее результатам);
- кадровое делопроизводство в полном объеме (оформление приема, увольнения, отпусков, перемещений, кадровых документов согласно принятым требованиям, заполнение трудовых книжек и ведение журналов учета; сдача установленной отчетности);
- организация взаимодействия с профсоюзом (при его наличии)[44].
2.2. Структура кадровой службы и ее роль в формировании и реализации кадровой стратегии
Кадровая служба не участвуют напрямую в управлении основной деятельности компании, а только помогает руководству решать вопросы, связанные с реализацией выбранной кадровой стратегией управлением персоналом[45]. Структура кадровой службы зависит прежде всего от функций, которые они выполняют, а также от числа работников в организации. Ниже, как пример, представлена типовая структура службы персонала крупной организации с численностью 500 человек (таблица 1).
Таблица 1 - Типовая структура службы персонала крупной организации с численностью 500 человек[46]
Структурная должность |
Какими факторами предопределена |
Содержание деятельности по реализации стратегии |
Вице-президент по персоналу-руководитель службы |
Необходимостью участия в разработке, реализации и развитии кадровой политики организации |
Разработка кадровой стратегии. Определение механизмов ее реализации. Осуществление руководства кадровыми службами в целях реализации стратегии |
Служба организации развития персонала |
Переходом к профессиональной деятельности по управлению персоналом и создание соответствующих служб |
Организация работы кадровых подразделений и обеспечение их совместной деятельности с другими службами в интересах эффективного достижения целей организации |
Служба оценки персонала |
Необходимостью перехода к управлению человеческими ресурсами в связи с возрастанием их роли в производственных процессах и накоплению человеческого капитала |
Организация проведения исследования и оценки персонала. Выработка направлений развития служб управления персоналом. Поиск эффективных способов, форм и методов влияния на кадровые процессы и кадровые отношения в организации |
Служба привлечения персонала и мониторинга рынка труда |
Участием в кадровой работе в соответствии с должностными (функциональными) обязанностями |
Решение вопросов найма и увольнения персонала, его аттестации, профессионального развития, социальной защиты, управления карьерой, формирования необходимого морально-психологического климата в коллективе. Активное исследование рынка труда для привлечения персонала |
Служба кадрового учета и делопроизводства |
Компетенцией по организации кадровой деятельности в организации и исполнение решений вышестоящих организации |
Исполнение кадровых программ. Исполнение функций по кадровому делопроизводству и контролем за персоналом |
Юридический отдел службы персонала |
Необходимость контроля за соблюдением правовых положений в организации |
Исполнение обязательств по соблюдению прав и гарантий сотрудников |
Психологическая служба отдела персонала |
Контроль за социально-психологическим состоянием работников |
Проведение психологических бесед и тестирований с кандидатами на прием, также с сотрудниками организации, помощь в решении личных проблем |
2.3. Функции кадровой службы на разных этапах жизненного цикла организации
Кадровые службы могут быть организованы по функциям и по объектам, быть иерархическими и неиерархическими, централизованными и децентрализованными. Понятно, что на разных стадиях жизненного цикла организации функции отдела кадров неодинаковы[47]:
- на стадии формирования организации кадровой службы как таковой еще нет, не выработаны принципы работы с персоналом, образцы документации, но кадровые мероприятия необходимы. к ним будет относиться проектирование организационной структуры, осуществление затрат на подбор и привлечение персонала, его обучение, оплату труда и способы адаптации в организации;
- на стадии интенсивного роста в задачи кадровой службы входят привлечение нового персонала и развитие корпоративной культуры;
- на стадии стабилизации главное в деятельности кадровой службы - оценка персонала, поиск резервов, планирование карьеры, анализ соответствия бизнес - стратегии кадровой или ее замена;
- на стадии кризиса - важную роль играет диагностика кадрового потенциала, при необходимости проведение сокращения штата[48].
Кадровая служба, осуществляя названные функции управления персоналом и реализуя тем самым вид выбранной стратегии, ориентирует работников предприятия на результативную деятельность, способствуют формированию у них чувства удовлетворенности и верности предприятию, что служит достижению целей его кадровой и бизнес - политики[49]. Роль кадровой службы велика на предприятии, так как она является не только посредником между работниками и администрацией, но и субъектом кадровой стратегии. От правильно задуманной и реализованной кадровой стратегии зависит положение организации на рынке, ее авторитет и выполнение первостепенных целей[50].
Глава 3. Анализ кадровой стратегии организации на примере ООО «Инвест-Горстрой»
Компания ООО «Инвест-Горстрой» была организована в 2014 году, на смену компании ООО «Инвест-Горстрой-М» и на сегодняшний день является одной из лучших организаций по продаже крепежных изделий на рынке. Компания имеет зарегистрированный товарный знак - MisterFix, которому уже более 7 лет. В рамках стратегического развития ООО «Инвест-Горстрой» ведет активное сотрудничество с Германией, Италией, Чехией и Китаем. Истоками успеха нашей компании по версии журнала «Стройка» является «умениеж взаимовыгодно налаживаться сотрудничество се группой компанийка FischerWorke» недаром ведьма наша организация является генеральнымн представителем компании Fischer во России. Также во числе наших партнеров выступаюту торговые организации-OBI, Castorama, Leroy Merlen, Хоум Сентерзи. Основная миссия организациий - «продаваться крепежные изделия только высокогорье качества из помогать людям во реализации строительных проектов». Основнойк целью организации является получениеж прибыли из распределение ее между участникамий общества (согласность Уставу).
Выстраивая над предприятии кадровую стратегию, руководителий прежде всего, ориентировались над закрытый типи кадровой политики, ведьма в штате дог сих пора трудятся людишки, посвятившие себя нашейный фирме се момента создания товарного знакаб - категория специалистов, ад набор персонала ведется толькоп на низшие должности (комплектовщикий, фасовка, грузчики). Организация премируету своих сотрудников продвижением под карьерной лестнице изо года во год, поэтому основной составить держится во организации дог сих пора. Над момент 2018 годами в организации трудятся 39 человекл.
Среднесписочная численность под годам составляет:
2016 годе:
Периодика |
Средняя численность |
|||||
работниковг |
женщина |
внешних |
работниковг, выполнявших работы под договорам ГПХ |
авторские из лицензионные договоры (справа.) |
||
Физические лица |
ПБОЮЛМ |
|||||
Январь |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Февраль |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Мартен |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Апрель |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Майя |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Июнь |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Июль |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Августу |
3 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Сентябрь |
6 |
3 |
3 |
0 |
0 |
0 |
Октябрь |
11 |
5 |
3 |
0 |
0 |
0 |
Ноябрьэ |
11 |
4 |
3 |
0 |
0 |
0 |
Декабрь |
24 |
8 |
2 |
0 |
0 |
0 |
Квартал 1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Кварталм 2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Квартал 3 |
3 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
Квартал 4 |
15 |
6 |
3 |
0 |
0 |
0 |
Годе |
5 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2017 годе:
Периодика |
Средняя численность |
|||||
работниковг |
женщина |
внешних совместителей |
работниковг, выполнявших работы под договорам ГПХ |
авторскиеж и лицензионные договоры (справа.) |
||
Физические лица |
ПБОЮЛМ |
|||||
Январь |
39 |
14 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Февраль |
36 |
12 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Мартен |
37 |
12 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Апрель |
38 |
13 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Майя |
38 |
13 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Июнь |
37 |
12 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Июль |
37 |
13 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Августу |
36 |
12 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Сентябрь |
36 |
12 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Октябрь |
38 |
13 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Ноябрьэ |
36 |
13 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Декабрь |
36 |
13 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Квартал 1 |
37 |
13 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Кварталм 2 |
38 |
13 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Квартал 3 |
36 |
12 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Квартал 4 |
37 |
13 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Годе |
37 |
13 |
0 |
0 |
0 |
0 |